Студенческое движение 60-х: протесты и борьба за свободу

1947–1960: Японское студенческое движение

По условиям Японо-американского договора о безопасности, Япония после Второй мировой войны была оккупирована армией США, у которых появились базы по всей стране. Оккупация значительно повлияла на японскую культуру, начиная от новшеств в продовольствии и заканчивая новой музыкой. Всё это полностью изменило атмосферу в стране. В военное время японскую молодёжь отправляли на фронт умирать за императора, иногда даже в качестве пилотов-камикадзе. Но когда после войны система образования попала под контроль США, молодёжь, которую воспитывали в рамках мира и антиимпериализма, стала видеть безрезультатность войны.

Это повлияло на студентов, которым с 1947 года было разрешено организовывать студенческие союзы в университетах. Учащихся автоматически причисляли к союзам, на нужды которых шла плата за обучение. Эти союзы затем образовали Дзэнгакурэн (от яп. 全学連) – сеть студенческих союзов из университетов по всей стране. Частично Дзэнгакурэн находился под контролем Коммунистической партии Японии.

Протесты против «Ампо»

В 1960 году было решено пересмотреть условия Договора о безопасности (который в Японии называют 安全保障条約 андзэн хосё: дзё:яку, сокращённо 安保 ампо). Хотя новые условия должны были дать Японии больше свободы, они также подразумевали продление оккупации ещё на 10 лет. Японские левые партии и группы, в которые в том числе входили учащиеся университетов по всей стране объединились с целью отменить пересмотр условия договора, а в лучшем случае даже прекратить американскую оккупацию.

В 1959 и 1960 годах протесты против «Ампо» происходили часто. В то же время студенты придумали новый способ получения общественной поддержки. При столкновениях с полицией протестующие преднамеренно оставались безоружными, а также надевали белую одежду, на которой было видно кровь. Благодаря телевидению люди по всему миру могли следить за происходящим.

Диктаторская тактика

Киси Нобусукэ, дедушка Абэ Синдзо, на тот момент был премьер-министром. Он всячески старался продвигать новый договор о безопасности и даже посетил США, но столкнулся с оппозицией и протестами в самой Японии. В конце концов он закрыл доступ к дебатам в парламенте и даже приказал полиции насильно выгонять протестующих из здания парламента.

У него получилось подписать новое соглашение 19 мая 1960 года, что привело к протестам по всей стране. Миллионы граждан были встревожены его диктаторскими методами, и у Киси не осталось выбора, кроме как уйти в отставку в том же году.

1961–1967: Затишье перед бурей

До 1967 Дзэнгакурэн и студенческое протестное движение были относительно спокойными, лишь иногда проходили демонстрации. Однако 8 октября 1967 студенты, вооружившись деревянными палками и надев защитные каски, вышли на протест, чтобы не допустить визита Сато Эйсаку, нового премьер-министра, во Вьетнамскую республику, воевавшую с социалистической Демократической Республикой Вьетнам. В результате бунтов сотни полицейских были ранены, а Ямадзаки Хироаки, студент Киотского университета, погиб. Но смерть одного из протестующих не убавила желания выходить на демонстрации у других.

А вот протесты, например, на военной базе в Сунагаве и Санридзуке, привели к гораздо более жёсткому противостоянию студентов и полиции.

1968–1969: Студенческое восстание

В 1968 году стало известно, что администрация токийского университета Нихон украла из бюджета учебного заведения 2 миллиарда иен. Разъярённые студенты возвели баррикады в корпусе и стали требовать большей прозрачности процессов, касающихся распределения бюджета.

В это же время студенты-медики из самого престижного в Японии Токийского университета начали протестовать из-за того, что их заставляли работать интернами без оплаты. В мае 1968 года они забаррикадировались в лекционном зале Ясуда в одном из корпусов университета (это событие также известно под названием Бунт в Тодай, где 東大 то:дай – это сокращённое название вуза). Протестующие, входящие в «Всестуденческий комитет по совместной борьбе», потребовали отставки медицинского персонала.

Эти два движения получили поддержку от других студентов, которые постепенно присоединились к протестам.

Политические и философские сложности

Несмотря на то, что эти движения изначально ставили перед собой цель отстоять свободу студентов, со временем в них внедрились политические группировки, которые все сильнее склоняли учащихся в сторону левых взглядов.

Чем дольше участники бунтов находились вместе за баррикадами, тем сильнее менялись их взгляды. Протестующие начали распространять идеи, продвигаемые такими личностями, как Мисима Юкио и Ёсимото Такааки. Ёсимото – один из основателей японского движения «Новые левые», которое включало в себя наиболее радикальных представителей студенческого движения, выступавших против империалистической политики Японии и США и поддерживавших национально-освободительные движения стран Третьего мира. Это привело к тому, что объединения начали отходить от своих первоначальных целей.

Страсть и протест

Студенты, следуя идеям Ёсимото, стали практиковать самокритику. Многие из них осознали, что смогли позволить себе учёбу в университете, так как происходили из семей среднего и высшего классов. Это означало, что они сами были причастны к неравенству, против которого протестовали.

Страсть в движениях была чрезвычайной – если они начались, их было трудно остановить. Протесты продолжались в течение 1968 и 1969 годов и охватили большинство университетов по всей Японии. Даже когда их первоначальные требования были в конечном итоге удовлетворены университетами в попытке разрешить ситуацию, протесты продолжались.

Одним из протестов, который вышел за пределы университетских городков, был бунт в Синдзюку 21 октября 1968 года, в Международный антивоенный день. В нём участвовало почти 20 тысяч студентов, выступавших против войны, в том числе во Вьетнаме, и американской оккупации. Столкновения были настолько жестокими, что более тысячи полицейских получили ранения и около 700 студентов были арестованы.

Восстания

Во время восстаний студенты, забаррикадировавшиеся в корпусах университетов, не пускали внутрь ни персонал, ни преподавателей. Кроме того, они разграбляли кабинеты преподавателей, которых считали коррумпированными или предвзятыми. В отдельных случаях, например, с Маруямой Масао из Токийского университета, профессоров похищали и требовали признать вину.

На стенах зданий и на территории кампуса выцарапывали лозунги и вывешивали плакаты против администрации образовательного учреждения.

Многие университеты были вынуждены отменить лекции и экзамены из-за деятельности студентов.

Конец бунтов

Самый известный пример студенческих бунтов того времени – бунт в Тодай. Протест начался в мае, а 22 августа для того, чтобы удовлетворить требования студентов, несколько сотрудников университета уволились. Правда, к тому времени движение и его требования изменились.

Учащиеся занимали здание аудитории Ясуда дольше семи месяцев и освободили его прямо перед вступительными экзаменами. В январе 1969 года правительство отправило к корпусу восемь тысяч полицейских с дубинками и щитами. Студенты кидали в них не только камни, но и коктейли Молотова и кислотные бомбы. Осада длилась 11 часов, в течение которых её транслировали по телевидению. Поддерживавший контакт со студентами Мисима Юкио раскритиковал протестующих за «неспособность умереть во имя дела».

Спустя месяц прекратилось противостояние и в другом крупном вузе – университете Нихон. Полиция сломала баррикады в, тем самым закончив протест, длившийся почти год. 

С 1969: Влияние и толкование

Японские студенческие бунты дали новый толчок мировому студенческому протестному движению, а также других движений внутри страны.

  • Мировое влияние
    Японские студенческие протесты были одними из первых студенческих протестов того времени. Они вдохновляли другие студенческие объединения по всему миру, в том числе в Америке.
  • Японский феминизм
    Студенческими протестами в основном руководили мужчины. Женщины часто чувствовали себя исключёнными из-за отсутствия открытости протестных групп. Это выявило гендерное неравенство среди студентов, что, в свою очередь, вдохновило японское движение за Женское освобождение.
  • Литература и народная культура
    Мураками Харуки написал о студенческих протестах в некоторых своих романах, а Вакамацу Кодзи снял фильм «Объединенная Красная Армия» о тех событиях.

 

Источник: TW

 

Кирилл Казаков
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту