Коричневая Япония: почему японцы одержимы туалетной темой

Те, кто часто соприкасаются с культурой Японии, возможно, знают про одну её особенность, которая повергает в полное недоумение, когда с ней сталкиваешься впервые. Эта особенность — ничем не объяснимый акцент на… твёрдых продуктах жизнедеятельности человека. Игрушки в форме какашек, ожившие экскременты в качестве героев детских книжек и даже еда в виде… Убирайте, кстати, её подальше и задерживайте дыхание — мы намерены нырнуть в истоки проблемы с головой! 

Коричневая этимология

По-японски «какашка» звучит как унко или унти. Ни то, ни другое японское слово не считается ругательным, и дети нередко их используют. Часть ун, которая присутствует в обоих словах, вероятно, происходит от звукоподражания, относящегося к напряжению и усилиям, которые человек прикладывает, когда посещает туалет. В XIV или XV веке слово ун смягчилось за счёт добавления суффикса ко, который сам по себе означает «ребёнок» или «маленькая вещь». Этот популярный уменьшительно-ласкательный суффикс показывает привычность и общественное принятие слова и, следовательно, вещи или явления, которое оно обозначает.

Существует множество теорий происхождения части ун, но добавление суффикса ко бесспорно делает слово унко более милым и приятным на слух, так же как в случае слов нянко («котёнок») и ванко («щенок»). В то же время ти из унти, вероятно, — более милый вариант ко. Примером подобной «милой вариативности» может служить именной уменьшительно-ласкательный суффикс тян, который произошёл от нейтрально-вежливого суффикса сан, изменившись под влиянием детской речи.

Как бы то ни было, сам японский язык показывает, что туалетная тема в Японии не является такой же запретной, как и в других странах. Конечно, язык не является первопричиной подобного отношения, ведь язык формируется под влиянием образа мыслей его носителей, а не наоборот, но влияние в обратную сторону также нельзя недооценивать. Вероятно, влияние языка на положительный образ этого явления у японцев усилил и тот факт, что ун при желании можно записать с помощью иероглифа 運 «удача».

 

Коричневые традиции

Испражнения часто упоминаются в «Кодзики» — старейшем литературном памятнике Японии VIII века, вобравшим в себя легенды о богах и историю императорской династии. Например, показательна история, произошедшая после того, как богиня Идзанами вместе со своим братом-мужем Идзанаги создала японские острова. Дав жизнь множеству других богов, Идзанами в конце концов породила бога огня, который опалил мать во время своего рождения. Боль, которую испытывала Идзанами, привела к тому, что она потеряла контроль над своим телом, и из экскрементов, которые из неё вышли в этот момент, появился бог Ханиясу-бико. Сейчас он считается богом земли и глины, но о его «специфическом» происхождении всё ещё помнят. Нетрудно прийти к мысли: если даже боги испражняются, а сами испражнения могут стать новым богом, зачем же относиться к туалетной теме с позиции пуританства? 

Всё было примерно так… Из блевотины Идзанами, кстати, появился Канаяма-бико — бог рудников и металла в целом.

Связь фекалий и божественных сущностей на Ханиясу-бико не заканчивается — в Японии существует отдельное божество туалета. Его могут называть разными именами в зависимости от местности, но наиболее распространённый вариант его имени — Кавая-гами. В разных регионах это божество почитают по-разному. Так, в городе Канадзава (префектура Исикава), когда возводили туалет, под ним закапывали куклы в виде мужчины и женщины, а в префектуре Вакаяма люди старались кашлять перед тем, как зайти в туалет, чтобы не напугать Кавая-гами своим резким появлением. Также раньше японцы старались не плевать в туалете, поскольку такое поведение оскорбляет бога, который может обидеться и плюнуть в ответ. В местности Хида, на острове Ики, и в других регионах Японии богу туалета всячески старались угодить накануне родов, поскольку считалось, что Кавая-гами может сделать так, чтобы они прошли хорошо, а на свет появился здоровый и красивый ребёнок. В основном на востоке страны был распространён обычай, согласно которому на третий день после рождения повитуха приносила новорожденного ребёнка в отхожее место, чтобы представить его Кавая-гами. Интересно, что у айнов и рюкюсцев — малых народов Японии — были и свои туалетные боги. 

Фигурки из города Канадзава. В прежние времена их непременно закапывали, но сейчас их можно увидеть и просто стоящими в туалетах.

Таким образом, поскольку в японской традиционной культуре фекалии одновременно ассоциируется как с некоторыми божествами, так и с детьми, становится очевидным, почему современные японцы не питают отвращение к «человеческой глине». Однако на этом объяснения не исчерпываются.

Коричневый бизнес

В период Эдо (1603—1868 гг.) фекалиям отводилась особая роль — они были важным ресурсом, который покупали за настоящие (иногда весьма немаленькие) деньги. Бурное развитие города Эдо (нынешнего Токио) вынудило всех, кто трудился в сельском хозяйстве, работать с удвоенной силой, чтобы прокормить более миллиона жителей столицы. Одной из инноваций в этой области стало использование удобрений из человеческих фекалий, поскольку домашних животных, производящих навоз, не хватало.

Из «Пятидесяти объяснительных картинок», Сёссай Иккэй (вторая половина XIX века). Чуть левее центра можно увидеть мужчину, переносящего в бочках ценный груз.
Фотография периода Сёва (1926—1989 гг.). Продажа данного вида удобрений закончилась приблизительно в 1960-х годах с повсеместным обустройством канализации.

Торговля нечистотами в Японии этого периода была очень прибыльным и конкурентным бизнесом. Отмечались случаи фальсификации (когда фекалии разбавляли водой для увеличения объёма), необоснованного взвинчивания цен и даже соперничества между торговцами за фекалии из зажиточных районов, которые стоили дороже, чем испражнения бедняков (их даже называли кимпи — «золотое удобрение»). Благодаря этой торговле особенно разбогатели домовладельцы, ведь по закону все экскременты из уборных в их домах отходили им, а арендаторы помещений могли претендовать лишь на жидкие нечистоты при условии, если они арендовали дом целиком, а не несколько помещений. Доход домовладельцев, который они получали за торговлю экскрементами, превышал доход от сдачи помещений в аренду примерно в два раза, и за фекалии лишь одного человека, которые собирались в течение года, в начале XIX можно было получить 36 килограммов риса!

В манге Ямаситы Бунго «Мертвецы из Эдо» один из персонажей до начала непосредственных событий манги занимался делом, которым, пожалуй, заниматься можно было только в Японии этого периода…

Торговля экскрементами шла в открытую: люди свободно покупали вёдра с фекалиями за деньги или меняли их по бартеру на овощи. Дети видели всё это и, как следствие, воспринимали фекалии как обычную часть жизни. Таким образом какашки просочились в детские песни и уличные игры, став основой для концепта каваий унко — «милых какашек».

みっちゃんみちみち(びちびち)うんこたれて 紙がないから手で拭いて もったいないからなめちゃった

Ми-ттян какала вдоль дороги: хлюп-хлюп. Бумаги не было, так что вытерла рукой, жалко было [смывать] — слизала.

Японская детская песенка. Использовалась как «дразнилка» по отношению к детям, чьи имена начинались со слога «ми». Автор и время написания неизвестны, распространилась по стране в конце XIX — начале XX века.

 

Коричневая поп-культура

Если говорить о проявлениях туалетной темы в современной поп-культуре Японии, то примеров можно привести огромное множество: от мультфильмов и детских образовательных книжек до продуктов питания (!) и выставок. 

«”Какашечная” тренировка» — популярнейшая в Японии серия учебных пособий для детей от трёх до шести лет. Персонажи, которые призваны сделать материалы более яркими, — ожившие жёлтые какашки, самая главная из которых — Какашка-сэнсэй.
Учим английский вместе с Какашкой-сэнсэй!
Выставка экскрементов насекомых, которая регулярно проходит в «Музее насекомых» города Итами префектуры Хёго.
Интерактивная детская книжка «Ка-ка-какашка», Араи Хироюки (2021 год).
Мороженое из «Ресторана Кёсато и коттеджа Муцуми (BOKU)» (город Хокуто, префектура Фукуока).
Без комментариев.

В городе Иокогама, например, несколько лет назад даже открылся «Музей какашек»! Тем, кто посещает «Музей какашек», предлагается побывать в нескольких комнатах с тематическим интерьером, поучаствовать в интерактивных играх и выполнить определённые, иногда командные, задания. Так, чтобы начать экскурсию, посетители должны вместе крикнуть «какашка!» Как только первое нехитрое задание будет выполнено, экскурсоводы в шапках в виде центрального предмета экспозиции проводят гостей в комнату, обставленную унитазами. Гости должны сесть на них и издать несколько напряжённых звуков, сделав при желании сосредоточенное лицо. Поднявшись, посетители находят в своих унитазах пластиковые какашки, которые нужно будет держать при себе до конца экскурсии.

Вторая часть музея более открытая — гостей ждёт комната, обставленная мебелью с характерными элементами дизайна. В этом помещении также установлен большой «какашечный» вулкан, который периодически извергает из себя маленькие пластиковые какашки. Кроме всего прочего, на этом этапе посетители могут сыграть в некоторые мини-игры, где нужно, например, кричать заветное слово в микрофон, чтобы на экране появилась мультяшная какашка, размер которой зависит от громкости крика. Любителям более активного времяпрепровождения предлагают поучаствовать в игре, где требуется топтать ногами маленькие какашки, появляющиеся на экране на полу. Перед тем, как уйти, посетители могут посетить фотозону, где есть возможность сделать фотографии с реквизитом, выданным в начале экскурсии, на фоне унитазов, тортов соответствующей формы и прочих декораций. «Музей какашек» решился не задерживаться в одной лишь Иокогаме, и за несколько лет инсталляция побывала в Токио, Осаке, Киото и других городах, а сейчас планы организаторов простираются на Нагою и Окинаву!

Здесь можно увидеть, как огромная какашка, выкрашенная в золотой цвет, перевязана верёвкой симэнава, которой японцы издревле ограждают места и объекты, которые считают священными.
Золотой унитаз в центре розовых ворот тории. Традиционно ворота тории являются важнейшим символом синтоизма, и их обычно ставят на пути к синтоистским святилищам.

На этом, пожалуй, будем заканчивать, потому что мы исчерпали лимит на слово «какашка» на ближайшее время. Выводы в этот раз оставим на вас, дорогие читатели, но вы можете ими поделиться в комментариях здесь, на сайте, или в нашей группе в ВК 💩

 

Источники:

What’s Up With Japan’s Fascination With Poop?

厠神 (かわやがみ)

下品、だが深い…。謎に満ちあふれたわらべ歌「みっちゃんみちみち」を知ってる?あれは何だったのか?

More than Meets the Eye – A Visit to the Yokohama Poop Museum

Егор Задорожный
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту