История Сугавара-но Митидзанэ – это не только трагедия чиновника, изгнанного из столицы, но и рождение одного из самых почитаемых богов в синтоистском пантеоне, Тэндзина. Его путь наполнен драмой и загадками, а память о нём живёт в тысячах святилищ по всей Японии. Кто же он – человек, перед чьим гневом трепетал сам император?
Учёный аристократ
Сугавара-но Митидзанэ родился в 845 году. Семья Сугавара на протяжении нескольких поколений служила при императорском дворе в академической сфере, занимаясь изучением китайских наук и китайского языка. Отец Митидзанэ, Сугавара-но Корэёси, управлял собственной школой и преподавал историю и классическую литературу будущим чиновникам. Митидзанэ с ранних лет был способным учеником и интересовался поэзией. В 11 лет он сочинил своё первое канси – стихотворение на китайском языке:
Блеск снега,
Чистота луны,
Сиянье звезд
Слились в цветенье сливы.
О золото
Чудесной ночи
И аромат цветов,
Устилающих сад.
(пер. А.Н. Мещеряков)
О молодости Митидзанэ известно не так много, кроме его академических достижений. Юноша усердно учился, следуя по стопам своего отца и деда, и его заслуги признавали современники. Он в довольно раннем возрасте поступил на придворную службу, и к нему часто обращались различные чиновники и министры для составления прошений и деловых документов.
Таланты Митидзанэ были хорошо известны при дворе, и он быстро продвигался по карьерной лестнице. После смерти отца он возглавил его школу и получил звание профессора китайской словесности, которое до него носили его отец, дед и прадед. Так учёный стал одной из главных фигур в научном и литературном обществе императорского двора.
В 886 году Митидзанэ назначили губернатором провинции Сануки. Он был очень опечален этим назначением, ведь провинция была далеко от столицы, а для переезда ему пришлось оставить несколько своих столичных постов. Вернулся ко двору он спустя четыре года, в 890 году.
На службе Митидзанэ занимался составлением исторических хроник и изучением правовых документов. Учёный продолжал заниматься и преподаванием – его ученики занимали около половины основных должностей при довре. Не бросал он и занятия поэзией, составляя авторские сборники со своими стихами. Его стихотворения, написанные под псевдонимом Канкэ, также вошли в антологию «Кокинвакасю» и список «Ста стихотворений ста поэтов».
В дорогу сбираясь,
Мы даров собрать не успели,
О гора Приношений!
Но парча твоих красных листьев
Будет по сердцу богу Странствий!
(пер. В.С. Сановича)
Будучи придворным учёным, Митидзанэ неизбежно стал участником политической игры. В те времена власть японского императора не была абсолютной: управление держали под контролем представители аристократического рода Фудзивара. Они занимали главные придворные должности, становились канцлерами и регентами малолетних императоров. Однако периодически на престоле оказывались властители, которые хотели избавиться от власти Фудзивара.
Таким был и император Уда, который стал покровителем Митидзанэ. Благодаря союзу с ним Митидзанэ получил ещё большее влияние: он стал ближайшим помощником и советником императора и продолжал продвигаться по службе. Уда даже назначил нового наследного принца, не посоветовавшись ни с кем, кроме Митидзанэ. Разумеется, такой расклад событий не нравился роду Фудзивара.
Впрочем, у императора Уда было ещё одно доверенное лицо – Фудзивара-но Токихира, сын предыдущего регента. Токихира и Митидзанэ были в хороших отношениях с раннего возраста, и император надеялся, что они вдвоём станут центральными фигурами в политике и будут помогать наследному принцу.
При этом другие чиновники и аристократы Митидзанэ не особо любили, а сам он не раз просил императора не давать ему столь почётных должностей. Он отмечал, что Токихира происходит из известного регентского рода, в то время как у рода Сугавара был не слишком высокий социальный статус. Однако император отвергал все прошения Митидзанэ и оставлял его у себя на службе. В итоге Митидзанэ не только обошёл по службе членов влиятельных родов Фудзивара и Минамото, но даже породнился с императорским домом, выдав одну дочь замуж за самого императора Уда, а другую – за одного из его сыновей.
В 897 году император Уда отрёкся от власти в пользу наследного принца, который на престоле получил имя Дайго. При этом он завещал сыну слушать советы Токихиры и Митидзанэ, которые верно служили ему самому.
Через два года, в 899 году, Токихира и Митидзанэ получили высокие придворные должности – левого и правого министров соответственно. Вновь Митидзанэ, и без того достаточно окружённый клеветой недоброжелателей, попытался отказаться от этого титула, но император отставки не принял, и в итоге дальнейшая карьера учёного была недолгой. На протяжении всей службы во дворце его противники лишь множились, и было много придворных, недовольных быстрым продвижением и ростом его влияния. Да, он был очень одарённым учёным, но его семья не имела такой власти и не занимала таких же высоких должностей, как те же Фудзивара. Поэтому сам Митидзанэ стал лёгкой мишенью для аристократов. В результате придворных интриг в 901 году его сослали далеко на юг от столицы, в город Дадзайфу.
До сих пор точно неизвестно, что конкретно стало причиной ссылки. Долгое время было принято считать виноватым Токихиру: якобы именно он распространил при дворе слухи о том, что Митидзанэ хочет свергнуть императора Дайго и посадить на трон своего зятя. Однако сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что ложные обвинения были делом целой группы аристократов, недовольных головокружительной карьерой Митидзанэ. А некоторые учёные даже предполагают, что обвинения эти были правдивыми и Митидзанэ действительно задумывал переворот.
Как бы то ни было, ему надлежало покинуть столицу. Перед отъездом он сложил стихотворение в честь любимого сливового дерева у своего дома:
Ветерок подует с востока
И донесет
Благоухание сливы.
Пусть далеко хозяин дома,
Но цветы дождутся весны.
(пер. А.Н. Мещеряков)
Митидзанэ запретили взять в Дадзайфу семью и каких-либо сопровождающих – с ним отправились только двое младших сыновей. Другие его сыновья лишились государственных должностей, а дочери и жена остались в столице. Его отстранили от всех государственных дел и лишили зарплаты. Один из сыновей, приехавших с ним, скончался, что отразилось на здоровье его отца. Митидзанэ страдал от бери-бери и болезней желудка, и жена присылала ему лекарства из столицы, так как в Дадзайфу достать их было невозможно. Через два года ссылки, в 903 году, Митидзанэ умер: в одиночестве и практически в нищете, вдали от столицы и своей семьи. На момент смерти ему было 57 лет.
Гневный дух
Действительно ли Токихира был виноват в смерти Митидзанэ, мы так и не узнаем. Но он пережил его всего на шесть лет, после чего умер от болезни. За год до него умер другой член клана Фудзивара – Фудзивара-но Суганэ, однажды получивший от Митидзанэ пощёчину во время конфликта. Ещё через четыре года во время охоты утонул в болоте новый правый министр. А потом скончался наследный принц, сын императора Дайго.
Глядя на несчастья, случающиеся с недоброжелателями Митидзанэ, придворные поняли: учёный после смерти стал онрё – мстительным духом, который не успокоится, пока не отомстит всем своим обидчикам. Чтобы умилостивить его, в 923 году Митидзанэ вернули ранг правого министра. Однако этого оказалось недостаточно: новый наследный принц умер в возрасте пяти лет, а в 930 году прямо в императорский дворец во время заседания министров ударила молния, и возникший из-за неё пожар привёл к многочисленным жертвам. Среди них был и императорский советник Фудзивара-но Киёцура, которому Токихира некогда наказал следить за деятельностью Митидзанэ в Дадзайфу: пламя охватило его одежду, и он сгорел заживо. Сам Император Дайго, ставший свидетелем этих ужасов, слёг с болезнью и скончался три месяца спустя.
Месть Митидзанэ вышла на новый уровень: теперь он не просто сводил в могилу своих врагов, как обычный онрё, но и атаковал императорский дворец, повелевая молниями – а значит, либо сам стал богом молний, либо умел повелевать подобными богами. После этого инцидента люди решили, что понадобится что-то повнушительнее ранга правого министра, чтобы умилостивить озлобленного учёного. Поэтому в 947 году в Киото для него построили целый храм.
Синтоистский бог
После инцидента с молнией Митидзанэ стали почитать как бога грома и стихийных бедствий. Все мольбы, обращённые к нему, были направлены на то, чтобы утихомирить его гневный дух. А те, кто был несправедливо осуждён, как и сам Митидзанэ, могли попросить у него мести своим обидчикам.
В 987 году император Итидзё даровал киотскому храму название Китано Тэммангу, а Митидзанэ объявили богом Тэндзином. Благодаря тому, что при жизни Митидзанэ прославился как великолепный учёный, Тэндзин стал покровителем наук. Впоследствии все храмы, посвящённые Тэндзину, стали называться Тэммангу.
Китано Тэммангу считается первым и главным святилищем Тэндзина. На его территории растёт множество сливовых деревьев. Слива – один из главных символов Тэндзина: при жизни он очень любил это дерево. Даже в том самом стихотворении, которое он сочинил в 11 лет, уже прослеживается этот образ. Его прощальное стихотворение, сложенное перед отъездом из столицы, тоже обращено к сливе. Легенда гласит, что сливовое дерево, услышав его, полетело вслед за хозяином до самого Дадзайфу. А 25 февраля, в годовщину смерти Митидзанэ, в Китано Тэммангу проходит Фестиваль цветения сливы.
Ещё одно известное святилище Тэндзина – Дайдзайфу Тэммангу. Сегодня на территории этого храма можно найти дерево Тобиумэ – в переводе «летящая слива». Считается, что это то самое дерево, которое прилетело за Митидзанэ из столицы.
Ещё один символ Тэндзина – бык: статуи этих животных в позе лёжа можно найти в Тэммангу по всей стране. Согласно легенде, тело умершего Митидзанэ везли на телеге, запряжённой быком. В какой-то момент бык остановился и лёг на землю – на том месте учёного и похоронили. Что интересно, Митидзанэ также родился в год Быка.
Благодаря тому, что Тэндзин покровительствует науке, его культ популярен среди школьников и студентов. Даже сегодня учащиеся и их родители приходят в Тэммангу, чтобы помолиться о счастливой сдаче экзаменов или о поступлении в университет, купить амулет или написать свои пожелания на табличке эма.
Тэндзин – невероятно популярный бог: в Японии у него более 12 тысяч святилищ. По всей стране проходят фестивали, посвящённые ему, – Тэндзин-мацури. Самым известным является Тэндзин-мацури в Осаке, который проходит 24–25 июля и завершается грандиозным фейерверком.
Таким образом выдающийся учёный, поверженный своими политическими соперниками, превратился в самого настоящего бога и заслужил почтение потомков более чем на тысячу лет.
Источники:
Мещеряков А. «Герои, творцы и хранители японской старины»
Моррис А. «Благородство поражения. Трагический герой в японской истории»











