Изящные жесты, скользящие движения, нарядное кимоно и запрятанный в каждом повороте нарратив – так можно описать традиционные японские танцы. Их развитие было переплетено с театрами Но и Кабуки, но со временем танцевальное искусство Японии пошло по своему пути и вобрало в себя новые элементы. Как оно развивалось, на каких принципах строилось и какие роли выполняло на протяжении японской истории? Расскажем всё самое важное, что нужно знать о классических японских танцах.
Танцы возникли в Японии ещё в глубокой древности. Они были частью повседневной жизни народа: ритуальными танцами стремились умилостивить богов, порадовать их; через них люди пытались донести до них свои просьбы. Танец представлял собой средство общения с богами. Отдельные элементы этих танцев-заклинаний и танцев-молитв и сегодня можно встретить в так называемых «классических» японских танцах.
Первое представление, которое дало начало и театру, и танцевальному искусству в Японии, описано ещё в мифологическом своде «Кодзики». Согласно ему, первый на свете танец исполнила богиня Амэ-но Удзумэ. Однажды солнечная богиня Аматэрасу спряталась ото всех, скрывшись в Небесном гроте, и тогда мир погрузился во тьму. Чтобы выманить её обратно, боги разыграли целый спектакль, якобы приветствуя новую богиню, которая должна была занять место Аматэрасу. Как раз тогда Амэ-но Удзумэ и начала танцевать, и танец её был так хорош, что даже Аматэрасу не устояла и выглянула поглядеть на него.
Как считается, от танца Амэ-но Удзумэ произошёл жанр «кагура» – танцевально-театральное представление, в древности бывшее частью синтоистских религиозных церемоний. Уже тогда танец стал ассоциироваться с чем-то эстетическим и священным. Люди верили, что во время исполнения кагуры жрицы мико могли входить в транс и говорить голосами богов.
Танцы в Японии всегда имели тесные связи с религиозной жизнью и различными храмовыми празднествами, но не только они влияли на развитие танцевальных жанров. Не менее значимо было взаимное влияние друг на друга танцевального искусства и театра. Провести чёткую границу между классическим японским танцем и театральным представлением – довольно сложная задача. Актёры театров Но и Кабуки перемещались по сцене, используя особые почти танцевальные движения, а танцоры во время своих выступлений каждым жестом стремились рассказать историю, нередко используя для этого вспомогательные атрибуты и элементы пантомимы. Даже сами термины «актёр» и «танцор» сложно отделить друг от друга, когда речь идёт о классическом японском искусстве.
Говоря о традиционных японских танцах, часто используют слово 日本舞踊 нихон буё:. Несмотря на то, что этот термин был придуман только в эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.), он объединяет в себе танцы, которые сегодня принято называть классическими.
Направление нихон буё развилось из танцев, которые исполнялись на сцене, главным образом из репертуара театров Но и Кабуки, объединивших в себе театральные, танцевальные и музыкальные элементы. Начало нихон буё положили актёры и хореографы Кабуки, когда начали открывать школы и обучать танцам простых людей.
Сам термин нихон буё не так однозначен: его можно использовать как в широком смысле, подразумевая любые традиционные японские танцы, так и в узком, имея в виду строго определённые жанры, такие как гигаку, кагура, бугаку, танцы Но и Кабуки. В рамках этой статьи мы будем больше склоняться к широкой трактовке термина и в целом поговорим о популярных японских танцах, дошедших до нас сквозь века.
Итак, понятие 舞踊 буё: соединяет в себе два основных направления классических японских танцев: 舞 маи и 踊 одори.
Маи – это плавные, элегантные танцы, в которых акцент ставится на движения рук. Важным элементом танцев маи являются обороты и вращения. Для их исполнения требовалась специальная сцена, поскольку для совершения плавных движений танцоры должны были легко скользить по поверхности. По этой причине маи танцевали исключительно в помещениях или специально подготовленных для этого местах на открытом воздухе. Традиция маи имеет очень долгую историю: большинство древних религиозных японских танцев и танцев театра Но относятся именно к этому направлению, и долгое время именно маи, аристократическая и торжественная сторона танцевального искусства, была доминирующей.
Одори, напротив, – это динамичный танец, для которого характерны прыжки и разнообразные движения ног. Одори часто исполнялся несколькими танцорами, и им даже необязательно было быть профессионалами. Иными словами, одори, для которых по большей части не требовались ни долгие годы обучения, ни специальная сцена, были более «народными». Однако сегодня танцы, в которых преобладают элементы одори, также считаются классическим, ценным искусством. Часть танцев, исполнявшихся на сцене театра Кабуки, как раз относилась к направлению одори.
Несмотря на кажущуюся противоположность направлений маи и одори, их построение объединяет ключевая чуть ли не для всего японского искусства композиция. Она состоит из трёх последовательных элементов:
1) 序 дзё «начало» – вступление; обычно в этой части актёр только выходил на сцену.
2) 破 ха «разрушение» – основная часть; во многих случаях отмечает непосредственно начало танца.
3) 急 кю: «внезапность» – развязка; самая короткая часть.
Об универсальности трёхчастной структуры можно говорить часами, ведь сегодня её можно обнаружить и в школьном сочинении, и в сценарии мирового киношедевра. Однако в японских традиционных искусствах структура дзё-ха-кю чувствует себя особенно комфортно. Ей подчиняются и композиция поэтических произведений, и чайная церемония, и искусство владения мечом кэндо-дзюцу, и театральные представления Но и Кабуки. Принцип построения дзё-ха-кю можно разглядеть не только в отдельных танцах, но и в каждом их движении.
Ещё один важный элемент классических японских танцев – это принцип 間 ма. Ма означает паузу, приостановку движения в общем ритмичном потоке. Принцип ма был крайне важной составляющей Бугаку, древнего (очень древнего: он появился в Японии уже в VIII веке) театрально-танцевально жанра, а затем был адаптирован поздними танцевальными формами, особенно Но.
Из-за родства танца с театральным искусством в нихон буё заметен сильный повествовательный аспект. Костюм, макияж и причёска подсказывают зрителям, какую историю актёр старается рассказать при помощи своего танца. В рамках одного танца актёр может несколько раз сменить образ, при этом никак не меняя своего наряда, и таким образом исполнить одновременно несколько ролей.
Особую грациозность танцам придаёт кимоно, часто многослойное и громоздкое. Умело использовать длинные подол и рукава – важный навык. Во время танца они становятся продолжением тела актёра. Другим одним вспомогательным инструментом в танце может выступать разнообразный реквизит (миниатюрные барабаны, полотенца тэнугуи, мечи и так далее), из которых самым популярным является веер. На протяжении выступления он может превращаться в разные предметы или нести метафорический смысл, например, указывать на эмоциональное состояние героя.
Классический японский танец – это ещё и значительная физическая нагрузка. Перемещаясь от позы к позе, танцор всегда должен следить за своим корпусом. Он по большей части остаётся в одном положении и на протяжении всего представления должен держаться ровно ровным, в то время как плечи, кисти, стопы и голова свободно перемещаются в пространстве.
Теперь, когда мы разобрали фундамент японского танца, можно поближе познакомиться с несколькими их заметными представителями.
Подробнее познакомиться с традициями танцев кагура, бугаку, а также с театральными искусствами Но и Кабуки можно в соответствующих статьях. Здесь же рассмотрим другие традиционные танцы, которые можно увидеть в Японии.
Кабуки буё
Одно из самых известных направление в нихон буё – это кабуки буё, или «танцы (из) Кабуки». Так называют произведения, которые исполняются как самостоятельные танцевальные номера, но впервые были исполнены в рамках пьес Кабуки. Они признаны нематериальным культурным достоянием Японии.
Музыка, сопровождающая кабуки буё, обычно включает в себя аккомпанемент из сямисэна и ударных инструментов вроде барабанов цудзуми. Также вместе с танцем звучит песня, текст которой актёр передаёт своими жестами и движениями.
Большое внимание в этом направлении уделяется костюмам и гриму, хотя есть и танцы, исполняемые в простом кимоно и без макияжа. Такие танцы (их называют суодори) считаются ещё более сложными, ведь во время их исполнения актёр не может полагаться на силу костюма, парика и макияжа – все движения и показываемые через них эмоции видны как на ладони, потому от актёра требуется особая точность и выразительность.
Нэмбуцу Одори
Нэмбуцу одори – буддийский религиозный танец, зародившийся в эпоху Хэйан (794–1185 гг.) и получивший широкое распространение в период Камакура (1185–1333 гг.). Нэмбуцу одори был своего рода молитвой – собственно, его название буквально означает «танец-молитва» (念仏 нэмбуцу – буддийская молитва, повторение имени будды Амиды). Он исполнялся во время буддийских церемоний, в частности похорон, чтобы выразить почтение умершим. Во время танца используются барабаны или гонги, а танцоры часто выкрикивают молитвы.
Говорят, что танец, положивший начало театру Кабуки, был основан на движениях нэмбуцу одори – его прилюдно станцевала жрица Идзумо-но Окуни, немного изменив под себя.
Бон Одори
Бон одори – это танец, исполняемый во время фестиваля О-Бон.
Считается, что он был тесно связан с нэмбуцу одори и заимствовал из него некоторые элементы. В период Муромати (1336–1573 гг.) бон одори набрал популярность и стал исполняться для приветствия духов и выражения благодарности предкам во время О-Бона. Для него характерны элементы хоровода и массовость, и сегодня существует множество вариаций бон одори.
Также в наше время бон одори ассоциируется с летом: всё опять же из-за его связей с праздником О-Бон, который отмечают в августе.
Ава Одори
Ава одори – танец, развившийся из бон одори. Он неразрывно связан с одним из самых многолюдных японских фестивалей, который называется так же, как и сам танец – Ава Одори.
У танца ава одори существует множество разновидностей, но характерные черты всё же в них остаются. К примеру, массовость (исполняют танец большими группами) и то, что женщины и мужчины танцуют разные партии. Важным атрибутом, а также символом и танца, и фестиваля Ава одори, является соломенная шляпа ориамигаса, которую надевают танцовщицы.
За всю японскую историю танцы принимали множество форм. Они были ритуалами, молитвами, искусством элиты, развлечением простолюдинов, были доступны только верхушке общества и являлись элементом самых массовых праздников в стране. Они были способом коммуникации с богами и возможностью научиться грации и изяществу. Сегодня они продолжают меняться и развиваться, ведь под влиянием танцевальных традиций со всего мира в Японии продолжают появляться новые танцы, соединяющие традиции Хэйана и Эдо и новомодные течения. Посмотрим, какие удивительные формы японские танцы примут в будущем!
Источники:
日本舞踊とは? 5大流派の特徴や起源、能や歌舞伎との関係も解説
日本舞踊-花柳凜/インタビュー JAPAN COOL? DOU(日本舞踊-花柳凜)
Artist Interview: The world of Rankoh Fujima. Pioneer of the realm of Suodori
Joyce Rutherford Malm. The Legacy to Nihon Buyō (Dance Research Journal vol. 9, No. 2, 1977)
Японский классический танец (традиционный) // Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981