Большинство людей, услышав о японской традиционной шляпе, сразу представят образ солнечно-жёлтого конусовидного головного убора, при том гладкого на ощупь. Однако многообразие японских соломенных шляп поразит воображение самого смелого фантазёра! В этой статье мы подробно рассмотрим несколько видов традиционного головного убора Японии и расскажем, чем один отличается от другого.
Японская традиционная соломенная шляпа называется 笠 каса.
Считается, что каса очень похожа на те, которыми пользуются и в других азиатских странах: это головной убор конической формы, с заострённым кончиком и широкими круглыми полями. Это действительно так: муссонный климат с продолжительными дождями, ветер и необходимость работать на безжалостном солнце привели к тому, что в глубокой древности подобные шляпы возникли по всей Восточной и Юго-Восточной Азии.
Тем не менее японская каса — это и своеобразная “корзина” на голову, и стальной шлем для сражений. Видов каса очень много.
В зависимости от статуса владельца и функции, которую должно было исполнять изделие, менялась форма, размер, и, конечно же, название. Такое разнообразие каса позволяло окружающим без труда определять, что представляет из себя тот или иной прохожий.
Техника изготовления
Большинство традиционных соломенных шляп в Японии сплетены из соломы или полосок бамбука, кипариса, бумаги и т.д. и нитей, которые удерживают эту конструкцию. Первым делом материал для шляпы нарезается на полоски одинаковой длины и ширины.
Далее первые полоски выкладываются в форме «звёздочки» — они станут основой изделия и его верхушкой.
Далее следует постепенно добавлять всё новые полоски материала, чередуя стороны и переплетая их между собой. Потом — начать подгонять плетёное полотно к форме конуса или чаши, в зависимости от того, что требуется для определённого вида шляпы. Следует продолжать плетение, пока поля каса не достигнут необходимой длины (обычно около 50 см). Потом концы либо обрезаются и сшиваются вместе, чтобы шляпа не расползлась, либо они сплетаются воедино.
Разумеется, это только самые основы изготовления каса, у мастеров своего дела наверняка припрятан не один секрет. Например, в этом видео мастер при помощи дополнительных полосок из другого материала вплетает в каса интересные украшения:
Виды каса
網代笠 Адзирогаса
Адзирогаса — это традиционный вид каса в Японии. Такие шляпы носили миряне и монахи, совершающие паломничество по храмам. У неё широкие поля, а верх немного сплющен. Адзирогаса плели из бамбуковых волокон, а затем обрабатывали соком дерева хурмы какисибу, чтобы сделать шляпу прочной и устойчивой к влаге. На поверхности шляпы владелец обычно писал заклинания, сутры или хайку.
編笠 Амигаса
Считается, что эта шляпа была одним из самых важных атрибутов японских ниндзя времён Эдо. Плелась она из осоки, соломы или тростника. У амигаса, как и у адзирогаса, широкие круглые поля, однако они куда сильнее вогнуты внутрь, из-за чего верхушка шляпы становится выше.
В древности амигаса пользовалась популярностью у путешественников: широкие поля не только создавали тень, но и скрывали лицо от любопытных глаз. Такое сочетание делало амигаса идеальным головным убором и для ниндзя, которым крайне важна была конфиденциальность. Кроме того, форма амигаса позволяла воинам прятать внутри секретные документы или оружие, например, короткие стрелы или мечи.
天蓋 Тэнгай
Иногда одним из подвидов амигаса называют тэнгай — специфический головной убор, покрывающий всю голову вплоть до плеч. Чтобы человек в такой шляпе видел, куда идти, в ней предусмотрены отверстия спереди. Тэнгай носили монахи комусо, это был символ учения дзэнской школы Фукэ, к которой они принадлежали, поэтому приверженцам без него нельзя было выходить на улицу. Кроме того, по тому, как монах надевал шляпу и держал флейту — второй очень важный атрибут учения — можно было понять, нужен ли человеку ночлег.
深編笠 Фукаамигаса
Дизайн фукаамигаса тоже очень необычен. Эти шляпы стали одним из наиболее копируемых предметов традиционной японской одежды, часто их используют для создания образов игровых персонажей и т.д.
Фукаамигаса имеет форму чаши с плоским верхом. На самом верху торчит этакий соломенный «хвостик». Конструкция шляпы такова, что этот «хвост» сверху буквально скрепляет все соломинки, из которой она состоит. К шляпе прикреплён шнурок, завязав который владелец может быть уверен, что шляпа не упадет с головы.
鳥追笠 Ториоигаса
Эту шляпу обычно носят во время фестивалей в Японии, чаще девушки. Ториоигаса не похожа ни на одну другую: со стороны она выглядит словно два скреплённых между собой соломенных веера, а верх шляпы — это сгиб, идущий от начала и до конца изделия. Шляпа удерживается на голове при помощи завязок, которые связываются вместе под подбородком.
Обычно ториоигаса можно увидеть во время празднования Обон, когда исполняются танцы в честь поминовения усопших. Шляпы носят не только танцоры, но и просто люди, желающие приобщиться к празднику. Несмотря на необычную форму, ториоигаса отлично спасает от солнца.
浪人笠 Ронингаса
Этот тип каса похож на фукаамигаса. Форма и дизайн одинаковы. Единственная разница между ронингаса и фукаамигаса состоит в том, что ронингаса укрывает не только голову, но и лицо, и в ней предусмотрено несколько прорезей, чтобы владелец мог видеть дорогу перед собой.
Считается, что ронингаса носили странствующие самураи и ронины — самураи, которые по какой-то причине были изгнаны со службы у своих хозяев. Никто не видел лица человека в ронингаса, что позволяло ему сохранить достоинство.
陣笠 Дзингаса
Эти шляпы были предназначены для воинов.
Обычные повседневные дзингаса плелись из соломы, которую связывали верёвкой, крепились завязки, сверху изделие покрывали лаком. Шляпа становилась куда прочнее, легче и к тому же не пропускала влагу, что было очень удобно, если учесть, что в те времена самураи могли жить в военных поселениях месяцами и годами, и менять одну шляпу на другую было некогда.
Однако материал для дзингаса менялся в зависимости от предназначения головного убора. Некоторые изготавливались из кожи. Походные дзингаса могли делать из бумаги, дерева и бамбука. Дзингаса для сражений, могли изготавливать из твердой древесины, железа и меди. Такие шляпы считались важным церемониальным и символическим атрибутом одежды.
三度笠 Сандогаса
Сандогаса — это ещё один вид самурайской шляпы. Но эти головные уборы были предназначены в основном для путешествий, а не для сражений. У сандогаса куда более округлая форма, чем у других шляп. Чтобы она не слетала, внутри крепился небольшой держатель по размеру головы, который для пущей надёжности можно было закрепить под подбородком при помощи завязок.
Чаще всего сандогаса делали из лозы. Сегодня такие шляпы легко увидеть на различных фестивалях и традиционных праздниках по всей Японии.
菅笠 Сугэгаса
Именно этот головной убор во всем мире представляют как ту самую азиатскую коническую шляпу. Сугэгаса обычно носили фермеры на поле, ещё ими пользовались странствующие писатели, монахи и прочие люди. Эта шляпа похожа на адзирогаса, в том числе материалом и тем, что иногда на неё наносились сутры и хайку, единственное отличие — верхушка. У адзирогаса верх более плоский, у сугэгаса — заострённый.