Божественное трио: Аматэрасу, Сусаноо и Цукуёми

В японской мифологии есть множество богов, но, пожалуй, самые известные среди них – это Аматэрасу, Сусаноо и Цукуёми. Расскажем, как Аматэрасу стала хикикомори, как Сусаноо прошёл через крутую арку искупления и почему у Цукуёми проблемы с самоопределением. 

Эти трое богов по-японски называются 三貴神 михасира-но удзу-но мико или санкиси, что значит «трое драгоценных богов». Так назвал их отец, указывая на то, что эти его дети были более великими, чем все предыдущие. Давайте для начала разберёмся, как вообще появились столь всесильные боги.

Божественные (пра)родители

Согласно японской мифологии, богами, с которых началось рождение земли, были Идзанами и Идзанаги – брат с сестрой. Они были не первыми богами, появившимися в мире, но стали первыми, кто появился в паре и в итоге спустился с небес. На земле они с помощью копья, которое даровали им небесные боги, замесили океан, и капля, упавшая с него, стала первым островом. Воздвигнув на этом острове ритуальный столб, Идзанами и Идзанаги поженились, после чего начали рождать новые острова и новых богов.

Художник Кобаяси Эйтаку
Из японской книги про «Кодзики» в виде манги

Среди богов, рождённых Идзанами, был и Кагуцути, бог огня. Во время родов он сильно опалил лоно богини, отчего она умерла, и душа её отправилась в синтоистский загробный мир – Ёми-но куни, Страну мрака. Идзанаги горевал по супруге и, не вынеся одиночества, решил отправиться за ней, чтобы попробовать вернуть. Однако было уже слишком поздно – Идзанами уже вкусила пищи, приготовленной на очаге Ёми-но куни, а потому не могла вернуться. Однако она сказала, что всё же отойдёт посоветоваться с местными богами, а мужу наказала не смотреть на неё. 

Идзанаги долго ждал супругу, но та всё не возвращалась. В итоге бог решил пойти вслед за ней и нарушил запрет, взглянув на Идзанами. Испугавшись вида супруги, в теле которой копошились черви и боги грома, он сбежал обратно в мир живых.

Пребывание в Стране мрака осквернило Идзанаги, а потому, вернувшись, он совершил ритуальное омовение у берега реки. Из его тела и одежды родилось множество богов, а когда Идзанаги омывал своё лицо, появились и герои нашего рассказа – Аматэрасу, Цукуёми и Сусаноо. Идзанаги обрадовался, что последние его дети вышли такими сильными и великими, и разделил между ними обязанности: он повелел Аматэрасу управлять небесами, Цукуёми – ночью, а Сусаноо – морем.

Идзанаги совершает омовение, и рождаются трое богов
Слева направо: Цукуёми, Сусаноо, Аматэрасу

Богиня солнца Аматэрасу

Аматэрасу появилась, когда Идзанаги омыл свой левый глаз. Будучи властительницей небес, она стала главным божеством синтоистского пантеона. Она также считается олицетворением солнца.

Однажды, поссорившись со своим братом Сусаноо, Аматэрасу удалилась в Небесный грот, и из-за этого на всей земле наступила вечная ночь и темнота. Тогда остальные боги начали размышлять, как вернуть её в мир. Они собрались вместе перед гротом, повесили на дерево зеркало, а богиня Амэ-но Удзумэ разделась и начала плясать. Боги расхохотались от её танца, а Аматэрасу стало интересно, почему все так веселятся. Она слегка выглянула из своего укрытия. Тогда Амэ-но Удзумэ сказала, что они нашли божество, которое превосходит Аматэрасу. Боги поднесли к пещере зеркало, в котором отразилась лучезарная богиня, и она, удивлённая, вышла из грота. Тогда другие боги закрыли за ней вход, и мир снова озарился светом. 

Аматэрасу выступает не только в роли богини-солнца, но и в качестве прародительницы японского императорского рода. Она велела своему внуку, богу Ниниги, сойти на землю вместе с другими богами и править там. А правнуком Ниниги был Дзимму, ставший, согласно легендам, первым императором Японии. Таким образом вся императорская семья ведёт свой род от богини солнца, и многие века она считалась священной. Можно сказать, что в Аматэрасу соединились черты двух божеств – солярного божества и матери-первопредка. Она также изобрела технологию возделывания риса и пшеницы, шёлк и ткацкий станок.

Аматэрасу в игре Onmyouji

Особенность синтоизма как религии заключается в том, что в нём нет чётких канонов. Оттого и существует теория, что Аматэрасу – это мужское божество. Особенно популярной эта теория стала в средние века с усилением самурайства и буддизма. Впрочем, в древнем мифологическом своде «Нихон сёки» Сусаноо называет её именно своей сестрой. Также в мифах есть эпизод, где перед ссорой Сусаноо направился во владения Аматэрасу, и та, думая, что брат идёт воевать с ней, облачилась в боевые одежды и сделала причёску мидзура. Эту традиционную причёску носили древние японские мужчины. Если в повествовании на этом сделан такой акцент, можно предположить, что Аматэрасу обычно не ходила с мидзура, а значит, и не была мужчиной. 

Причёска мидзура. В древности её носили мужчины, а позже несовершеннолетние юноши знатного происхождения.

Бог штормов Сусаноо

Сусаноо родился последним из троих, когда Идзанаги омыл свой нос. С самого начала существования он отличался от брата и сестры: в то время как те спокойно принялись управлять назначенными отцом территориями, Сусаноо начал плакать. При этом плакал он так долго, что его борода достигла середины груди, а горы, реки и моря высохли. Другие боги, недовольные этим, злились и жаловались, и начали происходить разные бедствия. Идзанаги спросил, почему Сусаноо не занимается делами, а тот ответил, что хочет отправиться к матери. Идзанаги же разозлился и изгнал Сусаноо.

Тогда Сусаноо отправился во владения Аматэрасу. Как мы уже рассказывали ранее, та подумала, что брат идёт завладеть её землями, надела мужскую одежду и вооружилась луком. Однако Сусаноо лишь рассказал ей, что его изгнал отец, и сказал, что не собирается делать ничего дурного. Аматэрасу спросила, чем он может доказать чистоту своих намерений, и они обменялись клятвами и с помощью различных магических предметов родили детей-богов. Но Сусаноо в итоге всё равно начал безобразничать во владениях Аматэрасу: испражнился в покоях, где принимают еду, проломил крышу покоев, где ткала одежды Аматэрасу, и кинул внутрь жеребёнка, с которого содрал кожу. Эти действия вызвали гнев и стыд у Аматэрасу, из-за чего она и удалилась в Небесный грот. Другие боги за это лишили Сусаноо волос и ногтей и изгнали с неба. Так Сусаноо стал дважды изгнанным и оказался на земле.

Как ни странно, оказавшись на земле, в области Идзумо, Сусаноо становится буквально другим человеком (или богом). Из трикстера, совершающего гадости, он становится героем. Для того, чтобы разобраться, как так произошло, нужно обратиться к истории древней Японии, к тем временам, когда на островах только формировалась государственность. Нынешнее японское государство сформировалось под доминированием древнего племени Ямато. Однако помимо Ямато было и много других народов, среди которых были и люди Идзумо, жившие в одноимённой местности. Аматэрасу была главным божеством Ямато, а вот главным божеством Идзумо, вероятно, мог быть как раз Сусаноо. Возможно, именно отсюда и возникло их мифологическое противостояние: непокорный Сусаноо нуждался в подчинении и усмирении. 

Сусаноо в игре Onmyouji

Как же именно Сусаноо стал героем? В Идзумо он узнал о восьмиглавом змее Ямата-но ороти, который пожирал дочерей местной пары богов, и решил сразить его. Он повелел родителям несчастных сварить особое саке и разлить его по восьми бочонкам. Когда Ямата-но ороти появился, то выпил всё саке и уснул. Тогда-то Сусаноо и разрубил его на множество частей. В теле змея он также обнаружил чудесный меч Кусанаги, который позже преподнёс своей сестре Аматэрасу. Этот меч считается одной из трёх священных императорских регалий

После Сусаноо построил в Идзумо собственный дворец, женился на спасённой от змея девушке и обзавёлся детьми. В какой-то момент он затосковал по матери, передал власть над землёй своему потомку, богу Оокунинуси, и отправился в Страну мрака. Вот такая Сусаноо неординарная личность: он творит хаос и доставляет неприятности, изгоняется другими богами, становится героем и спасает девушку, и всё это, чтобы потом просто исчезнуть из повествования. Можно сказать, он служит связующим звеном между двумя мифологическими циклами, между небесными богами и богами земными. А ещё считается, что именно Сусаноо сочинил первое японское стихотворение – по случаю своей победы над змеем Ямата-но ороти.

Бог луны Цукуёми

Цукуёми (которого также могут называть Цукиёми), как и Аматэрасу, появился на свет, когда Идзанаги омыл свой глаз. Аматэрасу появилась из левого глаза, а Цукуёми – из правого. Интересно, что похожий сюжет есть и в китайской мифологии: там после смерти первопредка Пань-гу его левый глаз стал солнцем, а правый – луной. 

Из этой троицы богов Цукуёми, пожалуй, самый таинственный. Причём настолько таинственный, что даже не до конца ясна сфера его управления. Например, его отец Идзанаги в собрании мифов «Кодзики» повелел Цукуёми ведать страной, где властвует ночь, а в чуть более позднем «Нихон сёки» – управлять восемью сотнями приливов на Равнине Голубого Моря. Стоит отметить, что в обоих вариантах луна напрямую не упоминается, хотя и можно проследить её связь с ночью и морскими приливами.

Также некоторые исследователи считают Цукуёми божеством лунного календаря, которого издревле придерживались японцы. По-японски «цуки» – это луна, а «ёми» – чтение. Вот и получается подсчёт дней. 

В «Нихон сёки» есть интересный миф с участием Цукуёми, в котором рассказывается, почему луна и солнце никогда не появляются одновременно. Спустившись с небес, Цукуёми встретил на земле Укэмоти, богиню пищи. Различная еда буквально выходила у неё изо рта. Бога такое оскорбило, он посчитал скверной и унижением есть то, что изверг изо рта другой бог. Тогда он убил Укэмоти своим мечом, а Аматэрасу, узнав об этом, жутко разозлилась. Она сказала, что больше никогда не увидится с братом, и отдалилась от него. Так и получается на земле то день, то ночь, то солнце, то луна. 

Этот миф интересен ещё и тем, что он есть также в «Кодзики», вот только богиню пищи там зовут Оогэцу-химэ, а убивает её Сусаноо. Роль Цукуёми в «Кодзики» вообще заканчивается на том, что он просто рождается. Некоторые исследователи считают, что изначально существовал миф об Аматэрасу и Цукуёми, а Сусаноо, как бог в некотором роде чужой, иноземный, был добавлен в миф позже. Другие же считают, что Цукуёми и Сусаноо – это вообще один и тот же бог. Как бы то ни было, правду мы, к сожалению, вряд ли узнаем. Цукуёми на фоне брата и сестры остаётся довольно таинственным персонажем, и это ещё даже не считая того, что у него точно не известен пол. 

Цукуёми из игры Onmyouji в двух обличиях – мужском и женском
Лия
Исполнительный редактор (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту