История и техника японской керамики Арита

Японская керамика Арита зародилась ещё четыреста лет назад и в своё время пользовалась небывалым спросом. Многое изменилось с тех пор, однако она всё ещё популярна как в Японии, так и за границей. Сейчас производство керамики Арита продолжает активно развиваться, появляется всё больше новых изделий. Давайте же узнаем немного о том, как она появилась и как её изготавливают сегодня!

Керамика Арита, или Арита-яки – это изделия из белого фарфора, прославившиеся своей гладкой текстурой и изысканностью. После обжига фарфор получается очень тонким, почти что прозрачным, за что он когда-то и снискал любовь европейских аристократов. И хоть чашки, вазы, тарелки и блюда Арита-яки на первый взгляд могут показаться хрупкими, на самом деле это очень надёжная и крепкая утварь, которой можно смело пользоваться каждый день.

Для росписей Арита-яки характерны яркие цвета: много синего и голубого, золотого и жёлтого, красного и зелёного. Изображения отличаются разнообразием – мастера рисуют цветы, животных, людей.

Если переводить дословно, Арита-яки 有田焼 означает «обожённый в Арита». Арита – это посёлок в префектуре Сага, в котором впервые стали производить изделия из белого фарфора.

Город Арита

История Арита-яки

Корнями Арита-яки уходит в период Эдо (1603–1868 гг.), когда в городе Арита в провинции Хидзэн (нынешняя префектура Сага) наладилось производство керамических изделий. Однако давайте сначала отмотаем время назад и познакомимся с «отцом Арита-яки».

Прямиком из Кореи

В конце XVI века по приказу Тоётоми Хидэёси, военного и политического деятеля Японии того времени, японцы отправились в Корею. Один из феодалов из клана Набэсима вместе со своим войском также участвовал в этом вторжении и в итоге, вернувшись на родину, прихватил с собой корейского гончара Ри Сампэя вместе с его учениками.

В 1616 году именно Ри Сампэй обнаружил залежи белой глины на горе Идзуми близ Арита, из неё впоследствии и стали делать Арита-яки. Это было в новинку для японцев: до этого ещё никому не удавалось найти белую глину – Арита-яки стали первыми японскими изделиями из белого фарфора, который считался очень ценным по всему миру.

Сампэй обзавёлся мастерской в Арита и стал производить там керамику под покровительством клана Набэсима.

Фарфор не для всех

Вначале дизайн фарфоровых изделий был довольно прост и невзрачен, но после 1647 года на их поверхности стало появляться всё больше и больше цветных рисунков и богатых росписей. Керамика Арита постепенно расцветала, и уже в 1648 году клан Набэсима присоединил город Арита к своим владениям под предлогом развития фарфорового производства. Конечно же, одной из главных целей было не допустить, чтобы столь ценная техника просочилась за пределы Набэсима к другим заинтересованным в уникальных гончарных изделиях кланам. Набэсима полностью ограничили торговлю Арита-яки: продавали их только через город Имари, и то не всем.

В период изоляции Японии (1641–1853 гг.) голландская Ост-Индийская компания в огромных количествах приобретала фарфор Арита-яки и поставляла его в Европу и Юго-Восточную Азию. С 1653 года и до конца периода Эдо голландцы импортировали более миллиона керамических изделий из Арита. Европейская знать обожала украшать свои дворцы и особняки японскими Арита-яки – это считалось неким символом статуса и достатка.

Голландские торговые корабли

После войны

В период Второй мировой войны для гончарного дела настали тяжёлые времена – вся страна была вовлечена в борьбу, экономика строго контролировалась. Здесь уж было не до фарфора. Однако же мастерам из Арита, несмотря на все трудности, удалось сохранить традиционную технику и даже больше – развить её и улучшить.

После войны производство Арита-яки стало двигаться дальше: мастера стали массово делать посуду для ресторанов, параллельно занимались и художественными, декоративными изделиями. Позже акценты сместились, и мастера начали ориентироваться на производство утвари для дома, стремясь украсить быт обычных людей. Мастера Арита-яки изо всех сил хотели сохранить дух старого традиционного фарфора, но в то же время и привнести в него что-то новое.

На сегодняшний день производства Арита-яки активно развивается: на многих интернет-платформах можно свободно приобрести какое-нибудь изделия из знаменитого японского фарфора, хотя некоторые из них, вероятно, влетят в копеечку.

Три типичных стиля Арита-яки

1. Стиль «Старого Имари» 古伊万里

Это стиль, в котором работали мастера в период Эдо. Он выделяется богатством золотого и красного цветов, изысканными, роскошными узорами и рисунками. Стиль получил своё название из-за того, что именно в городе Имари в период Эдо приобретали Арита-яки. Сейчас многие антикварные изделия продаются под названием керамики «Старого Имари» и пользуются большим спросом среди ценителей.

2. Стиль «Какиэмон» 柿右衛門

Этот стиль назвали в честь керамиста Сакаиды Какиэмона, обучавшегося искусству фарфора у китайского мастера, жившего в городе Нагасаки. Этот стиль отличается обилием белого фона и скромными изображениями животных и растений красных, синих, зелёных и жёлтых цветов.

3. Стиль «Печи клана Набэсима» 鍋島藩窯

Этот стиль специально придумали для клана Набэсима. Как можно догадаться из названия, обжигались такие изделия в печах клана Набэсима – в период Эдо у многих кланов были личные печи для производства керамики.

В этом стиле преобладали синие и голубые цвета, иногда в рисунки добавляли красный, жёлтый и зелёный оттенки, но уже в меньших количествах.

Долгое время фарфор «Печи клана Набэсима» тщательно скрывался – только члены клана Набэсима могли любоваться столь изысканной росписью! Впрочем, были и исключения: к примеру, некоторые изделия в таком вот стиле шли в подарок сёгуну, военному правителю Японии.

Как делают Арита-яки. 14 шагов

Несмотря на то, что вначале техника Арита-яки тщательно скрывалась, сегодня всё стало намного проще – пошаговое описание производства можно спокойно найти в интернете. Хотя, вероятно, на некоторые приёмы всё же наложено табу, и нам о них никогда не узнать.

Как же всё это обычно происходит?

1. Очищают и промывают

Глину тщательно отмывают от камней и прочей грязи. Используют для очистки специальную машину, а также собственные руки. После этого глину кладут в дробилку и крошат на кусочки примерно от 3 до 5 см.

2. Измельчают

Затем эти крупные куски помещают в ступку и измельчают около 13 часов, пока глина не превращается в порошок.

3. Смешивают и пропускают через сито

Затем порошок помещают на ленточный конвейер со смесительной машиной, растворяют его в воде. Делается это для того, чтобы удалить из смеси крупные камни и песок. Затем пропускают через сито. И после хранят в специальном резервуаре.

4. Удаляют примеси

Однако и на этом очистка будущего фарфора не заканчивается. Ещё его нужно избавить от мелких примесей железа. Полученную смесь пропускают через электромагнит и вибросито.

5. Сушат (фильтр-пресс)

Затем глину помещают в специальную машину для сушки – фильтр-пресс. Там под давлением она обезвоживается, благодаря чему становится достаточно пластичной, чтобы сделать заготовку для будущего изделия.

6. Делают заготовки

Затем эту пластичную глину помещают в вакуумную мешалку, там из глины удаляется воздух, чтобы после обжига на изделии не было дефектов. Из полученной массы делают одинаковые цилиндры-заготовки.

7. Формуют

Помимо традиционного способов формования изделия на гончарном круге, сейчас есть множество других методов: на механическом гончарном круге, роликовой формовочной машине, литьевой форме и тому подобное. В выборе мастера гончарного дела себя не ограничивают и используют всё в зависимости от цели.

8. Последние штрихи

После того, как основа уже готова к росписи, её всё ещё необходимо обработать вручную. Острым инструментом срезают мелкие дефекты, придают краям нужную форму, а затем проводят влажной губкой по поверхности, чтобы сгладить неровности после работы с лезвием.

9. Сушка

После необходимо форму высушить при температуре около 900 °C. На этом этапе изделие становится более прочным, из него выходит лишняя влага. Если сделать всё правильно, в дальнейшем краска будет легко ложиться на поверхность.

10. Подмалёвок

Хоть Арита-яки и выделяется своими яркими цветами, на первом этапе наносится только одна краска – оксид кобальта. Несмотря на свой невзрачный болотный оттенок вначале, при обжиге он приобретает красивый синий цвет.

11. Глазурование

Глазурь – это стекловидное покрытие, которое наносится на поверхность керамического изделия. Благодаря глазури поверхность становится глянцевой, яркой и более прочной. Глазурь можно нанести несколькими способами: либо кистью, либо окунанием, либо поливом.

На фото способ окунания

12. Обжиг

Дальше изделие помещается в печь и при температуре около 1300 °C обжигается примерно 16 часов. При высоких температурах глазурь плавится и превращается в стеклянную корку.

13. Нанесение остальных красок

Итак, мы уже на финишной прямой! На этом этапе изображение дополняется другими цветами – красной, зелёной, жёлтой и золотой красками.

Помимо нанесения изображения вручную мастера также используют метод переноса. Для этого используют специальные клейкие трафареты, и хоть на первый взгляд такая техника может показаться простой, на самом деле она требует сноровки и опыта.

14. Последний обжиг

На последнем этапе изделие обжигается при температуре от 700 до 800 °C в специальной печи для закрепления изображения – в печи краска плавится и фиксируется на поверхности фарфора.

Вот как-то так на сегодняшний день и выглядит производство Арита-яки!

Источники: gen-emon.co.jpjw-webmagazine.comshop.shobido-honten.comarita.gr.jpjtopia.co.jp.

Саша Ерёмина
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту