Императрица Сёси, дочь могущественного Фудзивара-но Митинаги, стала одной из ключевых фигур эпохи Хэйан. Влияние при дворе она сочетала с покровительством искусству, культуре и литературе. И хотя изначально она была лишь политическим инструментом в руках своего отца, Сёси сумела внести собственный неоценимый вклад и политику и эстетику японского двора.
Фудзивара-но Сёси родилась в 988 году. Она была старшей дочерью известного политического деятеля тех лет – Фудзивара-но Митинаги. Клан Фудзивара в эпоху Хэйан (794–1185 гг.) был одной из самых влиятельных политических сил Японии. Свою власть они укрепляли через стратегические браки: дочери Фудзивара становились жёнами императоров, а внуки автоматически получали трон. Благодаря этому клан фактически управлял государством из-за кулис, контролируя ключевые должности при дворе и влияя на политические решения императоров. Помимо политики Фудзивара активно поддерживали культуру и искусство, что в итоге определило облик японской придворной жизни.
Митинага был левым министром и, пожалуй, наиболее влиятельной фигурой в императорском дворце. Его родная сестра была матерью императора Итидзё, что не только связывало его с правящим родом, но и давало дополнительную власть. В те времена Митинага фактически стал единоличным правителем Японии. И его дочь Сёси была одним из факторов его власти.
В те времена у императрицы было два титула – тюгу и кого. Митинага же решил, что эти титулы независимы друг от друга, а значит, и носить их могут два разных человека. И он решил из своей дочери, Сёси, сделать императрицу, хотя у императора Итидзё уже была жена.
Сёси вошла в императорский дворец сразу после церемонии совершеннолетия, ей было 12 лет. Согласно исторической хронике «Эйга Моногатари», юная императрица «имела волосы длиннее своего роста, прекрасное лицо и, несмотря на юный возраст, была спокойной и безупречной принцессой».
В тот же год первая жена императора, Тэйси, родила ему сына. Императрица Тэйси была любимицей императора Итидзё, она была яркой и умной девушкой и проводила много времени со знаменитой писательницей Сэй-Сёнагон. Их с Сэй-Сёнагон отношения были тёплыми и считались идеальным примером единства правителя и подданного, а писательница увековечила покровительницу в своём произведении «Записки у изголовья».
При императорском дворце высоко ценились утончённость и образованность, так что Митинага искал подходящих девушек благородного происхождения, которые смогли бы составить компанию Сёси и соперничать с окружением Тэйси. Так он приблизил ко двору Мурасаки Сикибу: впоследствии она навсегда вошла в историю, написав «Повесть о Гэндзи».
Мурасаки Сикибу стала наставницей юной императрицы и достойной соперницей Сэй Сёнагон. В своих дневниках писательница описывала Сёси как «безупречную в манерах, утончённую и скромную, но при этом слишком сдержанную». Среди служанок императрицы была и писательница Идзуми Сикибу, которую считают одной из величайших средневековых поэтесс.
Сёси и сама собрала вокруг себя много талантливых женщин, которые обучали её японской поэзии, каллиграфии и китайскому языку – важнейшим навыкам для женщин высшего сословия в те годы. Выстроенное ей окружение, представители которого занимались поэзией и искусством, оказало большое влияние на последующее развитие японской придворной культуры.
Однако вскоре императрица Тэйси скончалась. Так в 1001 году 14-летняя Сёси стала приёмной матерью для первенца императора, принца Ацуясу. Она всегда хорошо относилась к нему, занималась его воспитанием и считала, что он должен занять престол, как того и желал его отец. Однако в 1008 и 1009 годах Сёси и сама родила императору двоих сыновей. Её сыновья стали ещё одним винтиком в системе, укрепляющей могущество Митинаги: ведь если его внуки займут престол, то он сможет напрямую управлять ими и делами императора.
В 1011 году император Итидзё заболел, и Митинага, как его главный советник, начал давить на него, чтобы тот отрёкся от престола в пользу сына Сёси. Так в итоге и произошло. Считается, что это стало причиной разлада между отцом и дочерью: Сёси считала, что наследником должен стать старший принц, сын покойной императрицы Тэйси, как того и хотел изначально сам император. Однако Митинага, не посоветовавшись с ней, сделал наследником её сына. Сёси даже обратилась к Митинаге с личной просьбой, однако тот отклонил её. В отличие от отца, ставившего благополучие клана на первое место, Сёси обладала обострённым чувством справедливости и никогда не забывала о хорошем отношении к своей бывшей сопернице Тэйси. На протяжении всей жизни она также поддерживала её родственников, растерявших былое влияние.
Император Итидзё в конце концов скончался, и сын Сёси в возрасте 9 лет взошёл на престол под именем Го-Итидзё. Такой исход событий даровал власть не только Митинаге, но и самой Сёси. В возрасте 29 лет, будучи матерью императора, она получила титул Матери Нации и помогала своему молодому сыну управлять страной, принимая активное участие во всех аспектах государственных дел. То же самое произошло и со вторым её сыном, который позже стал императором под именем Го-Судзаку. А после смерти Митинаги в 1027 году она и вовсе стала фактическим главой императорской семьи.
В течение многих лет Сёси ставила на придворные должности нужных ей людей – друзей и родственников, но при этом сама никогда не теряла политической хватки, проницательно подбирая своё окружение. Она ещё больше укрепила власть клана Фудзивара, прочно скрепив их родословную с родом императора. Сёси прожила довольно долгую жизнь для того времени, пережив не только своих детей, но и некоторых внуков. Скончалась она в 1074 году в возрасте 87 лет.
Императрица Сёси остаётся одной из ключевых фигур эпохи Хэйан, чей вклад выходит далеко за рамки придворной политики. Через своё влияние на императорский двор и поддержку литературных и культурных инициатив она помогла сформировать культурный облик Японии X–XI веков. Её способность сочетать личное обаяние, политическую проницательность и внимание к искусству делает Сёси отличным примером того, как женщины в истории Японии могли значительно влиять на государственные и культурные процессы, несмотря на то, что сами оставались «на втором плане».












