60-е в Японии – противоречивое десятилетие в истории страны. С одной стороны, Японию сотрясали массовые протесты, студенческие бунты и крупные транспортные катастрофы. С другой стороны, это была эпоха экономического роста, которая показала миру развитую и высокотехнологичную нацию, восставшую из пепла после войны.
Протесты против «Ампо»
Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией (安全保障条約 андзэн хосё: дзё:яку, сокращённо 安保 ампо) был подписан 19 января 1960 года. По условиям договора США могли размещать военные базы на территории Японии после окончания оккупации. Также США имели право начать любые военные действия, используя базы на территории Японии без уведомления японского правительства. Конечно, такие соглашения вызвали бурную реакцию японского общества, которое не могло стоять в стороне. В течение многих месяцев тысячи людей приходили к зданию парламента.
Первого мая 1952 года произошёл крупный мятеж, в котором приняли участие около 300 тысяч человек. Демонстранты схлестнулись с полицией, и в этом столкновении погибли 2 человека. Также 15 июня 1960 года студентка Камба Митико погибла во время протеста.
Поездка президента США Дуайта Дэвида Эйзенхауэра в Японию была отменена после нападения на автомобиль его пресс-секретаря, Джеймса Хаггерти. После волны протестов японский премьер-министр Киси Нобусукэ подал в отставку, а условия соглашения были пересмотрены.
Убийство в прямом эфире
12 октября 1960 года 17-летний ультранационалист Ямагути Отоя ворвался на сцену Хибия-холла (концертный зал) в Токио во время теледебатов. В это время в прямом эфире выступал лидер Cоциал-демократической партии Японии Асанума Инэдзиро, и в зале присутствовало около 1000 человек, включая премьер-министра. Ямагути нанёс смертельный удар Асануме клинком вакидзаси.
Парень улыбался, когда его уводила полиция. Асанума же погиб, не успев получить медицинскую помощь. Он был достаточно противоречивым политиком и получал критику даже со стороны членов своей партии за активную прокитайскую позицию. Преступник позже покончил с собой в камере для несовершеннолетних. Момент убийства был запечатлён на снимке Нагао Ясуи, и за эту фотографию он получил Пулитцеровскую премию.
Sukiyaki: история глобального успеха
60-е годы в Японии были не только временем протестов и политических потрясений. В этот период Япония расширяла своё влияние на мир, в том числе и с помощью музыки.
Японский исполнитель Сакамото Кю в октябре 1961 года выпустил хит Ue o Muite Arukou («Я пойду с поднятым вверх лицом»). Сингл оставался самым продаваемым в Японии вплоть до января 1962 года.
В 1963 году представитель звукозаписывающей компании Луис Бенджамин привёз пластинку в Великобританию. Для англоязычной аудитории пластику переименовали в Sukiyaki. Сингл вошёл в топ-10 британский чартов, а позже добился успеха и в США, став первым треком азиатского артиста, возглавившим чарт Billboard. По всему миру продано более 13 миллионов копий пластинки.
Железнодорожные аварии на станциях Микавасима и Иокогама
60-е годы в Японии также характеризуются активным развитием транспорта и расширением транспортных сетей, что иногда приводило к печальным результатам.
Две самые крупные и смертоносные железнодорожные аварии в истории Японии произошли в начале 1960-х.
3 мая 1962 года в 21:36 грузовой поезд, пропустивший красный сигнал, столкнулся с пассажирским составом. Произошла авария возле станции Микавасима в Аракаве, Токио. Хотя предохранитель грузового поезда сработал и отклонил его на запасной путь, что помогло избежать лобового столкновения, машинист пассажирского поезда не заметил угрозы и не успел среагировать. В результате аварии 160 человек погибло и 296 получили ранения.
9 ноября 1963 года между станциями Цуруми и Син-Коясу в Иокогаме произошёл похожий инцидент. Столкнулись грузовой и пассажирский поезда. Авария унесла жизни 162 человек, 120 были ранены.
Открытие синкансэна
Помимо двух крупнейших аварий в истории японской железной дороги, 60-е годы положили началу эры одной из самых значимых достопримечательностей японского транспорта.
1 октября 1964 года в 6:00 два сверхскоростных поезда одновременно отправились со станций Токио и Син-Осака. Это событие ознаменовало открытие серии поездов синкансэн 0. Самые быстрые на тот момент поезда развивали скорость до 210 км/час.
На Синкансэне можно было добраться из Токио до кансая за четыре часа, что почти на три часа быстрее, чем на обычном поезде. Через год этот же маршрут сократился ещё на 50 минут. Безусловно, появление скоростных поездов синкансэн сотворило революцию в железнодорожном строительстве во всём мире.
Олимпийские игры 1964 года
10 октября 1964 Сакаи Ёсинори зажёг олимпийский огонь в знак открытия летних игр в Токио. Его участие был не случайным, молодой спортсмен родился 6 августа 1945 года в Хиросиме, в день атомной бомбардировки. Для японцем молодой человек стал своеобразным символом мира. Сакаи в Олимпийских играх не участвовал, но позже принял участие в Азиатских играх.
Это были первые Олимпийские игры, проведённые в Азии после войны, и прошли они крайне успешно. Для Японии это было очень важное событие, ведь достойное проведение международного спортивного мероприятия позволило показать страну как современную и мирную нацию, особенно после времён военной агрессии.
Японские спортсмены также впечатлили своим результатами: они заработали 16 золотых медалей. Особенно отличилась японская женская волейбольная команда, получившая прозвище «Восточные ведьмы». Она встретилась с более сильным соперником – командой Советского Союза, и выигравшая со счётом 3 -0. Эти игры смотрели по телевизору около 800 миллионов зрителей со всего мира.
The Beatles в Будокане
29 июня 1966 года британская группа The Beatles приземлилась в аэропорту Ханэда в Токио после посещения Филиппин. Приезд легендарной группы был значимым событием как для японских фанатов, так и для страны в целом. Было очень важно оставить у гостей впечатление о Японии, как о стране гостеприимной.
Японские фанаты были рады приезду группы, однако были и противники. «Все эти правые протестовали и кричали из своих машин», – рассказал покойный рок-звезда Утида Юя, который выступал на разогреве у The Beatles. Японские националисты были против того, что западная рок-группа будет «осквернять» своим выступлением место, предназначавшееся для благородных боевых искусств. Именно выступление The Beatles положило начало будущим турне западных звёзд в Японию.
Серия авиационных катастроф
В 1966 году летать в Японию и из неё было опасно. Всего за один этот год произошло 5 авиакатастроф.
Первым в череде этих трагедий был рейс 60 авиакомпании All Nippon Airways, который по неизвестной причине упал в Токийском заливе 4 февраля, все 133 пассажира и члены экипажа погибли. Месяц спустя рейс 402 Canadian Pacific Airlines разбился в аэропорту Ханэда из-за плохой видимости, только 8 пассажиров из 72 выжили. Буквально на следующий день самолет British Overseas Airways Corporation попал в зону сильной турбулентности над горой Фудзи. Все 124 пассажира погибли. В августе пять членов экипажа погибли в результате возгорания самолёта Convair 880 компании Japan Airlines. И в ноябре рейс 533 All Nippon Airways упал во Внутреннем Японском море, в результате чего 50 пассажиров погибли.
Ограбление на 300 миллионов иен
Дождливым декабрьским утром 1968 года один грабитель, выдававший себя за полицейского, смог убедить четырёх банковских служащих, что дом их менеджера пострадал от взрыва. В этот момент сотрудники занимались перевозкой денежные бонусы для работников Toshiba, и грабитель сказал, что он получил сообщение об угрозе заминирования и их автомобиль вот-вот взорвётся. Затем он залез под машину и зажёг сигнальную ракету. Когда работники сбежали, он сел за руль и уехал со всеми деньгами восвояси.
Хотя этот инцидент известен как ограбление на 300 миллионов иен, реальная сумма составляла 294 миллиона. Грабителя так и не нашли.
Студенческие протесты
60-е закончились так же, как и начались – массовыми протестами. В конце десятилетия демонстрации проходили в престижных университетах Кэйо и Васэда. В 1968 году ситуация обострилась. Протесты вспыхнули по всему миру, и Япония не осталась в стороне. В Токийском университете студенты, недовольные условиями труда интернов-медиков, оккупировали аудиторию Ясуда – центральный символ кампуса.
В университете Нихон тысячи студентов забаррикадировались в здании, разгневанные действиями администрации. Сотрудники университета потратили на 2 миллиарда иен на личные нужды. Беспорядки в учебных заведениях распространились по всей стране. К 1969 году число бастующих университетов увеличилось до 150. Однако к концу года большинство демонстрантов успокоились, баррикады разобрали и насилие утихло.
Конечно, 60-е годы в Японии были яркие, пусть и нелёгкие, но именно в это время страна расцвела после тяжёлого периода своей истории.
Источники:
Japan Back Then: The Stories That Gripped the Nation in the 1960s
Japan Socialist Party leader assassinated at political rally
Deadly Yokohama Train Crash Points to Overburdened Rail Crossings
Multiple train collision at Mikawashima
Beatles in Japan: See Intimate Photos of Historic 1966 Tokyo Trip
Tokyo 1964: A remarkable success story
Why Was 1966 Such A Challenging Year For Japanese Aviation?