Сока Гаккай – религиозное движение, которое смогло пробраться в самые верхи политической власти Японии, при этом сохраняя свою чистую репутацию. Как им это удалось? И как они продолжают расти и развиваться, несмотря на разделение государства и религии?
Буддизм в мир!
創価学会 Со:ка Гаккай «Общество созидания ценностей» – японское буддийское религиозное движение, основанное на учении Нитирэна, известного монаха XIII века. При этом все основные тексты учения Сока Гаккай – это не работы самого Нитирэна или других известных монахов, а всего лишь пересказы под авторством трёх первых «президентов» Сока Гаккай – Макигути Цунэсабуро, Тоды Дзёсэя и Икэды Дайсаку. Организация была основана в 1930 году и долгое время подвергалась гонениям со стороны правительства. А ещё она является основателем одной из главных партий в политической жизни Японии – Комэйто.
Сока Гаккай – это самая крупная из японских «новых религий», или 新宗教 синсю:кё:. Японские учёные относят к «новым религиям» все религиозные организации, созданные с середины XIX века, поэтому к этому термину причисляют огромное количество сект и групп. Большинство из них возникли в середине или конце ХХ века и находятся под влиянием более древних и традиционных религий – буддизма и синто. А из зарубежных влияний можно отметить христианство и даже «пророческие» труды Нострадамуса.
Сока Гаккай претендует на самое большое количество членов среди буддийских групп секты Нитирэн. Организация основывает своё учение на интерпретации «Лотосовой сутры» Нитирэна и считает самой важной практикой скандирование слов 南無妙法蓮華経 наму мё:хо: рэнгэ кё: – «Слава Дхарме Лотосовой сутры». Своими целями организация называет поддержку «мира, культуры и образования». Организация насчитывает около 12 миллионов членов по всему миру. Естественно, больше всего её последователей находится в Японии.
Нынешний президент Сока Гаккай, Икэда Дайсаку, вступивший в полномочия главы организации в 1960 году, сделал Сока Гаккай международным движением, которое «борется за права и свободы» людей по всему миру. Икэда также основал различные культурные и образовательные учреждения, в том числе Университет Сока в Токио, Американский университет Сока в Калифорнии, систему школ Сока, концертную ассоциацию «Мин-Он», Токийский художественный музей Фудзи, Центр мира, обучения и диалога Икэда (бывший Бостонский исследовательский центр XXI века) и Институт мира Тода.
Об этой организации отзываются по-разному. Одни называют её сектой, которая промывает мозги бедным людям с низким уровнем образования, другие же говорят, что она является чуть ли не основой гражданского движения в Японии. Профессор международной политики и изучения проблем мира Университета Тюбу и бывший проректор Университета ООН в Японии Мусякодзи Кинхидэ высказывается очень лестно об организации:
«…Сока Гаккай сыграла очень важную роль в развитии понимания того, что обычные люди могут иметь разные мнения и стремиться к чему-то отличному от того, что существует сейчас…..
[…] Она была исключительным и среди различных буддийских организаций. Другие буддийские течения уходили от общества и не предлагали его менять. И здесь Сока Гаккай сыграла очень интересную роль, представляя людей; не в конформистском ключе, а предлагая нечто иное, своего рода альтернативную Японию».
Во зло или во благо?
И действительно, организация имеет историю положительных преобразований. Её основатель, Макигути Цунэсабуро (1871–1944 гг.), был педагогом, страстно желавшим сделать японскую систему образования более ориентированной на личность ребёнка. Упор Макигути на приоритет критического мышления над банальным заучиванием, на самомотивацию вместо слепого послушания, бросил прямой вызов японским властям его времени, которые видели роль образования в формировании послушных подданных императора. В философии буддийского монаха Нитирэна Макигути нашёл духовное обоснование для своей теории образования, «созидающего ценности» в человеке.
Сока Гаккай была включена в коллективный ответ от буддистского общества на «Декларацию о роли религии в развитии культуры мира», принятую ЮНЕСКО в Барселоне в декабре 1994 года. Вклад Сока Гаккай в построение культуры мира сводится к дипломатии «от человека к человеку», проведению дискуссионных встреч в малых общинах с эгалитарными нравами, отражающими традиции и ценности «Сутры лотоса». Организация также участвовала в культурных мероприятиях, способствующих развитию всеобщего мирового взаимодействия. Такие борцы за мир и права человека, как доктор Лоуренс Картер из колледжа Морхаус и раввин Абрахам Купер из Центра Симона Визенталя, сотрудничавшие с Сока Гаккай в проведении различных выставок и презентаций, также высоко оценивают усилия организации.
Ежегодно Икэда публикует свои «Предложения о мире», в которых рассматривает глобальные проблемы в свете буддийского учения. Предложения носят конкретный, но всесторонний характер и охватывают такие темы, как создание культуры мира, содействие развитию ООН, ядерное разоружение, запрет на использование детей-солдат, расширение прав и возможностей женщин, продвижение образовательных инициатив в школах, таких как образование в области прав человека и устойчивого развития, а также призывы к возрождению человеческого духа и расширению индивидуальных возможностей.
Но как в Японии, так и во всём мире, к Сока Гаккай относятся с подозрением. Причиной тому являются, во-первых, скандалы с участием организации в послевоенный период, и, во-вторых, их практика прозелитизма – стремления повсеместного обращения в свою веру. Многие анонимные пользователи социальных сетей отзываются об организации как о «нарциссическом культе» Икэды, в котором последователи обязаны постоянно читать его книги и тексты, которые могут и противоречить основной ветви Нитирэн. Сейчас СМИ опасаются отзываться плохо о Сока Гаккай, в том числе и из-за её тесных связей с одной из главных партий Японии – Комэйто.
Политическая философия Сока Гаккай исходит из того, что счастье человека напрямую зависит от действий правительства. Хорошее правительство дарует счастье людям, плохое же забирает его. Поэтому правительство и политика тесно связаны с религиозным аспектом организации. Авторы статей и журналисты, защищающие Сока Гаккай, оправдывают её вмешательство в политическую жизнь страны тезисами «политика должна служить людям» и «государство тоже не идеально». Следует отметить, что статья 20 Конституции Японии предусматривает отделение государства от религии. Разумеется, как пишут защитники Сока Гоккай, в основе этого положения лежит гарантия религиозного нейтралитета государства, а не политического нейтралитета религиозных групп. Более того, говорят они, за 40-летнюю историю партии, в течение которой организация неоднократно входила в состав правительства и занимала посты в кабинете министров, Комэйто ни разу не вносила законопроекты и не оказывала политического влияния, чтобы предоставить Сока Гаккай какие-либо особые привилегии или статус.
Как же ей это удалось?
Существует несколько немного противоречащих себе версий, пытающихся объяснить, как Сока Гаккай удалось достичь такого быстрого роста. Согласно одной из них, движущей силой успеха был «безграничным энтузиазм» членов организации, который испытывали в послевоенный период молодые члены организации. В собственных публикациях организации этот нарратив находит свое подтверждение. В своём автобиографическом романе «Человеческая революция» Икэда подробно описывает, как разворачивались усилия по распространению в регионе Осака-Кансай: все молодые члены партии были в дружеских отношениях друг с другом, и это заставляло их работать на благо организации с ещё большими усилиями.
Вторая версия рассматривает быстрое расширение Сока Гаккай через призму социологии. Уайт в первой англоязычной социологической работе, посвященной Сока Гаккай, объясняет её рост, сплоченность и устойчивость организаторскими способностями лидеров, системой ценностей и норм, соответствующих индивидуальным потребностям членов, а также способностью адаптироваться к меняющимся эпохам и поколениям.
Третья версия считает, что важную роль в развитии организации сыграла критика Сока Гаккай в популярной прессе, в том числе и со стороны других буддийских сект. Имеются сообщения об отдельных случаях насилия со стороны членов Сока Гаккай, но также и о случаях, направленных против них. Но многие исследователи сомневаются, что принуждение и запугивание могли бы принести огромный успех организации.
Самая чистая партия в мире
В 1961 году Сока Гаккай создала «Политическую лигу Комэй». Семь её кандидатов вскоре были избраны в верхнюю палату Парламента Японии. А в 1964 году Икэда создал партию Комэйто («Партия чистой политики»). В ходе нескольких выборов она стала третьей по величине политической партией, набирая обычно 10-15% голосов избирателей.
Религиовед и политолог Сато Масару считает, что нет ничего удивительного в том, что Комэйто вошла в правящую коалицию, ведь Сока Гаккай стала мировой религией (как международная организация), а история показывает связь между правящими коалициями и мировыми религиями. Он объясняет, что в послевоенной Японии существовали две основные партии: Либерально-демократическая партия, представлявшая финансовые интересы и интересы крупных корпораций, и Японская социалистическая партия, отстаивавшая в основном интересы профсоюзов. Не было ни одной партии, которая представляла бы интересы людей, не относящихся ни к тем, ни к другим, например, владельцев магазинов или домохозяек. До появления партии Комэйто такие люди оставались на обочине. Комэйто в целом поддерживает политическую программу ЛДП, включая новую интерпретацию пацифистской статьи 9 Конституции Японии, предложенную в 2014 году премьер-министром Абэ Синдзо для разрешения «коллективной обороны» и участия в иностранных конфликтах. За многие годы с основания партии она значительно отошла от основной идеологии Сока Гаккай в угоду поддержки ЛДП и удержания власти. Но влияние организации на партию не сильно убавилось – в конце концов, многие люди в верхах Комэйто являются членами Сока Гаккай.
Следует заметить, что Сока Гаккай в действительности перестала считаться культом или какой-либо опасной организацией, в том числе и из-за смены поколений в её верхах. Современные лидеры, включая Икэду, в основном стремятся создать либеральный и современный образ для организации – они даже выступали против внесения изменений в статью 9 Конституции Японии, в которой говорится о запрете на содержание армии, что, по сути перечит позиции Комэйто.
Одно можно сказать точно: Сока Гаккай является интереснейшим примером того, как религиозная организация может фактически прийти к власти в светском государстве. Сока Гаккай привлекает низы общества, не требуя ни копейки от них – такой мощной и богатой организации не нужны деньги малоимущих членов для самопродвижения. Но взамен они получают что-то гораздо более ценное для них – голоса и поддержку народа на выборах.
Источники:
The Soka Gakkai in Japanese Politics – James Allen Dator, Journal of Church and State, Vol. 9, No. 2 (Spring 1967), pp. 211-237
Renewed Controversy : Sect, Politics: a Troubled Mix in Japan — Los Angeles Times