Его военные таланты обеспечили победу клана Минамото в войне Гэмпэй, но предательство собственного брата превратило его триумф в трагедию. Гениальный стратег, великий воин и символ несломленного духа – его история переплетается с мифами, а его образ и по сей день живёт в поп-культуре.
Перед тем, как рассказать о самом Минамото-но Ёсицунэ, надо рассказать, в какое время он жил и какая расстановка сил сложилась на политической арене Японии.
К концу периода Хэйан (794–1185 гг.) Япония переживала глубокие потрясения. Императорский двор в Киото постепенно терял реальную власть, а управление страной всё больше переходило в руки могущественных самурайских кланов. Двумя главными силами стали кланы Тайра и Минамото, активно соперничавшие друг с другом. Как можно понять, именно в клане Минамото и родился Ёсицунэ.
Он родился в 1159 году, а отцом его был Минамото-но Ёситомо – глава клана Минамото. Его матерью была известная красавица Токива-годзэн, которая была, как считается, наложницей Ёситомо. В детстве Ёсицунэ носил имя Усивакамару.
Примерно в то же время вспыхнула смута Хэйдзи – мятеж родов Фудзивара и Минамото против Тайра. Однако он был неудачным, и клан Минамото во главе с Ёситомо потерпел крупное поражение. Войска Ёситомо были разбиты, а сам он – убит при отступлении. Его старшего сына обезглавили, а второй погиб в бою. Тогда у Ёситомо осталось всего три сына, о двоих из которых – Ёритомо и Ёсицунэ – и пойдёт речь в нашей статье.
Во время мятежа Ёритомо было всего 12 лет, а Ёсицунэ – и вовсе меньше года. Их пощадили: возможно, из-за юного возраста, а возможно, этому поспособствовала Токива-годзэн. Считается, что она могла стать наложницей Тайра-но Киёмори, могущественного главы дома Тайра, в обмен на жизни детей Ёситомо. Однако их всё равно постарались отстранить от власти: юного Ёритомо сослали в провинцию Идзу, подальше от столицы, а Ёсицунэ в 7 лет отдали на воспитание в буддийский храм у горы Курама.
В храме Ёсицунэ получил новое имя – Сянао. До 15 лет (или, по некоторым источникам, до 11 лет) он жил монашеской жизнью, не подозревая о своём наследии. Однако ему всё же было суждено узнать правду: согласно литературному памятнику «Сказанию о Ёсицунэ», один монах рассказал Сянао о его происхождении и о том, какую роль сыграл клан Тайра и лично Тайра-но Киёмори в его судьбе. Тогда Сянао пришёл в ярость, решил отказаться от монашеской жизни и начал тайком уходить из храма по ночам, чтобы тренироваться с мечом.
Гора Курама, у которой располагался храм, в Японии считается мистическим и духовным местом. А ещё поговаривают, что там водятся тэнгу – краснокожие и длинноносые существа, сведущие в боевых искусствах. Когда Ёсицунэ вырос, он стал великолепным воином, и ходили легенды, что в детстве он обучался у самих тэнгу.
Новости о ночных прогулках и странном поведении Сянао достигли клана Тайра, так что в 16 лет юноша сбежал с горы Курама и отправился в путешествие. Позже он познакомился с Фудзивара-но Хидэхирой – главой клана Северных Фудзивара, которые также были противниками Тайра. Хидэхира дал Ёсицунэ убежище и возможность дальше обучаться боевым искусствам.
Ёсицунэ остался в истории Японии как великий воин. Именно благодаря силе он обрёл своего самого известного друга – легендарного монаха-силача Бэнкэя. Согласно преданиям, Бэнкэй занял мост Годзё в Киото, где сражался с каждым встречным мечником и после победы забирал его меч. Он собирался собрать ровно тысячу мечей и уже собрал 999 мечей, но его тысячным противником стал Ёсицунэ. Бэнкэй проиграл битву – и стал последователем Ёсицунэ и его верным другом до самого конца.
Тем временем политическое доминирование рода Тайра продолжало крепнуть. Его глава Тайра-но Киёмори был великим политиком и полководцем, который держал в руках всю Японию, и, конечно же, у него было множество врагов. Среди них был и принц Мотихито – один из многочисленных претендентов на императорский престол. При этом происходил он из рода Минамото. Принц был уверен, что Тайра-но Киёмори – зло во плоти, практически демон, отвергавший буддийские учения. Поэтому в 1180 году принц обвинил Киёмори в мятеже и призвал буддийские монастыри и род Минамото бороться с ним. Минамото же в ответ поддержали его притязания на престол.
Минамото-но Ёритомо, наследник казнённого Ёситомо и потому будущий глава клана Минамото, начал собирать армию. Однако мятеж умер, можно сказать, в зародыше. Тайра отреагировали молниеносно – мятежники были разбиты ещё в пути, а принц Мотихито был убит. Тем не менее Минамото уже пришли в движение: Ёримицу разбил часть войска Тайра, а позже к нему присоединился и Ёсицунэ, узнавший о происходящем. Спустя долгие годы братья наконец встретились, чтобы объединиться против убийц своего отца.
С этого и началась полноценная война родов Тайра и Минамото, также известная как Война Гэмпэй. Ёритомо организовал свою военную ставку в будущем городе Камакура. Ёсицунэ стал важным вложением в силы его армии – умелый воин и полководец помогал Минамото одерживать победу за победой. Во время этой войны умер от болезни Тайра-но Киёмори, а Ёритомо раз за разом соперничал с собственными родственниками за главенство в клане. Наконец, в 1185 году состоялась Битва при Данноуре, в которой Ёсицунэ в очередной раз блестяще проявил себя. Сражение закончилось победой Минамото, а клан Тайра в скором времени был полностью уничтожен.
Война была окончена, Тайра – повержены, а отец Ёритомо и Ёсицунэ наконец был отомщён. Однако Ёритомо расправился ещё не со всеми врагами – теперь таковым он считал и своего брата, Ёсицунэ. Ряд побед над Тайра принёс Ёсицунэ громкую славу, а император Го-Сиракава даже хотел пожаловать ему титул и земли. Ёритомо же не позволял членам клана Минамото занимать должности при императорском дворе без его согласия. Растущее влияние Ёсицунэ стало угрожать его позициям, и Ёритомо исключил брата из клана и организовал покушение на него. Ёсицунэ выжил, и ему пришлось бежать.
Некогда великий полководец, приносивший своему брату победы, теперь бежал от него же. Ёритомо стал сёгуном и организовал в городе Камакура первый в истории Японии сёгунат, а Ёсицунэ удавалось избегать его людей целых четыре года. Он путешествовал в сопровождении верного друга Бэнкэя, жены Сато-годзэн и наложницы сирабёси Сидзука-годзэн.
Никто не хотел дать приют Ёсицунэ, опасаясь мести его могущественного брата-сёгуна. Принял его лишь Фудзивара-но Хидэхира – тот самый человек, который пригласил юного Ёсицунэ в свой дом после того, как тот сбежал из храма.
Однако вскоре Хидэхира скончался, а его сын, несмотря на заветы отца, не стал поддерживать Ёсицунэ, опасаясь гнева сёгуна. А позже он, вероятно, под давлением Камакуры, и вовсе атаковал поместье, в котором жил Ёсицунэ, вместе со своими воинами. Тот оказал сопротивление, но, к сожалению, силы противников превосходили его. Для Ёсицунэ, как для самурая, выход остался один – совершить сэппуку и принять смерть, достойную воина. Позором было бы быть убитым врагами или, тем более, оказаться у них в плену.
Согласно легендам, для того, чтобы Ёсицунэ мог совершить сэппуку по всем правилам, он удалился в здание. А верный Бэнкэй сдерживал врагов на мосту, давая своему господину и другу нужное время. Согласно легенде, он умер стоя – весь израненный, опираясь на свою нагинату.
Некогда великий воин совершил сэппуку, будучи в опале у собственного брата, которому помог выиграть войну. Так и завершилась легенда о Ёсицунэ. Или же нет?.. Есть интересный миф о том, что на самом деле он мог выжить и перебраться на материк, где потом стал известен под именем Чингисхан.
Ёсицунэ даже отождествляют с богом народа айну – Окикуруми. Согласно легендам, Окикуруми был предком айнов и добрым богом, который научил их многим вещам. Вероятнее всего, отождествление Ёсицунэ с одним из величайших героев айнов было частью политики сёгуната по ассимиляции этого народа.
Как бы то ни было, Ёсицунэ точно остался жить в истории и культуре Японии, а также в сердцах самих японцев. Со временем он превратился, пожалуй, в одного из самых романтизированных самураев в истории. Сильный и умелый в бою, верный своей семье, брату и друзьям, одержавший множество побед и в итоге преданный самым близким человеком. По прошествии стольких лет уже сложно сказать, каким был настоящий Ёсицунэ. Одни источники утверждают, что Ёсицунэ надменно заявлял, что вассалы брата – это его вассалы, и таким образом ставил себя в один ряд с Ёритомо. Другие же говорят, что он не хотел ставить главенство брата под сомнение – и ради этого однажды даже отказался от легендарного меча.
Какой бы ни была правда, в культуре сложился свой образ Ёсицунэ, а поп-культура его с радостью подхватила. Сегодня знаменитого самурая можно встретить не только в классической литературе и театральных постановках, но и в фильмах, аниме и видеоиграх.
Иронично, но Ёсицунэ, вопреки всем желаниям своего брата Ёритомо, всё же обошёл его по популярности. И, пожалуй, знаменитое предательство этому лишь поспособствовало.
Источники:











