Яндекс Метрика

Такаяма Укон: единственный даймё-святой

Христианство сыграло в истории Японии далеко не последнюю роль, и среди японцев было немало святых. Однако все из них — священники или простые люди, пострадавшие от гонений на христиан в период японского изоляционизма. Точнее, это было так до момента, пока кандидатом в святые не стал средневековый даймё Такаяма Укон! Разбираемся, чем японский самурай заслужил этот титул.

Начнём с небольшой предыстории. Христианство проникло в Японию в середине XVI века — в самый разгар эпохи Сэнгоку, когда некогда единая под властью императора страна раздробилась на многочисленные уделы, которыми управляли отдельные самурайские кланы. Впервые японцы столкнулись с христианами в 1543 году, когда несколько португальцев, отставших от своего корабля, по ошибке попали на остров Танэгасима недалеко от Кюсю. Эта встреча впоследствии привела к началу контактов между португальскими торговцами и феодалами с Кюсю, но в рамках темы этой статьи нас интересует другое — в 1549 году в Японию приплыл Франциск Ксаверий, миссионер и один из основателей ордена Иезуитов. По прибытии в Кагосиму Ксаверий вместе с единомышленниками сразу же начал миссионерскую работу, и уже в 1551 году христианская община насчитывала около 700 человек, а за следующие двадцать лет она и вовсе доросла до 30 000 христиан.

Но как так вышло, что на земле, где уже около 800 лет правили синтоизм и буддизм, так быстро распространилось христианство? Дело в том, что христианство пришло не одно: вместе со словом Божьим в Кюсю прибывали многочисленные товары португальских купцов, посредниками в торговле для которых выступали всё те же иезуиты. Торговцы везли многое: шёлк, специи, хлопок и другие товары, но самое главное — оружие. Даймё охотно помогали иезуитам в обмен на западные мушкеты и другие блага западной цивилизации. Кроме того, были нередки случаи, когда даймё и сам крестился вместе со своей семьёй. Конечно, многие из них делали это из практической выгоды: западное оружие и помощь в конфликтах с нехристианскими феодалами привели многих могущественных самураев к христианству. Однако в Японии были и такие даймё, которые принимали новую веру абсолютно искренне, и именно в такой семье вырос герой нашей статьи — Такаяма Укон.

Такаяма Укон

Становление христианского даймё

Такаяма Укон родился в 1552 году в глубоко верующей буддийской семье Такаямы Хида-но-ками, даймё, который владел частью провинции Сэтцу (север современной Осаки и юго-восток префектуры Хёго). В 1563 году, когда Укону было всего 11 лет, Хида-но-ками стал свидетелем религиозного спора между иезуитом Лоренцо Рёсаем и буддийским священником. Несмотря на то, что феодал лично организовал этот спор, чтобы доказать неправоту христиан и вынудить миссионера прекратить свою деятельность, аргументы Лоренцо так впечатлили Хида-но-ками, что вскоре он крестил всю свою семью, включая Укона, и слуг. Так Такаяма Укон принял католическое имя Жушту (также встречаются варианты Юсто,  Юстус или Джусто).

В течение следующих 10 лет произошло немало событий, но одно из самых важных — клан Такаяма попал под крыло Оды Нобунаги, первого из трёх объединителей Японии. В 1573 году Нобунага решил отдать Хида-но-ками удел Такацуки вместе с замком, который потерял своего владельца и сгорел несколькими месяцами ранее. Хида-но-ками принял «повышение», но вскоре решил отойти от политических дел и углубиться в изучение христианской веры. Так Такаяма Укон, которому на тот момент только исполнился 21 год, стал полноправным даймё.

По «карьерной лестнице» Укон продвигался с удивительной скоростью. Ему удавалось сочетать христианскую добродетель (насколько это возможно самураю), выдающиеся навыки полководца и дипломатический талант. Что ещё более удивительно — Такаяма Укон смог остаться в той или иной степени при делах при каждом из объединителей Японии, что удавалось далеко не всем. Параллельно своей «профессиональной» деятельности как полководца и даймё, Такаяма Укон активно работал и над распространением христианства в пределах не только собственных имений, но и всей Японии в целом. За свою жизнь ему удалось привести на путь христианской веры многих японцев, в том числе знатных.

Наибольших успехов как в политическом, так и в религиозном плане Такаяме Укону удалось достичь во время службы Оде Нобунаге: амбициозный объединитель Японии благоволил многим идеям Укона, благодаря чему последнему даже удалось построить семинарию по европейскому образцу в главном имении Оды — замке Адзути. Таким образом, время при Нобунаге стало для Укона вершиной его влияния и возможностей, не в последнюю очередь благодаря достаточно прогрессивным взглядам первого объединителя Японии, который позволял христианам вести свою деятельность.

Первые гонения

После гибели Нобунаги Такаяма Укон поступил на службу к Тоётоми Хидэёси. Сначала отношения между вторым объединителем Японии и «христианским даймё» складывались неплохо: Хидэёси признавал таланты Укона и даже увеличил размеры его имений, благодаря чему доходы только росли. Однако всё изменилось после окончательного подчинения Кюсю власти Хидэёси в 1587 году: без какого-либо предупреждения Хидэёси издал указ об изгнании священников, в котором объявил христианство чужеродной, еретической религией, которая не может и дальше распространяться на «Земле Богов», а самих священников (в первую очередь, португальских иезуитов) обвинил в порабощении и торговле японцами. Таким образом Хидэёси стремился прекратить христианизацию как Японии в общем, так и самурайского сословия в частности. Примерно в то же время Такаяма Укон получил ультиматум: либо он отвергает христианство, либо лишается земель. Будучи убеждённым христианином, Укон выбрал путь веры. Также, несмотря на запрет миссионерской деятельности, Такаяма Укон не прекращал продвигать христианство среди других даймё, в чём неплохо преуспел.

Тоётоми Хидэёси

В какой-то момент вера стала напрямую угрожать жизни Укона. В 1596 году Тоётоми Хидэёси приказал арестовать и казнить всех христиан, проживавших в Киото и Осаке. В изначальном списке одним из первых значился Такаяма Укон, однако ему удалось выжить благодаря аристократу, который смог вычеркнуть его из итогового перечня.

Мемориал, посвящённый мученикам, казнённым в Нагасаки

Жизнь и смерть после запрета христианства

Следующие 18 лет Укон провёл на службе у Маэды Тосинаги, благодаря чему практически смог вернуться к тем уровням богатства, которые у него были тридцатью годами ранее. Но и этот этап жизни уже немолодого христианского даймё окончился печально. В 1614 году Токугава Иэясу, последний из объединителей Японии, издал указ о полном запрете христианства в стране. Все миссионеры и священники подлежали высылке, все церкви и другие религиозные учреждения — сносу, а японцы, «заражённые» религией южных варваров, должны были вернуться к вере своих предков. Укон, как и во времена христианских гонений при Хидэёси, не стал отказываться от своей веры и решил покинуть Японию вместе со священниками.

Уже в конце того же 1614 года Такаяма Укон прибыл в испанские Филиппины, но вскоре подхватил болезнь, от которой уже не смог оправиться. В феврале 1615 года 63-летний Укон скончался.

Так закончилась история одного из главных лиц в истории японского христианства. Такаяма Укон не единожды жертвовал всем, что у него было, ради веры. Кто знает, каких высот он мог бы достичь, отказавшись от христианства, как это сделали многие другие даймё того времени? Однако такая самоотверженность ещё раз показывает, насколько искренне уверовал Укон.

Канонизация

Заслуги и преданность Укона не остались без внимания католической церкви. Ещё в 1630 году, спустя всего 15 лет после смерти самого даймё, Манильская Архиепархия подала прошение о его канонизации, однако дальше инициатива не прошла.

Такаяма Укон на мозаике в пещере Святого Игнатия в испанском городе Манреса. На мозаике он третий справа.

Спустя практически четыре века, в 1990-х годах, японские католики решили возобновить этот процесс, и в 1994 году Такаяма Укон стал «слугой Божьим». Это католический титул, который присваивают в самом начале процесса канонизации. Следующие двадцать лет процесс канонизации шёл достаточно медленно, но в 2017 году Такаяма Укон был беатифицирован, что приближает его к причислению к лику святых. Интересен и тот факт, что Такаяма Укон — первый и единственный японец, чья беатификация проходила индивидуально: всех других японских святых рассматривали группами. Сейчас Укон находится в одном шаге от канонизации, и нам остаётся лишь ждать, когда это произойдёт.

Кирилл Казаков
諸行無常
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту