От древних хроник ждёшь чего угодно, кроме шуток и смешных историй. А уж от бюрократических свитков вроде «Фудоки» – тем более. Но именно там прячется один из самых забавных японских мифов: бог с лопатой и верёвкой «расширяет» Японию, притягивая к ней чужие земли. Немного географии, мифологии и древнего божественного урбанизма – всё это в «Кунибики-синва»!
Когда заходит речь о японской мифологии, а точнее, об исторических памятниках, в которых можно найти сведения о японских божествах, мифах и прочем, первым делом вспоминаются наиболее крупные и древние книги: «Записи о деяниях древности» и «Анналы Японии». Несмотря на то, что это вполне оправдано (всё-таки это основной канон японских мифов), не стоит забывать о других немаловажных памятниках – составленных в VIII веке свитках «Фудоки», что дословно переводится как «Записи о землях и нравах».
«Фудоки» изначально создавались совсем не для того, чтобы знакомить грамотных жителей страны с обычаями других краёв. «Записи» – это, в сущности, отчёты провинциальных чиновников с различной информацией об их уездах: числом и местоположением деревень, городов, храмов, дорог, рек, гор, озёр… В общем, теми данными, которые были необходимы тому, для кого все эти описания и собирались – императору Японии.
До наших дней в более или менее цельном состоянии дошли лишь немногие из этих отчётов, самый полный из них – «Записи о землях и нравах провинции Идзумо», также известный как «Идзумо-но куни Фудоки». Помимо «сухих» и не очень важных для нашей статьи сведений об этом крае, в этом памятнике содержится крайне интересная информация о мифах и божествах, которых почитают в Идзумо. И в этот раз мы расскажем вам об одном из самых известных мифов этого края, «Кунибики-синва».
Откуда есть пошла японская земля
Для начала кратко перескажем вам сюжет о возникновении Японии из упомянутых ранее «Записей о деяниях древности».
Будущие божества-супруги – и, по совместительству, брат и сестра – Идзанаги и Идзанами, стоя на божественном небесном мосту, опустили священное копьё в океан и начали вращать и волновать его. Затем, когда боги стали вытаскивать копьё из воды, капля с его наконечника упала обратно и, сгустившись, стала первым японским островом – Оногоросима. После этого Идзанами и Идзанаги соединились узами брака, совместили «лишнюю и недостающую» части друг друга и родили своих первых детей – японские острова.
Это основной космогонический сюжет японской мифологии. Однако из «Записей о землях и нравах провинции Идзумо» мы узнаём его локальное продолжение, которым и является «Кунибики-синва», что можно перевести как «Миф о притягивании земель». Сразу предупредим: сейчас будет очень много разных топонимов, поэтому, чтобы вам было чуть легче ориентироваться, мы сделали для вас карту-инфографику, на которую вы можете смотреть при чтении!
Тянем-потянем…
Миф «Кунибики-синва» записан в самом начале текста «Записей о землях и нравах провинции Идзумо», в главе, которая посвящена уезду Оу, а если быть точнее – происхождению его названия. Начинается всё с того, что бог Яцука-мидзу-омидзуну (также встречается запись Яцука-мидзу-омицуно), смотря на земли Идзумо, изрёк следующее:
«Край облаков, Идзумо, где, клубясь, поднимаются восьмиярусные облака, — юная земля, узкая, как полоска полотна. Она была создана маленькой, поэтому мне хотелось бы присоединить к ней и другие земли. Когда смотришь на мыс в стране Сираги, белой, как ночная одежда такубусума, и думаешь, не лишний ли он, то видишь, что это действительно так».
После этих слов Яцука-мидзу-омидзуну с помощью лопаты, широкой и плоской, как грудь молодой девушки (если что, так на самом деле написано в мифе) отделил мыс и, накинув на него крепкую верёвку, медленно, но верно потянул его к земле Идзумо, приговаривая «земля, иди сюда!» Так появился мыс Кидзуки на западе полуострова Симане. Кол, с помощью которого бог закрепил верёвку, превратился в гору Сахимэ, а сама верёвка стала берегом Соно-но Нагахама.
Однако этой земли Яцука-мидзу-омидзуну не хватило, поэтому ему пришлось провести те же манипуляции над ещё несколькими, по его мнению, «лишними» землями: Саки и Ёнами из края Китадо, которые вскоре стали территориями Сада и Курами. Наконец, бог нашёл последний недостающий участок: мыс Цуцу в земле Коси, который также присоединил к Идзумо, тем самым добавив к полуострову Симане мыс Михо, из верёвки получился остров Ëми, а из кола – пик Хоноками.
После этого бог изрёк: «Теперь присоединение земель к нашей стране завершено». Всадив свой жезл в священную рощу, он произнес: «Оэ!», что переводится как «Конец!» Поэтому-то уезд и назвали «Оу».
Миф и реальная география
Теперь, когда мы разобрались с содержанием «Кунибики-синва», давайте сравним локации из мифа и их реальные прототипы. У многих «притянутых» земель сегодня такие же названия, как и в тексте тысячелетней давности. Однако даже так в легенде достаточно много несовпадений.
Согласно мифу, бог Яцука-мидзу-омидзуну присоединил к молодой земле Идзумо территории из трёх краёв: Сираги (или Сираки), Китадо и Коси. Эти топонимы не дошли до наших дней, поэтому исследователям приходится сопоставлять их самостоятельно. Картина получается следующая:
- Сираги – это корейское государство Силла, которое существовало с I до X века нашей эры. В период своего пика оно занимало практически весь корейский полуостров.
- Под землёй Китадо, вероятно, подразумевался архипелаг Оки, который находится к северу от полуострова Симане.
- Землю Коси исследователи приравнивают к исторической провинции Коси, которая располагалась на территории современных префектур Фукуи, Исикава, Тояма и Ниигата. В свою очередь, мыс Цуцу (в некоторых копиях – просто Цу или даже Судзу) часто соотносят с северной частью полуострова Ното.
Есть мнение, что упоминание этих локаций в мифе намекает на регулярные набеги племён Идзумо на Корейский полуостров и другие соседние регионы. При этом под именем бога Яцука-мидзу-омидзуну могли подразумевать одного из племенных вождей. Существует и другая версия, согласно которой народы и племена, которые жили на этих территориях, на самом деле просто регулярно торговали с Идзумо. К сожалению, точной информации о взаимодействиях местных жителей с другими народами у нас нет, поэтому остаётся лишь гадать, каким именно путём жители Идзумо «притягивали» другие земли.
Стоит отметить и загадочный остров Ëми, в который превратилась верёвка, которой к Симане присоединяли мыс Михо. Если вы посмотрите на карту полуострова Симане, то обнаружите, что никакого острова к югу от мыса Михо нет. Зато есть другое место, вполне подходящее под описание из мифа: это полуостров Юмигахама, который также иногда называют Ëмигахама, то есть «берег Ëми»! Вполне возможно, что во времена, когда древние жители Идзумо только создавали свои мифы, эта местность и в самом деле выглядела иначе.
Также нужна небольшая оговорка насчёт горы Сахимэ и пика Хоноками. Сегодня эти места называются иначе: гора Самбэ и гора Дайдзэн соответственно.
В заключение
Миф «Кунибики-синва» – удивительный пример того, как древние японцы объясняли устройство своей земли через сакральный сюжет. Вместо громких битв богов мы видим почти крестьянскую сцену: божество с лопатой и верёвкой упорно облагораживает Идзумо, «притягивая» к нему всё, что плохо лежит. Но за этим простым рассказом могут скрываться реальные историко-географические процессы: миграции, торговля, конфликты и освоение новых территорий. Миф становится своеобразной хроникой эпохи – только рассказанной языком мифологии. И, возможно, именно поэтому он до сих пор вызывает интерес: ведь где ещё встретишь бога, который занимается ландшафтным дизайном?
Источники
Попов К. А. Идзумо-фудоки. — М.: Наука, 1966
Смирнов И.С. Боги, святилища, обряды Японии – энциклопедия синто
Пинус Е.М. Кодзики — Записи о деяниях древности
The Legend of Kunibiki | Home of Japanese Mythology «SHIMANE»
島根県古代文化センター | 出雲国風土記 – ハンドブック
『出雲国風土記』意宇郡 — ◇「風姿」
出雲国風土記・現代語訳












