Танцовщица Сидзука-годзэн – знаменитый символ преданности и трагической любви. Её жизнь – это история не только о личной драме, но и чести, женской судьбе и сложных взаимоотношений во власти. Она танцевала перед врагами и хранила верность даже после разлуки. Раньше её образ вдохновлял поэтов и драматургов, а сегодня – создателей видеоигр.
Поскольку о жизни Сидзуки-годзэн мы знаем лишь из литературных произведений, в её биографии много белых пятен, а факты трудно отделить от вымысла. Жила она в XII веке, однако годы её рождения и смерти доподлинно неизвестны. Согласно хронике «Адзума Кагами», в которой записана история сёгуната Камакура, мать Сидзуки-годзэн была одной из основательниц танцевального движения сирабёси, которое возникло как раз в тот век. Сирабёси пользовались большой популярностью среди аристократов, и их часто приглашали на пиры и другие мероприятия, чтобы развлекать гостей.
Сидзука-годзэн, вслед за своей матерью, тоже стала танцовщицей и считалась лучшей сирабёси своего времени. О её мастерстве даже ходила легенда: однажды император Го-Сиракава пригласил сотню монахов и сотню сирабёси, чтобы те помолились о дожде. Молитвы 100 монахов не увенчались успехом, 99 девушек станцевали – и ничего не изменилось. Однако стоило лишь начать танцевать Сидзуке-годзэн, как мгновенно набежали тучи, и дождь лил ещё три дня. Император восхитился девушкой, назвал её дочерью богов и лучшей танцовщицей в Японии. Разумеется, это лишь легенда, но даже сам факт того, что она дошла до наших дней, доказывает, что Сидзука-годзэн скорее всего действительно была первоклассной артисткой.
С молитвой о дожде связана и другая легенда – о том, как Сидзука-годзэн познакомилась с легендарным воином Минамото-но Ёсицунэ. Этот эпизод описан в романе «Сказании о Ёсицунэ», который был создан уже после смерти полководца. В 1182 году была долгая засуха, и Сидзука-годзэн танцевала в святилище Сумиёси, чтобы помолиться о дожде. Именно там её встретил Ёсицунэ. Влюбившись с первого взгляда, он решил взять её в наложницы.
В те годы шла война между самурайскими кланами Минамото и Тайра. Ёсицунэ был одним из важнейших полководцев со стороны Минамото и поддерживал своего брата Ёритомо, будущего сёгуна. Однако несмотря на то, что Ёсицунэ демонстрировал выдающиеся успехи на войне, он постепенно впал в немилость своего брата.
Ёритомо решил избавиться от Ёсицунэ и организовал покушение. Солдаты под покровом ночи пробрались в особняк Ёсицунэ, однако Сидзука-годзэн сразу же раскрыла чужие планы. Она осознала, что готовится нападение, разбудила возлюбленного и велела ему надеть доспехи. Благодаря этому предупреждению Ёсицунэ со своими воинами смог вовремя отразить атаку.
В итоге ему пришлось бежать из столицы, и Сидзука-годзэн отправилась в изгнание вместе с ним. Однако им было суждено расстаться – Ёсицунэ в итоге велел возлюбленной возвращаться в город. Хотя обоим им было грустно расставаться, девушка повиновалась этому решению.
Но добраться до безопасного места Сидзуке не удалось: по пути в столицу её схватили люди Ёритомо, и она оказалась в заложниках. Будущий сёгун вынудил Сидзуку танцевать для него в святилище Цуругаока Хатимангу, и этот танец – одна из известнейших историй о Сидзуке-годзэн. Она спела о том, как тоскует по своему возлюбленному Ёсицунэ, чем сильно разозлила Ёритомо. Однако жена Ёритомо, Ходзё Масако, вступилась за артистку, сказав, что на её месте она, возможно, поступила бы так же.
К тому времени Сидзука-годзэн уже была беременна от Ёсицунэ. Его брат, узнав об этом, заявил: если родится девочка, то она будет жить, если родится сын, то его убьют. В 1186 году у Сидзуки родился мальчик, и она долго плакала и отказывалась его отпускать. В итоге сына всё же разлучили с матерью и позже утопили на побережье Юигахама близ города Камакура.
Доподлинно неизвестно, как закончилась жизнь Сидзуки – говорят, что она вернулась в Киото, а Ходзё Масако с дочерью подарила ей множество драгоценностей, чтобы утешить после смерти ребёнка. Однако существует и версия, что Сидзука утопилась на том же побережье, где убили её сына, таким образом воссоединившись с ним. А тремя годами позже, в 1189 году, её возлюбленный Ёсицунэ, окружённый врагами, совершил сэппуку.
Несмотря на популярность образа Сидзуки-годзэн в культуре, её настоящая биография остаётся загадкой. Неизвестно, как закончилась её жизнь: помимо версий, которые мы перечислили выше, существуют также легенды о том, что она вернулась в родной город своей матери или даже постриглась в монахини. Из-за множества разных историй у Сидзуки-годзэн существует несколько могил и мемориальных мест в разных городах.
История Сидзуки-годзэн – это любовь, преданность и трагедия, так что неудивительно, что она популярна и по сей день. Знаменитой танцовщице посвящены театральные пьесы, а сегодня она появляется и в поп-культуре.











