Яндекс Метрика

Реальность и вымысел: чем вдохновлялся режиссёр «Акиры»

Аниме-фильм «Акира» режиссёра Отомо Кацухиро вышел в далёком 1988 году. Проработанность рисовки, эстетика киберпанка и «взрослый» сюжет покорили западного зрителя. В результате «Акира» стал отправной точкой интереса к аниме за пределами Японии. Однако для самих японцев гениальность этого произведения заключалась совсем не в этом. В событиях, происходивших в Нео-Токио, японцы могли почувствовать свою окружающую реальность. Разберёмся в том, какие реалии из жизни Токио 60-х годов и какие фантастические произведения легли в основу произведения Отомо Кацухиро.

Аниме «Акира» впечатляет зрителей масштабом и количеством описываемых социальных проблем, а также невероятными способностями подопытных детей и последствиями их применения.

Создавая этот сюжет, Отомо Кацухиро явно вдохновлялся мангой Tetsujin 28-go, выходившей с 1963 по 1966 год.

Сюжет этой манги повествует о том, как военные тайно разрабатывают супероружие, и профессор по фамилии Канэда создаёт огромного робота и называет его Тэцудзин 28.

Мы видим в произведении Отомо сходства в сюжете и именах персонажей, а также отсылку на Tetsujin 28-go в виде номера 28 у Акиры.

Кадр из манги: номер 28 на руке у Акиры

Интересно, что фамилия «Канэда» — это не просто отсылка к персонажу упомянутой манги. В японской массовой культуре такая фамилия ассоциируется с простыми рабочими. Таким образом, назвав главного героя «Канэда» Отомо как бы подчёркивает его обыденность по сравнению с особенным Тэцуо — другом Канэды, получившим сверхспособности.

Тэцуо и Канэда в аниме

Если фамилия главного героя отсылает нас к реальности, то его мотоцикл вдохновлён идеями из фантастических произведений франшизы Tron.

Мотоцикл Канэды и Lightcycle из Tron

Также в процессе создания сюжета на режиссёра оказал влияние фильм «Космическая одиссея 2001 года». Влияние «Одиссеи» на его фантастическое видение особенно заметно в финале аниме: схожий визуал и процесс перерождения героя.

В «Космической одиссее» тоже был младенец

Говоря о прочих отсылках на фантастические произведения в «Акире», мы можем отметить и то, что в более ранних работах Отомо (Fireball (1979) и Domu (1980)) уже прослеживаются темы борьбы за справедливость и сверхъестественных способностей у детей. В «Акире» они накладываются на мир Нео-Токио, который напоминает реальный Токио 60-х годов не только своим внешним видом, но и схожими событиями и атмосферой. Поговорим об этом чуть поподробнее.

Отсылки на жизнь в аниме «Акира»

В интервью Отомо Кацухиро прямо говорил:
«Акира» — это история моей собственной юности, перенесённая в будущее.

Таким образом, создавая «Акиру», режиссёр опирался на реальный японский опыт: послевоенная травма, урбанизация, протесты 60-х, «новые религии», уличные банды и прочее. 

1. Байкерские банды

Байкеры в «Акире» и в Японии 70-х

Это самое очевидное сходство между миром «Акиры» и реальной Японией 70–80-х годов. Образ жизни и поведение байкерских банд «Капсулы» и «Клоуны» — это не чистая фантазия, а переработанная реальность той эпохи.

Полукриминальная субкультура байкеров, получившая название босодзоку (яп. 暴走族 бо:со:дзоку досл. «клан агрессивных гонщиков»), изначально состояла из молодых людей, натренированных сражаться в качестве лётчиков-камикадзе, но так никогда и не участвовавших в боях. После капитуляции Японии они попали в мирное общество, но сохранили агрессивный настрой и нехватку острых ощущений. Большинство банд были вооружены, и их конфликты с течением времени становились всё масштабнее. Прочувствовать, как это выглядело, можно благодаря кадрам из аниме.

Беспредел байкеров в аниме «Акира»

2. Студенческие протесты и государственный кризис

Студенческие протесты в «Акире» и Японии 60-х годов

Государственный кризис и студенческие протесты в «Акире» также являются отражением реальных событий, происходивших в послевоенной Японии.

1960-е годы — это период мощных анитимилитаристских и антиамериканских движений. Причиной бунтов послужил курс японского правительства, направленный на военное сотрудничество с США. 

1 мая 1952 года 300 тысяч человек вышли на протест против подписания Договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, согласно которому американцы могли размещать в Японии свои военные базы и использовать их для любых военных действий без согласия японского правительства. Толпа размахивала флагами, скандировала лозунги, разбивала американские машины и нападала на американских прохожих.

Позже в 1959–60 годах в Японии проходили многочисленные выступления против пересмотра этого договора, сохранения присутствия американских войск и расширения военного сотрудничества. В 1960 году протесты охватили всю Японию. Тогда на улицы вышли около полумиллиона человек. Студенческие формирования штурмовали здание парламента и говорили о революции. 

В конце 60-х студенческие протесты разгорелись вновь: японцы выступали против войны во Вьетнаме, коррупции в университетах и отсутствия оплаты у работающих студентов-медиков. 

Так же, как и в «Акире», в Японии 60-х царил хаос, происходили массовые беспорядки и формировались студенческие политические организации.

3. Подготовка к Олимпиаде

Олимпийский стадион в «Акире» и в Токио 1964 года

Несмотря на то, что в 2019 году Япония действительно готовилась к Олимпиаде, и некоторые люди приписывают «Акире» предсказание этого события, мы помним, что Отомо при создании сюжета опирался на собственные воспоминания.

Другими словами, намеченная на 2020 год Олимпиада в аниме — это лишь аллюзия к Олимпиаде в Токио 1964 года. Как и в «Акире», многие японцы в 60-е годы не были уверены в том, что их страна сумеет достойно организовать предстоящее событие, а успешное проведение Олимпиады было задачей государственной важности.

4. Новые религии

Слева кадр из «Акиры», справа последователь секты Тэнсё котай дзингу-кё

В сюжете манги и отчасти аниме немаловажную роль играют приверженцы культа Акиры. Фанатики неистово верят в нового мессию и готовы идти за ним, как бы «горячо» ни было вокруг. 

Простые жители в мире произведения не понимают, где правда, а где ложь, теряют ориентиры и не знают, кому довериться. Примерно то же самое испытывали и реальные японцы в послевоенное время. 

В конце войны император Хирохито под давлением американцев отказался от своего божественного происхождения, а обескураженные японцы получили гарантии свободы вероисповедания. В результате в столь непростое время в Японии стали появляться новые религии. 

Конечно, никакого реального подобия Акиры не существовало, поэтому эти движения в основном представляли собой смесь буддизма, синтоизма, народных верований, а иногда и христианства.

Среди «новых религий» можно выделить, например:
Сока Гаккай — религиозное буддийское движение на основе учения японского монаха Нитирэна. Было основано в 1930 году, но развилось именно после войны. Находится в тесных связях с партией Комэйто.

Сэйтё-но иэ — религия, созданная Танигути Масахару и сочетающая в себе идеи буддизма, христианства, даосизма, экзистенциализма и фрейдизма. Также основана в 1930 году, но активно развивалась в послевоенные годы.

Церковь всемирного мессианства — религия, созданная Окадой Мокити в 1935 году и продвигающая идеи духовного исцеления и очищения через духовный свет. 

Тэнсё котай дзингу-кё — новосинтоистская секта Китамуры Саё. Она появилась после войны и была известна яркими публичными ритуалами, танцами и эмоциональными коллективными церемониями. 

Перечислять послевоенные религиозные движения можно бесконечно. Так, в современной Японии насчитывается около 2000 официально зарегистрированных религий со значительным количеством последователей.

5. Лазерное орбитальное оружие SOL 

Кадр из «Акиры»: обстрел космическим оружием

В аниме полковник Сикисима совершает попытку устранить Акиру при помощи боевого спутника SOL. Этот вид оружия, вероятно, является отсылкой к советстко-американским проектам так называемых «Звёздных войн» 1980-х годов и отражает страхи японского общества перед войной и американским вмешательством. 

6. Образы эсперов

По сюжету аниме и манги трое детей-эсперов живут в секретной лаборатории под контролем полковника Сикисимы и доктора Ониси. Отсылка к реальности кроется в их именах: «Масару», «Киёко» и «Такаси» звучат как самые обычные и типичные имена в Японии послевоенного времени. Здесь мы видим контраст: дети с «обычными» именами обладают чудовищной силой. 

Кроме того, в их образах мы можем видеть и аллюзию к пациентам, которые пострадали от секретных экспериментов, направленных на разработку биологического оружия в Японии в период Второй мировой войны.  

7. Новый мир Тэцуо

Слева кадр из «Акиры», справа — из «Космической одиссеи 2001 года»

Кто уже давно пытался сам разобраться в хитросплетениях сюжета «Акиры» наверняка ждал этот пункт. Рождение новой вселенной Тэцуо в конце аниме действительно можно считать аллюзией на взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Этот эпизод в Акире отражает зарождение нового мира с чистого листа и человеческий страх перед безграничной энергией. 

В заключение 

Обычно после просмотра «Акиры» зритель задаётся множеством вопросов. Сомнений в том, что произведение гениально, нет, но понять, в чём именно заключается эта гениальность — действительно непростая задача. Если посмотрев «Акиру», первое что вы подумали: «Что это вообще только что было?», — не переживайте, вы не одни. 

Мы надеемся, что эта статья помогла вам лучше разобраться в хитросплетениях сюжета этого произведения и прочувствовать талант Отомо Кацухиро. Кроме того, мы настоятельно рекомендуем вам прочитать мангу «Акира», которая рассказывает совершенно другую, более понятную и захватывающую историю с теми же персонажами. 

Источники:

  1. Kodansha: 10 Years of Kodansha Comics—January Spotlight: AKIRA (Otomo interview, Rightstuf exclusive pins, sweepstakes & MORE)
  2. Tokyo Weekender: Japan’s Violent Motorcycle Gangs that Influenced Akira – and Anime History
  3. Российское Общество интеллектуальной истории: С. Ч. Лим Антивоенное движение японского студенчества в 60-е годы ХХ века
  4. Konnichiwa Club: Неспокойная Япония: история бунтов ХХ века
  5. Konnichiwa Club: Япония 60-х: бунты, аварии и международный успех
  6. Konnichiwa Club: Студенческое движение 60-х: протесты и борьба за свободу
  7. А. Н. Мещеряков История токийских Олимпиад в ХХ веке
  8. Konnichiwa Club: Сока Гаккай: религия в правительстве
  9. Дмитрий Таевский Сэйтё-но Иэ (Дом роста)
  10. Академик: Тэнсё Котай Дзингу-кё
  11. GaijinPot: Why Are There So Many Cults in Japan?
Анна Буландо
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту