Национальный стадион Ёёги – достояние новой японской архитектуры в исполнении дизайнера Тангэ Кэндзо. Ребристая и ассиметричная крыша, похожая на волну, ни следа от традиционной японской архитектуры — это первое подобное здание во всей Японии. Если всё пройдёт гладко, в 2021 году Ёёги во второй раз за историю примет у себя атлетов со всего мира.

Гимнасты тренируются перед стадионом Ёёги

Стадион сегодня
«Летние» игры на самом деле проводились осенью: с 10 по 24 октября. Организаторы посчитали, что знойный японский июль — не лучшее время для игр на открытом воздухе. И правда: летом температура в Японии приближается к отметке в 40 градусов.

Выступление музыкантов на Олимпиаде

Зрители Олимпиады
Подготовка к играм превратила Токио в сплошную стройку. Повсеместный звук коперов и отбойных молотков был настоящей пыткой для органов чувств, и пешеходы ходили в масках и с берушами, а офисные работники пили в барах, на входах у которых висели пластиковые занавески — защита от вездесущей пыли. Всего через несколько лет японская экономика выросла до второй по мощи во всём мире, и Олимпийские игры 1964 года стали символом восстановления разрушенной экономики. И чести.

Строительство зала. Вид изнутри

Перекройка города вдоль и поперёк
На смену троллейбусам пришли наземные автомагистрали. В Токио отстроили новый морской порт, обновили систему канализации. Городские трущобы беспощадно сносили и на их месте возвели новые современные здания вроде люкс-отеля «Окура» 1962 года постройки.
Как же не упомянуть первый «Синкансэн»: первый скоростной поезд поспешили запустить всего за неделю до церемонии открытия игр. Как показало время, спешка оправдала себя: «Синкансэн» стал узнаваемым символом Японии, её технологической «продвинутости».

Торжественное введение поезда в эксплуатацию
В прошлый раз Олимпийские игры в Японии, тогда ещё милитаристской, хотели провести в 1940 году, но помешала война. Прошлая Олимпиада проходила в нацистском Берлине в 1936 году, поэтому в 1964 японские архитекторы и дизайнеры следовали простому принципу: смыть позор и показать миру «новую» Японию — миролюбивую, развитую, по большей части свободную от архаичных традиций и стереотипов: нет Фудзи, нет цветению сакуры, нет каллиграфии. И, само собой, нет любому проявлению излишнего патриотизма, который бы напоминал о тёмном империалистическом прошлом страны.
Честь изменить облик Токио выпала графическому дизайнеру Камэкуре Юсаку — вместо того, чтобы вновь ссылаться на древнегреческих атлетов, Камэкура предпочёл минималистичный дизайн: пять колец, красное солнце-круг из японского флага и надпись «Токио 1964».

Плакат в Олимпиаде. Автор: Камэкура Юсаку
Дизайнер совершенно отверг любые намёки на азиатский колорит в стилистике и дал вторую жизнь японскому флагу как символу демократии: в первые годы американской оккупации бело-красный флаг и вовсе было запрещено использовать.

Ещё один постер от Камэкуры
На стадионе Ёёги проходили состязания по плаванию, баскетболу, гандболу. Крыша стадиона — главная его особенность. Похожие по дизайну проекты всего за пару лет до этого построили в Йельском университете и на Брюссельской выставке в 1958 году.

Хоккейный стадион в Йельском университете

Павильон «Филипс» за авторством Ле Корбюзье на выставке «Экспо 58» в Брюсселе, 1958 год

Другая известная работа Тангэ Кэндзо — мемориал погибшим от атомной бомбардировке в Хиросиме
Олимпийские игры 1964 года — первые состязания такого рода, которые транслировали по ТВ на весь мир. Японцы могли наблюдать за ходом Олимпиады в цвете уже тогда. Главным фильмом об Олимпиаде в Токио стал двухчасовой документальный фильм Tokyo Olympiad Итикавы Кона. Его сняли в цвете на камеры с новейшими линзами, и, по мнению фанатов, это один из лучших фильмов об Олимпийских играх в принципе. Фильм доступен в открытом доступе на официальном YouTube канале:
Tokyo Olympiad — прекрасный источник, если вы хотите посмотреть поближе, как проходили игры. Фильм выполнен в кинематографическом стиле: на первых кадрах нам показывают снос старых зданий и строительство нового Токио. Замедленная съёмка, красиво подобранные кадры (видно всё, вплоть до мурашек на коже атлетов), а также выступления советских спортсменов — советуем мельком взглянуть на фильм, даже если вы не фанат подобного жанра.
В фильме запечатлели не только рекордсменов и чемпионов, но и других, менее успешных спортсменов: выступления золотых медалистов чередуются с кадрами, где атлет неудачно бросает металлические шары. Олимпийский комитет невзлюбил фильм за подобные кадры, японские националисты раскритиковали фильм за недостаток патриотизма, но факт остаётся фактом: решение Итикавы абстрагироваться от пропаганды вылилось в то, что фильм стал самым кассовым в Японии на следующие десятилетия.
Источник: The New York Times