Театр в Японии

Японский театр насчитывает многовековую историю и берёт своё начало с ритуальных танцев перед богами. Со временем японцы заимствуют из Китая уличные выступления, кукольный театр и марионеток, преобразуя и развивая их уже по своему японскому усмотрению. На данный момент в Японии гармонично существуют: строгая классика – театр Но с его комедийными вставками Кёгэн, драматический театр Кабуки и кукольный театр Бунраку. Подробнее о японском театре вы сможете прочитать в этой статье.

Но (能)

Театр Но появился в Японии к последней четверти XIV века. Исследователи считают, что театр Но развился из представлений саругаку (猿楽 букв. «обезьянья музыка») и дэнгаку (田楽 «музыка полей», «сельская музыка»), пришедшие из Китая. Саругаку – это несерьёзные сценки, по большей части комическая пантомима, увеселительные танцы, исполняемые актёрами из низших слоёв общества. Дэнгаку – конкурент саругаку – представления рассказывающие о проблемах селян, в частности борьбе за владение землёй. Представители направлений часто заимствовали друг у друга элементы, не имели постоянных площадок и репертуара, а сценки отыгрывались импровизационно и нигде не записывались. Со временем представления, исполняемые профессиональными актёрами, стали называть с использованием дополнительного иероглифа «но» (能), обозначающего «мастерство, талант, умение» – дэнгаку-но но: (田楽の能 «мастерство дэнгаку»), саругаку-но но: (猿楽の能 «мастерство саругаку»); сценки стали менее разрозненными, появилось тематическое единство, что и обозначило появление нового театра. В период Муромати (1333–1576) театр Но принял форму, которая практически без изменений дошла до наших дней. В течение правления клана Токугава (1603–1867) театр стал более стандартизирован и акцент делался в основном на традициях, а не на чём-то новом, а к четырём основным труппам была добавлена пятая, что сохранилось до сегодняшних дней.

 

Так что же всё-таки такое театр Но?

Это представление, построенное вокруг музыки и танца. Движения медленные, язык поэтичен, а голос монотонен, костюмы тяжёлые и богато украшенные. Сюжет обычно берётся из истории, легенд или современных событий, а тема – что-то связанное со снами, потусторонними мирами, призраками и духами.

Сцена

Отличительная особенность театра Но – это его сцена. Она квадратная с крышей, которая держится на четырёх столбах. Три стороны сцены открыты и хорошо просматриваются, за исключением четвёртой, где стоит стена, на которой традиционно нарисована японская сосна. Представления театра Но обычно проходят на улице, поэтому любой зритель может спокойно обойти сцену и смотреть спектакль с любого понравившегося ракурса.

Актёры и роли

Кроме того, театр Но известен тем, что играют в нём только мужчины, а ролей всего две – ситэ (為手, «тот, кто действует») и ваки (脇 «боковой»). Ситэ – основной актёр, который в зависимости от пьесы играет роль святого старого человека, демона, духа, божество или живого человека. Своими движениями он показывает различные эмоции и настроение. Ваки – роль противоположная ситэ. Этот актёр обычно играет монаха, священника или самурая. В отличие от ситэ, ваки всегда представляет живого человека с хорошими намерениями. Также на сцене находятся музыканты (囃子 хаяси), которые играют на 5 инструментах: флейте, гонге и трёх видах японских барабанов; хор (地謡 дзиутай), состоящий обычно из 6-8 человек; актёры второго плана (沽券 кокэн), одетые в чёрную одежду, которые помогают основным актёрам, подавая им реквизит.

Маски

 

Ключевой особенностью Но являются маски, которые надевает ситэ. По ним зритель догадывается, кого играет актёр. Часто это маски демонов и духов, а также женщин и мужчин различных возрастов. Маски вырезают из японского кипариса, делая их трёхмерными, что позволяет профессиональному актёру изобразить огромное количество эмоций, просто поворачивая голову в разные стороны (такой эффект создаётся благодаря теням, ложащимся на разные части маски в зависимости от её положения).

Костюмы и реквизит

 

Костюмы театра Но представляют собой слои одежды и ткани, создавая эффект великолепия и элегантности наряду с громоздкостью и массивностью фигуры. Экспрессивности добавляет реквизит – в особенности складной веер. Он может быть закрыт, частично открыт или открыт полностью, изображая в зависимости от положения какой-то предмет: например, кинжал или фонарь.

Кёгэн (狂言)

Кёгэн – это сценки между пятью актами Но. Так как представления театра Но обычно напряжённые и долгие, зрителю тяжело постоянно концентрировать своё внимание. Во время правления сёгуната Токугава между актами вставлялись комедийные сценки кёгэн. Так, представление театра Но растягивалось с полутора и более часов до 8-ми и больше, позволяя программе разыгрываться в течение дня, а зрителю не уставать от представления.

Сатирические и остроумные шутки отыгрываются с помощью ритмичного языка и иногда гиперболизированных искажённых движений, чтобы вызвать смех у аудитории и немного расслабить её. По времени сценки длятся 15-20 минут, играют их два или три актёра после второго, третьего и четвёртого актов. В Кёгэн обычно освещают события повседневной жизни: например, истории о мужчинах, желающих найти жён, или фермерах, молящихся об удаче.

В основе сценок кёгэн – представления саругаку, имевшие похожий характер, которые со временем оказали большое влияние на появление ещё одного традиционного театра – Кабуки.

Кабуки (歌舞伎)

Театр Кабуки – это совокупность музыки, танца, пения и драмы. К XV–XVI векам некоторые представления и труппы саругаку (которые тоже существовали и с течением времени сами по себе менялись и поднимались на более высокий уровень) начинают принимать новые формы, и одной из этих форм становится некий танцевально-пластический театр. Исполнителями становятся женщины, и по всей стране появляются женские труппы. Название театра связывают с руководительницей одной из популярных трупп Окуни Кабуки, которая, по некоторым источникам, была жрицей храма Идзумо Тайся (поэтому её иногда зовут Идзумо но Окуни – «Окуни из Идзумо»). Со временем популярность коллектива настолько возросла, что среди зрителей-мужчин началось соперничество за внимание женщин, исполнявших танцы, похожие на ритуальные, и освещавших повседневную жизнь в несколько грубой манере.

Памятник Окуни Кабуки в Киото

Вскоре участниками скандалов, связанных с Кабуки (так начали называться уже все труппы), стали некоторые крупные государственные чиновники, что не осталось незамеченным сёгунатом Токугава. После этого место молодых женщин-исполнительниц заняли молодые юноши, что потом тоже привело к волнениям. В конце концов, по указу Сёгуната актёрами Кабуки стали исключительно зрелые мужчины, и в связи с этим изменился и характер постановок: они стали более драматическими, нежели танцевальными.

Так что же всё-таки такое театр Кабуки?

Кабуки – это тщательно сделанные костюмы, яркий макияж, необычные парики, а также гиперболизированное исполнение. Движения хорошо проработаны, чтобы зритель мог понять, что происходит на сцене, даже если непонятен язык, потому что обычно используется старая форма японского, которую иногда сложно воспринимать даже носителю.

Сцена и реквизит

Сцена театра Кабуки очень подвижна. Крутящиеся платформы и скрытые двери позволяют декорациям быстро меняться, а актёрам – эффектно появляться или исчезать. Ещё одной особенностью является мост ханамити (花道 «путь цветка»), который проходит через весь зрительный зал с левого края сцены, создавая ещё большую связь актёра с аудиторией. Реквизит тоже довольно интересный. Воду обычно изображают трепетом льняных тканей, а веер, как и в театре Но, может означать ветер, меч, курительную трубку и многое другое.

Сценарий

В основе сценария обычно лежат исторические события, сердечные драмы, моральные конфликты, любовные истории, трагичные рассказы и другие известные истории. Особенностью представления Кабуки является то, что на сцене обычно отыгрывается только часть (обычно самая лучшая и интересная) большой истории, которую желательно прочитать полностью перед тем, как идти в театр.

Актёры и макияж

 

Все актёры кабуки – мужчины. Женские роли тоже играют мужчины, которых называют оннагата (女方) и специально этому обучают. Эти актёры не могут играть мужские роли. Помимо этого, на сцене можно заметить людей, одетых в чёрные одежды, – это помощники, они подают основным актёрам реквизит и иногда помогают им.

Ещё одной отличительной чертой Кабуки является макияж (化粧 кэсё:). Рисовая пудра создаёт белую базу (お白い осирой) для характерного сценического макияжа, а линии кумадори (隈取) нужны для создания акцента на эмоциях: ими рисуют складки на лице. Например, красные линии означают страсть, героизм, справедливость и другие положительные черты; синие или чёрные – злодейство, зависть и прочие негативные качества; зелёные – что-то сверхъестественное; фиолетовые – благородство.

Оннагата

Кукольный театр Бунраку (文楽)

История Бунраку уходит в XVI век, однако тот театр, каким мы его знаем сегодня, появился в 1680-х годах. У истоков этого театра стоял Тикамацу Мондзаэмон, которого однажды пригласили в Такэмото-дза – театр в Осаке, откуда и началось создание Бунраку. Тикамацу вместе с владельцем осакского театра Такэмото Гидаю создают новый кукольный театр.

Так что же всё-таки такое театр Бунраку?

 

В этом театре актёры – куклы. Особенностью является то, что эти куклы размером примерно в половину человеческого роста, и одной куклой может управлять от трёх и более кукловодов с помощью рычажков, палочек и других элементов. Кукловоды одеты в чёрные плащи, при этом только у главного кукловода лицо открыто, на остальных же надеты черные капюшоны.

Куклы театра Бунраку очень сложно устроены, и обычно их собирают непосредственно перед выступлением. Сама по себе кукла представляет собой деревянную раму, к которой крепятся сложные переплетения нитей. Ноги могут быть только у кукол-мужчин, и то не всегда. Передвижение ног осуществляется шевелением складок одежды. Необычны также головы кукол: подвижны веки, брови, рот, высовывается язык, что позволяет изобразить огромное количество эмоций. Кроме того, если в истории присутствует оборотень или ещё какое-то сверхъестественное существо, кукловод резким движением опрокидывает голову куклы, и перед зрителем появляется страшное лицо с рогами, окровавленным ртом и выпученными глазами. Хотя у куклы и двигаются все фаланги пальцев, она не в состоянии держать тот же веер или меч, тогда кукловод просовывает в рукав куклы свою руку и «помогает» ей.

Сцена театра Бунраку представляет собой обычную сцену без каких-либо дополнительных построек, помимо необходимых декораций. Сбоку сцены находится чтец, которого называют гидаю в честь самого первого чтеца Бунраку, и музыкант, играющий на сямисэне. Гидаю озвучивает всех персонажей, меняя тембр голоса в зависимости от того, кто должен говорить.

 

Чаще всего пьесы Бунраку – это адаптированные пьесы Кабуки, а также истории несчастных влюблённых, покончивших жизни самоубийством. Около 150-ти пьес для театра Бунраку написано Тикамацу Мондзаэмоном, который считается больше драматургом кукольного театра, нежели театра Кабуки.

 

Где посмотреть?

Но

Токио: Национальный театр Но рядом со станцией Сэндагая; в Гиндза это Kanze Noh Theater, а в Сибуя – Cerulean Tower Noh Theatre

Осака: Otsuki Noh Theatre

Нагоя: Nagoya Noh Theatre

Кабуки

Токио: Театр Кабукидза в Гиндза, Национальный театр в 5-ти минутах от станции Хандзомон (здесь же можно посмотреть и представления театра Бунраку)

Киото: Театр Минамидза (Minamiza Theater)

Осака: Театр Сётикудза (Shochikuza Theater)

Бунраку

Осака: Национальный театр Бунраку

Надеемся, у вас проснулся интерес к традиционным видам японского театра. Находясь в Японии, обязательно посмотрите серьёзную постановку Но, всплакните над трагедией влюблённых театра Кабуки или познакомьтесь с практически живыми куклами Бунраку.

Источники: 12, 34

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту