Яндекс Метрика

Дары богов и айнский ритуал иёмантэ

Вплоть до середины XX века айны – коренные жители японского севера – ежегодно совершали ритуал, во время которого они убивали молодого медведя. Но японским властям такая традиция показалась варварской, и с наступлением эпохи охраны окружающей среды ритуал перестали проводить. Или нет?

Немного про основные верования айнов

Согласно традиционным верованиям айнов, у всего на свете есть душа. Те вещи и существ, которые помогают человеку и необходимы для его жизни, айны называют «камуи» – своего рода божествами. Как и у японцев в синтоизме, у айнов есть божество гор, божество огня, божество воды и многих других вещей. 

А самым важным животным для айнов считается медведь. В айнских фольклорных рассказах или поэмах медведей называют просто «камуи». Конечно же, это слово используют, чтобы не назвать настоящее имя медведя. В русском языке была точно такая же традиция: медведей древние славяне прозвали «медоедами», чтобы избежать использования его настоящего имени – вдруг назовешь его имя и повстречаешь его в лесу?

Мы не знаем, как на самом деле звали медведей в славянских языках. Но у айнов он зовётся исо: от этого же слова произошли исо-итак – «новости», буквально «история [о] медведях», и исо-н – «богатый» или «удачливый», буквально «человек, который хорошо охотится на медведей». Но это исо не употреблялось в повседневной жизни, и за медведем закрепилось имя камуи. Исследователи предполагают, что иёмантэ, обряд «отправления» медведя в мир богов и духов, «пришёл» к японским айнам с территории современной России: такое особое отношение к медведю, возможно, сложилось у них после контактов с народами Северного Сахалина и Нижнего Приамурья.

Ритуал иёмантэ

Иёмантэ – это ритуальное убийство медведя, который выращивается в деревне, с целью «возвращения» его духа в мир камуев. Иёмантэ происходил в январе-феврале (по другим источникам, в декабре-январе), когда еда, запасённая с лета, начинала заканчиваться. Предположительно, проводился он для того, чтобы перераспределить ресурсы, раздать еду тем семьям, которые в ней больше всего нуждались. А религиозный смысл иёмантэ заключался в том, чтобы медведь мог вернуться в мир богов и доложить, что айны живут праведно и счастливо. Тогда боги в ответ могут даровать ещё больше добычи и пищи. 

К ритуалу готовились за несколько лет. Медвежонка, пойманного зимой в берлоге, растили в клетке рядом с поселением, а уходом занимались в основном женщины. Айны часто воспитывали и заботились о медвежонке как о члене семьи, и между ними устанавливалась глубокая связь – если он заболевал, его забирали в дом и старательно выхаживали. Когда ему исполнялось два-три года, медвежонку подпиливали зубы, чтобы он не покусал домочадцев. 

За две недели до церемонии айны начинали готовить еду. А за день до церемонии они молились богине огня.  После молитвы люди праздновали удачный контакт с духами танцами, песнями и рассказами историй – это продолжалось до самой ночи. 

На следующий день проводился сам иёмантэ. После обеда люди читали молитву, и танцевали: мужчины и женщины делились на две группы и водили хороводы, при этом мужчины старались подражать звукам медведя, издавали рычание и рёв. В это время человек, которому предстояло произнести прощальное слово медведю перед его убиением (как правило, старший в деревне мужчина), надевал на голову специальный венец.

Танец для иёмантэ

Закончив пляски и все приготовления, айны начинали оплакивать медведя. Делали они это сидя на корточках или стоя на коленях, опустив лицо к земле. Затем айн-глава поселения, надевший венец, произносил перед медведем те самые последние слова, и животное выводили из клетки на специальных поводках. Пока медведя вели к месту ритуала, его дразнили, стреляли по нему ритуальными стрелами с тупыми наконечниками. Считалось, что эти стрелы приносят счастье. Участники праздника затем подбирали их и сохраняли как обереги. 

Медведя убивали выстрелом из лука или ударом ножа. Кровь животного сливали в сосуд — её выпивал старший мужчина поселения. Мужчины также могли смазать ей одежды – считалось, что медвежья кровь способствует успеху в охоте. Затем медведю снова возносили молитвы. Некоторые мужчины клали рядом с его телом данго и орехи, а другие сбрасывали еду с крыши домов деревни.  Люди верили, что медведь заберёт эту еду с собой в мир духов. Когда еду заканчивали разбрасывать, молодой человек пускал стрелу в небо на восток – священное для айнов направление.

Реальное фото иёмантэ

В разных регионах японского севера этот ритуал проходи по-разному. В некоторых поселениях Хоккайдо медведя часто душили при помощи двух брёвен. Это объяснялось нежеланием проливать на землю кровь. Хоккайдцы боялись, что это помешает возрождению души убитого медведя в новом животном, после того, как он закончит все свои дела в мире духов. И поскольку ритуальное удушение животных очень часто практиковалось народами Сибири, возможно, некогда такой способ знали и айны Сахалина. Но исследователи выделяют другой сахалинский обычай: вслед за ритуальным убийством медведя они приносили в жертву двух кобелей, считавшихся его слугами. Женщинам запрещалось запрещалось участвовать в этом обряде. Медведей затем разделывали и готовили всей деревней. Его череп хранился до следующего иёмантэ. 

Учёные также находили ямы с останками оленей и орлов – возможно, раньше похожие обряды проводились и с другими животными, олицетворявшими богов. 

Есть ли ему место в современном обществе

В 1955 году иёмантэ был объявлен в Японии вне закона, правительство посчитало это варварской традицией. Но когда к 2007 году настала эпоха возрождения местных культурных обычаев, запрет отменили. Но означает ли это, что данная практика будет возрождена среди айнов? Вряд ли. Потребность в медвежьем мясе и медвежьих шкурах в повседневной жизни ушла – малочисленные айны живут в самых обычных японских городах и ходят в такие же японские магазины. Кроме того, популяция медведей на Хоккайдо сокращается угрожающими темпами из-за расширения городов.

Вскоре после отмены запрета, 25 декабря 2009 года, на сельском шоссе в районе Хидака на Хоккайдо был найден труп молодой совы вида симафукуро. Судя по идентификационному браслету, прикрепленному к её ноге, это была молодая особь, выпущенная в дикую природу всего за шесть месяцев до своей смерти. Человек, обнаруживший мёртвую сову, президент строительной компании и член отделения Ассоциации айнов Хоккайдо, сказал: «Я сразу понял, что это не обычная птица. Неподалёку лежали полусъеденные останки утёнка. Должно быть, сова принесла еду на дорогу, чтобы поесть, а потом её сбила машина». В тот же день, прежде чем вернуть отдать труп птицы зоологам, отделение Ассоциации айнов провело «церемонию отправки», похожую на иёмантэ  – хопунирэ, чтобы дух птицы благополучно вернулся в мир камуи. Один из известных айнских богов, Тикап-камуй, представлен в легендах в виде совы: его роль – охранять мосир (страну айнов) и котАны (деревни). Такая альтернатива ежегодному убийству животных могла бы стать достаточно популярной среди современных айнов, но, к сожалению, осталось не так много людей, которые готовы заниматься даже таким гуманным ритуалом.

Тема поддержания старых традиций, которые могут казаться современным японцам «варварскими», очень хорошо раскрыта в художественном фильме «Айну Мосир» (2020) режиссёра Фукунаги Такэси. 14-летний мальчик по имени Канто, переживший потерю отца, пытается понять, что значит быть айном в современном обществе. На фоне его истории мы наблюдаем повседневную жизнь сообщества айнов, их проблемы и попытки сохранить свои язык и ритуалы. Старейшины деревни пытаются впервые за долгое время провести праздник иёмантэ, но встречают сопротивление как со стороны  правительства, так и со стороны соплеменников. Канто знакомится с медвежонком, которого растит друг его отца. Он же учит мальчика традициям айнов, но в конце Канто понимает, что тоже не согласен с убийством молодого медведя. Примечательно, что режиссёр и практически все актёры в фильме – айны, а некоторые из них не являются профессионалами, а просто живут в деревне, где снимался фильм. 

Дэбо Акибэ, исполняющий роль самого себя. Примечательна его внешность, отличающаяся от японской. Так и выглядят этнические айны.

Сейчас дискуссия о иёмантэ почти сошла на нет – многие молодые айны, точно так же, как Канто, готовы сохранять лишь часть своих традиций. Многие из них не говорят на айнском языке, и культура их народа становится всё дальше и дальше от повседневной жизни потомков айнов. И даже проведение более гуманных версий ритуала «отправления» камуи им кажется бессмысленной. 

 

Источники:

iomante | Discover Japan

https://projectuepeker.blogspot.com/2010/01/what-does-iomante-mean-for-modern-day.html

The present-day Ainu and Iomante -from the story of the Ainu seminar~ | Sapporo English Guides | Local Tour Guides

The semantics of the Ainu bear ritual iomante: bear as a kind of inaw

Ainu Mosir (2020) — IMDb

Соколов М.А. «Айны: от истоков до современности»

Таня Грошкова
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту