Мифология Рюкю: Как создавался мир и общество по версии островитян

Исторический экскурс

Рюкю – историческая и этнокультурная общность, охватывающая четыре группы островов: Амами, Окинава, Мияко, Яэяма. Сами рюкюсцы являются субэтносом японского общества, ныне они причислены к «этническим меньшинствам». Часто архипелаг Рюкю называют «Окинава», исходя из названия центрального острова.

Рюкю на карте

В 1967 году на Рюкю были обнаружены останки так называемого «человека Минатогава». Предположительно, эти палеолитические люди, принадлежавшие к виду Homo Sapiens, населяли архипелаг около 18 тыс. лет назад, однако не выжили в условиях маленьких островов. Около 5 тыс. лет до н. э. на Амами (северная часть архипелага) и Окинаву (центральная часть) проникли носители культуры Дзёмон (неолитическая культура, распространённая по всей Японии до прихода «людей Яёй»), сложив на архипелаге региональный тип культуры – «рюкюский Дзёмон». С юга, со стороны острова Тайвань, приблизительно 2300 лет до н. э. на острова пришли аборигены австронезийского происхождения. К сожалению, как отдельный народ этот этнос также не сохранился.

Неолитическая культура охотников-собирателей просуществовала на Рюкю ещё очень долго – вплоть до конца I тысячелетия н. э. Однако ничто не вечно, и в конце X – начале XI века на острова нахлынула новая волна миграции, состоящая из носителей культуры, которым была доступна культивация ячменя и проса, металлургия, новые технологии, древнеяпонские верования и язык, который сейчас называют проторюкюским.

Именно сельское хозяйство стало виновником расслоения общества на островах Рюкю. Постепенно появился «институт вождества», господствующий в «период гуску» (XII – XV вв.). «Гуску» – слово на диалекте Рюкю, означающее крепость. В это время сёстры и/или жёны таких вождей андзи (按司) назывались чими (君) и брали на себя роль главных жриц, представляющих волю божеств на земле. Вожди и жрицы назначали в подвластные ими деревни жриц норо, чей статус был выше, чем у местных жриц ни:ган (яп. – нэгами «корневая богиня»).

Крепость гуску

В первой трети XV века образовалось централизованное государство под правлением династии Сё, а уже в 1470 году власть перешла ко Второй династии Сё. Именно с этого момента начинается создание общегосударственного национального культа и обслуживающей его объединённой жреческой корпорации. В традиционном рюкюском обществе рядом с каждым мужчиной, обладающим хоть какой-то властью, от старосты деревни и до короля, должна была находиться женщина, чаще всего сестра, диктующая ему волю богов и подпитывающая его авторитет как лидера.

Жрицы с Окинавы

Согласно традиционным верованиям, особая магическая сила сидзи (яп. – «сэдзи»), пребывающая в Ином мире, обеспечивает жизнь и её обновление в Этом мире. Только женщины, а именно жрицы, могли овладеть этой силой – даже у короля не было к ней доступа. Таким образом, короли были вынуждены полагаться на жриц в извлечении из Иного мира сидзи и применения её для процветания государства. Следовательно, в древнем королевстве Рюкю сложилось двоевластие, основанное на связи религиозной и политической власти. Согласно японским историкам, эта форма правления походила на японскую версию ранней теократии, но всё же имела отличия.

Ожерелье магатама жриц с Окинавы

«Придворные мифы»

Когда-то в Японии существовала «придворная мифология» и «народная мифология». «Придворная мифология» – комплекс верований и постулатов, направленный на оправдание власти действующей династии и окружающих её аристократических кланов. «Народная мифология» – термин, обозначающий комплекс верований, присущий определённой группе людей, живущей на определённой местности и основанный на древнейших традиционных представлениях о мире.

В Японии «придворная мифология» со временем поглотила «народную», оставив от неё лишь почитание региональных божеств, при этом всё равно контролируя святилища и утверждая культ Аматэрасу как основной.

На Рюкю же ситуация иная: там две мифологии сосуществуют, потому что рюкюский буддизм и рюкюский синто обеспечивали сохранение и защиту только королевского двора, а простолюдины в принципе не допускались в храмы, и сложные многоуровневые религиозные концепции им не насаждались.

Также нужно отметить, что для населения Рюкю сотворение архипелага равно сотворению всего мира (характерная черта островной космогонии), поэтому мифов о сотворении мира в нашем понимании ни в одном из источников нет: все они рассказывают о сотворении архипелага.

Узнать о «придворной мифологии» Рюкю мы можем с помощью исторических источников, летописей, наподобие «Кодзики», описывающих мироздание и общество. Из них основные: «Собрание песен оморо», «Записи о Пути богов Рюкю», «Зерцало поколений Тюдзан – королевства Рюкю» и «Обрядник Верховной жрицы». Рассмотрим их по порядку.

«Собрание песен оморо»

おもろさうし оморо со:си, или оморо сауси на диалекте Окинавы)

Песни оморо – это ритуальные песнопения, которые исполняли жрицы в рощах утаки (местные святилища, где совершались примитивные обряды). Сама антология записана хираганой и простейшими иероглифами и состоит из 3 свитков, первый датируется 1531 г., второй – 1613 г., а третий – 1623 г., составление антологии приходится на время активной централизации власти.

В песне №512 содержится миф о творении. Согласно ему, изначально существовал Великий Бог-солнце и земля и вода под ним. Взглянув вниз, на воду и бесформенную землю, божество приказало Амамикё и Синэрикё создать много островов и людей на них.

Амамикё – божество-первопредок населения Окинавы. С Синэрикё вопрос обстоит сложнее, по одной версии – это мужчина-первотворец, по другой – слово, созданное для рифмы с Амамикё, и само божество Амамикё-Синэрикё является единым. Тэдако (сын великого солнца) – титул, полученный королями с Рюкю. Культ солнца и королевская власть начали связываться воедино в XIII в., когда король Рюкю Эйсо назвал себя «Сыном Солнца», указывая на свою связь с солярным божеством. Этот миф, как и японские космогонические мифы, имеет цель – оправдать власть династии. Даже происхождение правящей семьи от солнца присутствует в обоих случаях.

Текст Оморо со:си

На Окинаве и сейчас можно прийти на пляж, куда якобы спустилась Амамикё: там организован музей, где можно увидеть фигуру богини (что является редкостью для Японии), место, где она отдыхала, и пляж, где осталась скала, являющаяся объектом поклонения.

Скала – объект поклонения, вдалеке остров Кудака (откуда Амамикё пришла на Окинаву)

«Записи о Пути богов Рюкю»

琉球神道記 рю:кю: синто: ки – трактат 1603 – 1606 гг.

В сочинении буддийского монаха из Японии по имени Тайтю, основоположника концепции рюкюского варианта рёбу синто (синкретизм буддизма и синтоизма), космогонический миф можно найти в 5 томе:

Давным-давно, до существования людей на маленький голый остров спустились с небес мужчина, которого звали Синэрикю, и женщина – Амамикю. Они насадили деревьев, создали горы, траву и всю экосистему островов, после чего стали жить в отдельных хижинах на побережье, чтобы их женское (Инь) и мужское (Ян) начала не пересекались. Однако благодаря порывам ветра у них родились трое детей: старший стал прародителем вождей, средняя дала начало жрицам, а от младшего произошли крестьяне. Огонь для их очага был принесён с морского дна – из «дворца дракона».

Изображение Амамикё и Синэрикё

«Зерцало поколений Тю:дзан – королевства Рюкю»

中山世鑑 тю:дзан сэйкан

«Зерцало поколений» – первая рюкюская официальная летопись, составленная в 1650 году. Здесь для объяснения смены династий и правителей в истории Рюкю привлечена китайская теория «мандата Неба» (Небо даёт власть достойной династии, а когда династия приводит страну к упадку, её сменяет другая). «Тю:дзан», букв. «Срединная гора», – название одного из трёх микрогосударств до возникновения единого государства в начале XV в.; затем – название единого королевства Рюкю.

Текст источника:

«Давным-давно в Небесном замке (Тэн-гуску) жила богиня по имени Амамику. Небесный император (Тэнтэй), правивший Поднебесной, призвал Амамику и повелел: «Внизу есть много мест, где живут боги, но островов ещё нет, и это прискорбно. Спустись вниз, иди и создай острова».

Амамику послушно спустилась с небес и увидела, что там много суши (земли), а островов нет; только волны гуляют из Восточного моря в Западное, и из Западного моря – в Восточное. Амамику поднялась на небо и, получив от Небесного императора землю, скалы, травы и деревья, создала множество островов: навалив землю и камни по кромке моря, она насадила деревья и травы, чтобы преградить путь волнам. Вначале она также создала несколько священных рощ утаки (святилищ) на островах Окинава и Кудака.

… Прошло много лет, а людей всё не было. Тогда Амамику опять поднялась на небо и попросила у Небесного императора «семя людское» (хитосанэ), чтобы заселить созданные острова. В ответ на ее просьбу Небесный император отправил на землю своих детей – сына и дочь. Их хижины стояли рядом, – таким образом, их Ян (мужское начало) и Инь (женское) не соединялись. Однако благодаря порывам ветра у них родились пятеро детей: старший сын стал королем («Господином страны» – «куни-но сю:») – основателем династии Тэнсон-си (мифическая династия); средний сын – родоначальником вождей андзи; младший сын – предком всех крестьян; старшая дочь – прародительницей высших жриц кими (то же самое, что чими), а младшая дочь – родоначальницей местных жриц норо.

И снова Амамику поднялась на небо и попросила у Небесного императора «семена пяти злаков», которые она посадила на острове Кудака и в районах Чинэн и Тамагуску острова Окинава…»

Если читателю знакомы китайские и японские мифы о создании мира, то он легко заметит, что данная летопись содержит огромное количество заимствований из них.

«Обрядник Верховной жрицы»

きこえおおぎみおぎ式の次第 кикоэ-о:гими огисики-но сидай

«Обрядник» – самый новый из источников, датированный 1875 годом. Это, если можно так выразиться, пособие для жриц, в котором также есть космогонический миф.

В самом начале семь «священных рощ» (утаки) поднялись из океана. Два божества, Амамику и Синэрику, спустились с небес в эти рощи и увидели, что лишь волны гуляют из Восточного моря в Западное, и из Западного моря – в Восточное <…> (Здесь «Обрядник» повторяет рассказ о творении из «Тю:дзан сэйкан»). <…> Тогда они поднялись на небеса и принесли различные растения. У Тэнтайси, дочери Неба, родилось трое детей: старший сын, Тэнсон («Небесный внук»), стал основателем королевской династии, старшая дочь – предком высших жриц кимигими (и Верховной жрицы Кикоэ-о:гими), а младшая дочь – родоначальницей местных жриц норо. Рассказывается также о роли острова Кудака в сотворении Рюкю и о том, как были принесены семена пяти злаков.

Изображение Верховной жрицы

Во всех четырёх источниках рассказывается о миротворении на островах Рюкю. Проанализировав записи в каждом из них, можно сделать вывод, что рюкюская космогония:

1) Сравнительно молодая

2) Делится на народную и придворную (притом обе существуют и по сей день)

3) Имеет много заимствований из китайских и японских мифов

4) Так же служит для того, чтобы оправдать династическую власть

5) При этом обладает уникальными особенностями, свойственными мифам островной зоны

6) О «народной мифологии» и параллелях с австронезийской мифологией читайте в следующей части!

Источники: «МИФОЛОГИЯ РЮКЮ: МИФЫ О СОТВОРЕНИИ ОЙКУМЕНЫ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ОБЩЕСТВА (ЧАСТЬ1)» – Бакшеев Е.С., Сайт, где рисуют комиксы по мифологии Окинавы https://kaminacchan.amebaownd.com/posts/5967083/, Словарь https://kotobank.jp, Туристический сайт https://japanmasters.jp

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту