Яндекс Метрика

Тэндзин-сама: как сосланный учёный стал известным богом

История Сугавара-но Митидзанэ – это не только трагедия чиновника, изгнанного из столицы, но и рождение одного из самых почитаемых богов в синтоистском пантеоне, Тэндзина. Его путь наполнен драмой и загадками, а память о нём живёт в тысячах святилищ по всей Японии. Кто же он – человек, перед чьим гневом трепетал сам император?

Учёный аристократ

Сугавара-но Митидзанэ родился в 845 году. Семья Сугавара на протяжении нескольких поколений служила при императорском дворе в академической сфере, занимаясь изучением китайских наук и китайского языка. Отец Митидзанэ, Сугавара-но Корэёси, управлял собственной школой и преподавал историю и классическую литературу будущим чиновникам. Митидзанэ с ранних лет был способным учеником и интересовался поэзией. В 11 лет он сочинил своё первое канси – стихотворение на китайском языке:

Блеск снега,
Чистота луны,
Сиянье звезд
Слились в цветенье сливы.
О золото
Чудесной ночи
И аромат цветов,
Устилающих сад.

(пер. А.Н. Мещеряков)

О молодости Митидзанэ известно не так много, кроме его академических достижений. Юноша усердно учился, следуя по стопам своего отца и деда, и его заслуги признавали современники. Он в довольно раннем возрасте поступил на придворную службу, и к нему часто обращались различные чиновники и министры для составления прошений и деловых документов.

Таланты Митидзанэ были хорошо известны при дворе, и он быстро продвигался по карьерной лестнице. После смерти отца он возглавил его школу и получил звание профессора китайской словесности, которое до него носили его отец, дед и прадед. Так учёный стал одной из главных фигур в научном и литературном обществе императорского двора.

Сугавара-но Митидзанэ, художник Кикути Ёсай
Современный портрет Митидзанэ

В 886 году Митидзанэ назначили губернатором провинции Сануки. Он был очень опечален этим назначением, ведь провинция была далеко от столицы, а для переезда ему пришлось оставить несколько своих столичных постов. Вернулся ко двору он спустя четыре года, в 890 году.

На службе Митидзанэ занимался составлением исторических хроник и изучением правовых документов. Учёный продолжал заниматься и преподаванием – его ученики занимали около половины основных должностей при довре. Не бросал он и занятия поэзией, составляя авторские сборники со своими стихами. Его стихотворения, написанные под псевдонимом Канкэ, также вошли в антологию «Кокинвакасю» и список «Ста стихотворений ста поэтов».

В дорогу сбираясь,
Мы даров собрать не успели,
О гора Приношений!
Но парча твоих красных листьев
Будет по сердцу богу Странствий!

(пер. В.С. Сановича)

Будучи придворным учёным, Митидзанэ неизбежно стал участником политической игры. В те времена власть японского императора не была абсолютной: управление держали под контролем представители аристократического рода Фудзивара. Они занимали главные придворные должности, становились канцлерами и регентами малолетних императоров. Однако периодически на престоле оказывались властители, которые хотели избавиться от власти Фудзивара. 

Таким был и император Уда, который стал покровителем Митидзанэ. Благодаря союзу с ним Митидзанэ получил ещё большее влияние: он стал ближайшим помощником и советником императора и продолжал продвигаться по службе. Уда даже назначил нового наследного принца, не посоветовавшись ни с кем, кроме Митидзанэ. Разумеется, такой расклад событий не нравился роду Фудзивара.

Император Уда

Впрочем, у императора Уда было ещё одно доверенное лицо – Фудзивара-но Токихира, сын предыдущего регента. Токихира и Митидзанэ были в хороших отношениях с раннего возраста, и император надеялся, что они вдвоём станут центральными фигурами в политике и будут помогать наследному принцу.

При этом другие чиновники и аристократы Митидзанэ не особо любили, а сам он не раз просил императора не давать ему столь почётных должностей. Он отмечал, что Токихира происходит из известного регентского рода, в то время как у рода Сугавара был не слишком высокий социальный статус. Однако император отвергал все прошения Митидзанэ и оставлял его у себя на службе. В итоге Митидзанэ не только обошёл по службе членов влиятельных родов Фудзивара и Минамото, но даже породнился с императорским домом, выдав одну дочь замуж за самого императора Уда, а другую – за одного из его сыновей.

Митидзанэ возглавляет процессию в храм, художник Утагава Куниёси
Митидзанэ в исполнении художника Кобаяси Киётики

В 897 году император Уда отрёкся от власти в пользу наследного принца, который на престоле получил имя Дайго. При этом он завещал сыну слушать советы Токихиры и Митидзанэ, которые верно служили ему самому.

Через два года, в 899 году, Токихира и Митидзанэ получили высокие придворные должности – левого и правого министров соответственно. Вновь Митидзанэ, и без того достаточно окружённый клеветой недоброжелателей, попытался отказаться от этого титула, но император отставки не принял, и в итоге дальнейшая карьера учёного была недолгой. На протяжении всей службы во дворце его противники лишь множились, и было много придворных, недовольных быстрым продвижением и ростом его влияния. Да, он был очень одарённым учёным, но его семья не имела такой власти и не занимала таких же высоких должностей, как те же Фудзивара. Поэтому сам Митидзанэ стал лёгкой мишенью для аристократов. В результате придворных интриг в 901 году его сослали далеко на юг от столицы, в город Дадзайфу. 

До сих пор точно неизвестно, что конкретно стало причиной ссылки. Долгое время было принято считать виноватым Токихиру: якобы именно он распространил при дворе слухи о том, что Митидзанэ хочет свергнуть императора Дайго и посадить на трон своего зятя. Однако сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что ложные обвинения были делом целой группы аристократов, недовольных головокружительной карьерой Митидзанэ. А некоторые учёные даже предполагают, что обвинения эти были правдивыми и Митидзанэ действительно задумывал переворот.

Как бы то ни было, ему надлежало покинуть столицу. Перед отъездом он сложил стихотворение в честь любимого сливового дерева у своего дома:

Ветерок подует с востока
И донесет
Благоухание сливы.
Пусть далеко хозяин дома,
Но цветы дождутся весны.

(пер. А.Н. Мещеряков)

Митидзанэ запретили взять в Дадзайфу семью и каких-либо сопровождающих – с ним отправились только двое младших сыновей. Другие его сыновья лишились государственных должностей, а дочери и жена остались в столице. Его отстранили от всех государственных дел и лишили зарплаты. Один из сыновей, приехавших с ним, скончался, что отразилось на здоровье его отца. Митидзанэ страдал от бери-бери и болезней желудка, и жена присылала ему лекарства из столицы, так как в Дадзайфу достать их было невозможно. Через два года ссылки, в 903 году, Митидзанэ умер: в одиночестве и практически в нищете, вдали от столицы и своей семьи. На момент смерти ему было 57 лет.

«Сугавара Митидзанэ в изгнании», Кобаяси Киётика, XIX век

Гневный дух

Действительно ли Токихира был виноват в смерти Митидзанэ, мы так и не узнаем. Но он пережил его всего на шесть лет, после чего умер от болезни. За год до него умер другой член клана Фудзивара – Фудзивара-но Суганэ, однажды получивший от Митидзанэ пощёчину во время конфликта. Ещё через четыре года во время охоты утонул в болоте новый правый министр. А потом скончался наследный принц, сын императора Дайго. 

Глядя на несчастья, случающиеся с недоброжелателями Митидзанэ, придворные поняли: учёный после смерти стал онрё – мстительным духом, который не успокоится, пока не отомстит всем своим обидчикам. Чтобы умилостивить его, в 923 году Митидзанэ вернули ранг правого министра. Однако этого оказалось недостаточно: новый наследный принц умер в возрасте пяти лет, а в 930 году прямо в императорский дворец во время заседания министров ударила молния, и возникший из-за неё пожар привёл к многочисленным жертвам. Среди них был и императорский советник Фудзивара-но Киёцура, которому Токихира некогда наказал следить за деятельностью Митидзанэ в Дадзайфу: пламя охватило его одежду, и он сгорел заживо. Сам Император Дайго, ставший свидетелем этих ужасов, слёг с болезнью и скончался три месяца спустя. 

Гневный Митидзанэ в виде бога грома карает своих врагов, Китано Тэндзин энги эмаки, XIII век

Месть Митидзанэ вышла на новый уровень: теперь он не просто сводил в могилу своих врагов, как обычный онрё, но и атаковал императорский дворец, повелевая молниями – а значит, либо сам стал богом молний, либо умел повелевать подобными богами. После этого инцидента люди решили, что понадобится что-то повнушительнее ранга правого министра, чтобы умилостивить озлобленного учёного. Поэтому в 947 году в Киото для него построили целый храм.

Синтоистский бог

После инцидента с молнией Митидзанэ стали почитать как бога грома и стихийных бедствий. Все мольбы, обращённые к нему, были направлены на то, чтобы утихомирить его гневный дух. А те, кто был несправедливо осуждён, как и сам Митидзанэ, могли попросить у него мести своим обидчикам. 

В 987 году император Итидзё даровал киотскому храму название Китано Тэммангу, а Митидзанэ объявили богом Тэндзином. Благодаря тому, что при жизни Митидзанэ прославился как великолепный учёный, Тэндзин стал покровителем наук. Впоследствии все храмы, посвящённые Тэндзину, стали называться Тэммангу.

Китано Тэммангу

Китано Тэммангу считается первым и главным святилищем Тэндзина. На его территории растёт множество сливовых деревьев. Слива – один из главных символов Тэндзина: при жизни он очень любил это дерево. Даже в том самом стихотворении, которое он сочинил в 11 лет, уже прослеживается этот образ. Его прощальное стихотворение, сложенное перед отъездом из столицы, тоже обращено к сливе. Легенда гласит, что сливовое дерево, услышав его, полетело вслед за хозяином до самого Дадзайфу. А 25 февраля, в годовщину смерти Митидзанэ, в Китано Тэммангу проходит Фестиваль цветения сливы.

Майко на Фестивале цветения, в их причёсках украшения с цветами слив
Цветущие сливы в Дадзайфу Тэммангу

Ещё одно известное святилище Тэндзина – Дайдзайфу Тэммангу. Сегодня на территории этого храма можно найти дерево Тобиумэ – в переводе «летящая слива». Считается, что это то самое дерево, которое прилетело за Митидзанэ из столицы. 

Дадзайфу Тэммангу
Цветущая Тобиумэ

Ещё один символ Тэндзина – бык: статуи этих животных в позе лёжа можно найти в Тэммангу по всей стране. Согласно легенде, тело умершего Митидзанэ везли на телеге, запряжённой быком. В какой-то момент бык остановился и лёг на землю – на том месте учёного и похоронили. Что интересно, Митидзанэ также родился в год Быка.

Митидзанэ верхом на быке обучает детей, художник Кобаяси Киётика
Считается, что если потереть этого быка, то к вам придёт удача в учёбе
Быки в Тэммангу всегда изображаются в позе лёжа

Благодаря тому, что Тэндзин покровительствует науке, его культ популярен среди школьников и студентов. Даже сегодня учащиеся и их родители приходят в Тэммангу, чтобы помолиться о счастливой сдаче экзаменов или о поступлении в университет, купить амулет или написать свои пожелания на табличке эма. 

Деревянные таблички эма в храме Дадзайфу Тэммангу. На них посетители пишут свои пожелания, адресованные богу

Тэндзин – невероятно популярный бог: в Японии у него более 12 тысяч святилищ. По всей стране проходят фестивали, посвящённые ему, – Тэндзин-мацури. Самым известным является Тэндзин-мацури в Осаке, который проходит 24–25 июля и завершается грандиозным фейерверком. 

Таким образом выдающийся учёный, поверженный своими политическими соперниками, превратился в самого настоящего бога и заслужил почтение потомков более чем на тысячу лет.

В Jujutsu Kaisen Годзё Сатору и Оккоцу Юта – потомки Сугавара-но Митидзанэ. Из-за этого они обладают большей силой, чем другие люди.
В Noragami Тэндзин предстаёт в своём классическом образе как один из самых популярных богов.
Среди его спутниц – дух сливы по имени Цую.

Источники:

Мещеряков А. «Герои, творцы и хранители японской старины»

Моррис А. «Благородство поражения. Трагический герой в японской истории»

Официальный сайт храма Китано Тэммангу

菅原道真

菅原道真(菅家)と百人一首

Лия
Исполнительный редактор (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту