Как канадский музыкант и американский аниматор стали мастерами традиционной японской гравюры? Почему герои видеоигр теперь выглядят как персонажи искусства эпохи Эдо? История проекта Ukiyo-e Heroes – это рассказ о страсти, мастерстве и смелом эксперименте, который изменил представление о классическом укиё-э.
Проект Ukiyo-e Heroes, о котором пойдёт речь далее – это детище дуэта из двух талантливейших мастеров своего дела, которые посвятили долгое время изучению укиё-э. Для начала мы бы хотели познакомить вас с самими авторами – Дэвидом Буллом и Джедом Генри.
Опыт и кропотливый труд
Дэвид Булл родился в Канаде и некоторое время зарабатывал музыкой и тем, что управлял небольшим музыкальным магазином. Будущего мастера-гравёра и японскую культуру впервые свело… окономияки, а точнее японские кафе, которые Дэвид регулярно посещал в то время. В 1980 году, когда ему было 28 лет, он впервые познакомился с японскими гравюрами укиё-э на выставке, и они настолько поразили молодого человека, что он решил радикально сменить род деятельности и стал обучаться ремеслу резьбы по дереву – искусству, без которого нельзя представить настоящую гравюру.

Однако, как вы можете себе представить, Канада – место даже сейчас мало подходящее для по-настоящему глубокого погружения в совершенно чуждое искусство, чего уж говорить о временах, когда ещё даже не было интернета. Поначалу Дэвид пытался обучиться созданию гравюр самостоятельно, но уже в 1982 году он впервые отправился в трёхмесячное путешествие по Японии для того, чтобы узнать о ремесле как можно больше и пообщаться с японскими мастерами. В 1986 году он решил окончательно переехать в Токио вместе со своей женой-японкой и двумя детьми.

В 1989 году Дэвид Булл начал свой первый по-настоящему грандиозный проект – он решил вручную воссоздать гравюры-иллюстрации к стихам из одного из наиболее уважаемых японских поэтических сборников, «Ста стихотворений ста поэтов». Соответственно, и самих иллюстраций эпохи Эдо (1603–1868 гг.), которые изначально создал гравёр Кацукава Сюнсё, тоже сто.
Дэвид воссоздавал по десять гравюр ежегодно, и в конце 1998 года он наконец успешно завершил этот проект. Кстати, любую из гравюр из этой коллекции можно купить и сейчас! Полный набор из ста работ, выполненных от руки и отпечатанных на высококачественной японской бумаге обойдётся в миллион иен, или около 600 тысяч рублей. Звучит недешёво, но стоит помнить – это целых сто высококачественных работ, которые практически идентичны оригинальным гравюрам эпохи Эдо.
Время шло, Дэвид продолжал копировать классические гравюры, совершенствовать своё мастерство и проводить выставки. Оригинальные работы он никогда не делал – во всех интервью Дэвид по сей день продолжает повторять: «Я не художник. Я лишь хочу стать настоящим сёкунином, ремесленником, который вырезает гравюры». Довольно крупным изменением в рабочем процессе стал переезд в четырёхэтажный дом в Асакусе, который он практически полностью переоборудовал под мастерскую. В этой же мастерской работают и его помощники и ученики.
Когда интернет распространился по всему миру, Дэвид создал собственный сайт (сейчас их уже несколько), на котором рассказывал о гравюрах буквально всё, что знал: от самых основ их изготовления и до описания тех немногих мастеров, которые занимаются гравюрами в наше время. Определённо стоит почитать его блог, если вы интересуетесь темой укиё-э!
Но ещё больше его жизнь изменилась в 2010 году, когда он впервые вышел на контакт со вторым героем нашей статьи, Джедом Генри.
Молодость и энтузиазм
Джед Генри – американский дизайнер и художник-аниматор. В детстве он, как это и подобает ребёнку девяностых, очень сильно интересовался поп-культурой, в частности – японскими видеоиграми. Не меньше, чем сами игры, Джед обожал руководства к ним. Маленький художник часами напролёт перерисовывал персонажей из маленьких книжек и буклетов, которые шли в комплекте с картриджами, и так постепенно росли его навыки рисования.
Повзрослев, Джед решил продолжить свой путь художника и поступил в колледж на аниматора. Некоторые его работы даже удостоились наград на студенческих конкурсах! Но что более важно – он углубился в изучение японской культуры, как современной, так и более традиционной.
В 2010 году, во время поездки на Гавайи, Джед наткнулся на гравюры укиё-э. Они глубоко заинтересовали художника, и он стал читать об этом направлении в искусстве. В один момент он наткнулся на блог, о котором мы писали чуть выше, и решил списаться с Дэвидом. Сначала контакты были не очень плодотворными: когда Джед предлагал первые идеи для совместной работы, они были недостаточно проработанными, и Дэвид, который на тот момент был крайне сильно загружен работой, не совсем понимал, чего именно хочет молодой дизайнер.
Рождение Ukiyo-e Heroes
Однако уже в 2012 году Джед снова списался с Дэвидом, и в этот раз он уже пришёл не с пустыми руками, а с конкретной идеей: что, если совместить традиционную японскую гравюру, история которой насчитывает несколько сотен лет, и современную поп-культуру? Вместе с идеей он прислал и более конкретные эскизы – самым первым из них стало изображение персонажей из игры Mario Kart, которых переместили во времени в Японию эпохи Эдо.
Несмотря на то, что сам Дэвид не очень разбирался в видеоиграх, он довольно быстро понял, что у этой идеи есть огромный потенциал. В конце концов, сама задумка поместить в гравюру современных популярных персонажей отлично подходила укиё-э – во времена своего расцвета это направление в искусстве выделялось как раз тем, что изображало актуальные реалии и тенденции, известных актёров театра и популярные местечки городов. Да и цель была грандиозная – Джед предложил создать целую серию из сотни таких гравюр!
Однако на пути прекрасной идеи стояла немалая проблема – где найти деньги на производство? Изготовление гравюры – дело далеко не из дешёвых. Партия в 50 вырезанных и отпечатанных вручную работ на тот момент могла стоить более 8 тысяч долларов, и это лишь производство! А ведь ещё нужно рекламировать работы, высылать их покупателям… В общем, Джед оперативно решил проблему тем, что разместил проект на платформе для краудфандинга, и очень скоро Ukiyo-e Heroes не только собрал нужную сумму, но и значительно её превысил – проект собрал целых 300 тысяч долларов, что позволило начать полноценную работу.
Сочетание традиционных и современных методов
Как мы уже упомянули ранее, все гравюры проекта Ukiyo-e Heroes полностью аутентичны в плане процесса изготовления, каждая из них проходит практически тот же путь, что и, к примеру, «Большая волна в Канагаве» Хокусая. А что это за путь?
Японские гравюры укиё-э создавались методом ксилографии. Для начала определимся с составом рабочей команды. Для того, чтобы напечатать гравюру, нужны четыре мастера (не считая помощников): художник, резчик, печатник и издатель. В нашем случае Джед – художник и издатель, а Дэвид – одновременно резчик и печатник. Процесс выглядит следующим образом:
Сначала Джед рисует эскиз будущей гравюры. Поскольку изначальный рисунок зачастую представляет собой цифровой рисунок, его необходимо постоянно обсуждать и согласовывать с Дэвидом, чтобы убедиться, что такая гравюра вообще будет возможна. Цифровой рисунок – одна из немногих уступок современным технологиям в этом традиционном процессе.
После завершения работы над рисунком Джед слой за слоем детально переносит его кистью на бумагу, сканирует и высылает Дэвиду. Здесь начинается самый кропотливый и трудозатратный процесс – резьба. Буквально уничтожая изначальный рисунок (благо, в наше время его можно напечатать ещё раз), Дэвид вырезает деревянные доски для печати – для каждого цвета и оттенка нужна собственная доска. На одну гравюру может уйти немало работы: к примеру, для гравюры с черепашками-ниндзя потребовалось целых 8 больших досок, при этом у большинства из них использованы обе стороны.
Для резьбы Дэвид использует обширный набор специальных японских инструментов, которые он покупает у профессионалов-кузнецам, чьи семьи поколениями занимаются этим ремеслом. Такая дотошность необходима для того, чтобы каждая линия, каждый вырез получался именно таким, каким его задумали Джед и Дэвид.
Наконец, когда все доски готовы, можно переходить к печати! Сначала на каждую доску наносится пигмент, а затем печатник прикладывает высококачетсвенную японскую бумагу к каждому шаблону в нужном порядке, при этом тщательно проглаживая его особым инструментом под названием барэн.
Повторять процесс печати можно было практически бесконечно. Хотя считается, что доски выдерживают около тысячи печатей, в документальном фильме Art of the Game: Ukiyo-e Heroes Дэвид сказал, что под микроскопом сравнивал самую первую и тысячную отпечатанную гравюру, и в итоге не нашёл ни одного различия.
Роль и развитие проекта
Проект Ukiyo-e Heroes кардинально изменил жизни своих основателей. Объединившись, ремесленник-резчик с колоссальным опытом и молодой художник смогли идеально дополнить друг друга и стали полноценной командой гравёров. Дэвид признаётся, что Ukiyo-e Heroes стал необходимым толчком в его жизни, проект дал ему возможность воплотить новые идеи.
Кроме того, благодаря гравюрам с героями любимых персонажей поп-культуры многие люди по всему миру смогли по-новому взглянуть на, казалось бы, давно вымершее направление в искусстве. Своеобразное «возрождение» укиё-э проявляется и с другой стороны – благодаря популярности и доходам с продажи гравюр Дэвид смог принять к себе помощников и учеников, в том числе иностранцев, которые так же, как и он, горят желанием научиться вырезать гравюры. Например, вот эта гравюра с покемонами – работа ученика Уильяма Фрэнсиса:
Сейчас Ukiyo-e Heroes, как бы парадоксально это ни звучало, – это не только полноразмерные гравюры с героями поп-культуры. Джед и Дэвид экспериментируют и пробуют себя в других направлениях и форматах. Так, к примеру, родились следующие серии гравюр:
Chibi Heroes – изображение чиби-героев поп-культуры размером с закладку для книг.
Heroes Portraits – как можно понять по названию, это гравюры, центральным элементом которых являются сами персонажи, а не общая ситуация, в которой они находятся.
Yokai Faceoff – гравюры с ёкаями в современном мире. Одна половина работ в серии нарисована Джедом Генри, а другая – взята из иллюстраций художника эпохи Мэйдзи, Каванабэ Кёсая.
Legendary Loot – работы, по стилю напоминающие американские карикатуры 40–50-х годов, центральным объектом которых являются не персонажи, а их снаряжение.
A Japan Journey и A Woodblock Piligrimage – гравюры в стиле син-ханга, зародившемся в XX веке, с довольно классическим содержанием. Работы этой серии изображают пейзажи и сцены из жизни современной Японии.
Портреты персонажей в стиле модерн.
The Henry Manga – набор авторских изображений, по композиции похожих на мангу авторства Кацусики Хокусая.
В заключение
Ukiyo-e Heroes – это история о том, как страсть и упорство способны возродить целый пласт искусства. Это доказательство того, что культура не умирает, пока находятся люди, готовые её переосмысливать и развивать. Джед и Дэвид не просто создали гравюры – они открыли новую главу в истории укиё-э, сделав его понятным и близким современному зрителю.
Источники:
Jed Henry’s Ukiyoe Heroes ‘The Henry Manga’
Фильм Art of the Game: Ukiyo-e Heroes (2017), реж. Токикава Тору











