Яндекс Метрика

Ukiyo-e Heroes: гравюры прошлого, герои настоящего

Как канадский музыкант и американский аниматор стали мастерами традиционной японской гравюры? Почему герои видеоигр теперь выглядят как персонажи искусства эпохи Эдо? История проекта Ukiyo-e Heroes – это рассказ о страсти, мастерстве и смелом эксперименте, который изменил представление о классическом укиё-э.

Проект Ukiyo-e Heroes, о котором пойдёт речь далее – это детище дуэта из двух талантливейших мастеров своего дела, которые посвятили долгое время изучению укиё-э. Для начала мы бы хотели познакомить вас с самими авторами – Дэвидом Буллом и Джедом Генри.

Опыт и кропотливый труд

Дэвид Булл родился в Канаде и некоторое время зарабатывал музыкой и тем, что управлял небольшим музыкальным магазином. Будущего мастера-гравёра и японскую культуру впервые свело… окономияки, а точнее японские кафе, которые Дэвид регулярно посещал в то время. В 1980 году, когда ему было 28 лет, он впервые познакомился с японскими гравюрами укиё-э на выставке, и они настолько поразили молодого человека, что он решил радикально сменить род деятельности и стал обучаться ремеслу резьбы по дереву – искусству, без которого нельзя представить настоящую гравюру.

Однако, как вы можете себе представить, Канада – место даже сейчас мало подходящее для по-настоящему глубокого погружения в совершенно чуждое искусство, чего уж говорить о временах, когда ещё даже не было интернета. Поначалу Дэвид пытался обучиться созданию гравюр самостоятельно, но уже в 1982 году он впервые отправился в трёхмесячное путешествие по Японии для того, чтобы узнать о ремесле как можно больше и пообщаться с японскими мастерами. В 1986 году он решил окончательно переехать в Токио вместе со своей женой-японкой и двумя детьми.

В 1989 году Дэвид Булл начал свой первый по-настоящему грандиозный проект – он решил вручную воссоздать гравюры-иллюстрации к стихам из одного из наиболее уважаемых японских поэтических сборников, «Ста стихотворений ста поэтов». Соответственно, и самих иллюстраций эпохи Эдо (1603–1868 гг.), которые изначально создал гравёр Кацукава Сюнсё, тоже сто.

Дэвид воссоздавал по десять гравюр ежегодно, и в конце 1998 года он наконец успешно завершил этот проект. Кстати, любую из гравюр из этой коллекции можно купить и сейчас! Полный набор из ста работ, выполненных от руки и отпечатанных на высококачественной японской бумаге обойдётся в миллион иен, или около 600 тысяч рублей. Звучит недешёво, но стоит помнить – это целых сто высококачественных работ, которые практически идентичны оригинальным гравюрам эпохи Эдо.

Фудзивара-но Тэйка
Сугавара-но Митидзанэ
Аривара-но Нарихира

Время шло, Дэвид продолжал копировать классические гравюры, совершенствовать своё мастерство и проводить выставки. Оригинальные работы он никогда не делал – во всех интервью Дэвид по сей день продолжает повторять: «Я не художник. Я лишь хочу стать настоящим сёкунином, ремесленником, который вырезает гравюры». Довольно крупным изменением в рабочем процессе стал переезд в четырёхэтажный дом в Асакусе, который он практически полностью переоборудовал под мастерскую. В этой же мастерской работают и его помощники и ученики.

Когда интернет распространился по всему миру, Дэвид создал собственный сайт (сейчас их уже несколько), на котором рассказывал о гравюрах буквально всё, что знал: от самых основ их изготовления и до описания тех немногих мастеров, которые занимаются гравюрами в наше время. Определённо стоит почитать его блог, если вы интересуетесь темой укиё-э!

Современное фото Дэвида Булла

Но ещё больше его жизнь изменилась в 2010 году, когда он впервые вышел на контакт со вторым героем нашей статьи, Джедом Генри.

Молодость и энтузиазм

Джед Генри – американский дизайнер и художник-аниматор. В детстве он, как это и подобает ребёнку девяностых, очень сильно интересовался поп-культурой, в частности – японскими видеоиграми. Не меньше, чем сами игры, Джед обожал руководства к ним. Маленький художник часами напролёт перерисовывал персонажей из маленьких книжек и буклетов, которые шли в комплекте с картриджами, и так постепенно росли его навыки рисования.

Иллюстрация из руководства к Super Metroid

Повзрослев, Джед решил продолжить свой путь художника и поступил в колледж на аниматора. Некоторые его работы даже удостоились наград на студенческих конкурсах! Но что более важно – он углубился в изучение японской культуры, как современной, так и более традиционной.

В 2010 году, во время поездки на Гавайи, Джед наткнулся на гравюры укиё-э. Они глубоко заинтересовали художника, и он стал читать об этом направлении в искусстве. В один момент он наткнулся на блог, о котором мы писали чуть выше, и решил списаться с Дэвидом. Сначала контакты были не очень плодотворными: когда Джед предлагал первые идеи для совместной работы, они были недостаточно проработанными, и Дэвид, который на тот момент был крайне сильно загружен работой, не совсем понимал, чего именно хочет молодой дизайнер.

Рождение Ukiyo-e Heroes

Однако уже в 2012 году Джед снова списался с Дэвидом, и в этот раз он уже пришёл не с пустыми руками, а с конкретной идеей: что, если совместить традиционную японскую гравюру, история которой насчитывает несколько сотен лет, и современную поп-культуру? Вместе с идеей он прислал и более конкретные эскизы – самым первым из них стало изображение персонажей из игры Mario Kart, которых переместили во времени в Японию эпохи Эдо.

Несмотря на то, что сам Дэвид не очень разбирался в видеоиграх, он довольно быстро понял, что у этой идеи есть огромный потенциал. В конце концов, сама задумка поместить в гравюру современных популярных персонажей отлично подходила укиё-э – во времена своего расцвета это направление в искусстве выделялось как раз тем, что изображало актуальные реалии и тенденции, известных актёров театра и популярные местечки городов. Да и цель была грандиозная – Джед предложил создать целую серию из сотни таких гравюр!

«Змей атакует» Metal Gear Solid
«Бесконечный конец» Final Fantasy
«Дитя, потрясшее небеса» Shadow of the Colossus
«Отдых героя» The Legend of Zelda
«Заражение» Metroid

Однако на пути прекрасной идеи стояла немалая проблема – где найти деньги на производство? Изготовление гравюры – дело далеко не из дешёвых. Партия в 50 вырезанных и отпечатанных вручную работ на тот момент могла стоить более 8 тысяч долларов, и это лишь производство! А ведь ещё нужно рекламировать работы, высылать их покупателям… В общем, Джед оперативно решил проблему тем, что разместил проект на платформе для краудфандинга, и очень скоро Ukiyo-e Heroes не только собрал нужную сумму, но и значительно её превысил – проект собрал целых 300 тысяч долларов, что позволило начать полноценную работу.

Сочетание традиционных и современных методов

Как мы уже упомянули ранее, все гравюры проекта Ukiyo-e Heroes полностью аутентичны в плане процесса изготовления, каждая из них проходит практически тот же путь, что и, к примеру, «Большая волна в Канагаве» Хокусая. А что это за путь?

Японские гравюры укиё-э создавались методом ксилографии. Для начала определимся с составом рабочей команды. Для того, чтобы напечатать гравюру, нужны четыре мастера (не считая помощников): художник, резчик, печатник и издатель. В нашем случае Джед – художник и издатель, а Дэвид – одновременно резчик и печатник. Процесс выглядит следующим образом:

Сначала Джед рисует эскиз будущей гравюры. Поскольку изначальный рисунок зачастую представляет собой цифровой рисунок, его необходимо постоянно обсуждать и согласовывать с Дэвидом, чтобы убедиться, что такая гравюра вообще будет возможна. Цифровой рисунок – одна из немногих уступок современным технологиям в этом традиционном процессе.

После завершения работы над рисунком Джед слой за слоем детально переносит его кистью на бумагу, сканирует и высылает Дэвиду. Здесь начинается самый кропотливый и трудозатратный процесс – резьба. Буквально уничтожая изначальный рисунок (благо, в наше время его можно напечатать ещё раз), Дэвид вырезает деревянные доски для печати – для каждого цвета и оттенка нужна собственная доска. На одну гравюру может уйти немало работы: к примеру, для гравюры с черепашками-ниндзя потребовалось целых 8 больших досок, при этом у большинства из них использованы обе стороны.

Для резьбы Дэвид использует обширный набор специальных японских инструментов, которые он покупает у профессионалов-кузнецам, чьи семьи поколениями занимаются этим ремеслом. Такая дотошность необходима для того, чтобы каждая линия, каждый вырез получался именно таким, каким его задумали Джед и Дэвид.

Обратите внимание на детально прорисованную текстуру дерева – каждый элемент гравюры был от руки вырезан Дэвидом

Наконец, когда все доски готовы, можно переходить к печати! Сначала на каждую доску наносится пигмент, а затем печатник прикладывает высококачетсвенную японскую бумагу к каждому шаблону в нужном порядке, при этом тщательно проглаживая его особым инструментом под названием барэн.

Повторять процесс печати можно было практически бесконечно. Хотя считается, что доски выдерживают около тысячи печатей, в документальном фильме Art of the Game: Ukiyo-e Heroes Дэвид сказал, что под микроскопом сравнивал самую первую и тысячную отпечатанную гравюру, и в итоге не нашёл ни одного различия.

Роль и развитие проекта

Проект Ukiyo-e Heroes кардинально изменил жизни своих основателей. Объединившись, ремесленник-резчик с колоссальным опытом и молодой художник смогли идеально дополнить друг друга и стали полноценной командой гравёров. Дэвид признаётся, что Ukiyo-e Heroes стал необходимым толчком в его жизни, проект дал ему возможность воплотить новые идеи.

Кроме того, благодаря гравюрам с героями любимых персонажей поп-культуры многие люди по всему миру смогли по-новому взглянуть на, казалось бы, давно вымершее направление в искусстве. Своеобразное «возрождение» укиё-э проявляется и с другой стороны – благодаря популярности и доходам с продажи гравюр Дэвид смог принять к себе помощников и учеников, в том числе иностранцев, которые так же, как и он, горят желанием научиться вырезать гравюры. Например, вот эта гравюра с покемонами – работа ученика Уильяма Фрэнсиса:

Сейчас Ukiyo-e Heroes, как бы парадоксально это ни звучало, – это не только полноразмерные гравюры с героями поп-культуры. Джед и Дэвид экспериментируют и пробуют себя в других направлениях и форматах. Так, к примеру, родились следующие серии гравюр:

Chibi Heroes – изображение чиби-героев поп-культуры размером с закладку для книг.

Metroid
The Legend of Zelda
Pac-Man
Duck Hunt

Heroes Portraits – как можно понять по названию, это гравюры, центральным элементом которых являются сами персонажи, а не общая ситуация, в которой они находятся.

Super Mario Bros.
Metal Gear Solid
The Legend of Zelda
Ookami

Yokai Faceoff – гравюры с ёкаями в современном мире. Одна половина работ в серии нарисована Джедом Генри, а другая – взята из иллюстраций художника эпохи Мэйдзи, Каванабэ Кёсая.

Legendary Loot – работы, по стилю напоминающие американские карикатуры 40–50-х годов, центральным объектом которых являются не персонажи, а их снаряжение.

A Japan Journey и A Woodblock Piligrimage – гравюры в стиле син-ханга, зародившемся в XX веке, с довольно классическим содержанием. Работы этой серии изображают пейзажи и сцены из жизни современной Японии.

Портреты персонажей в стиле модерн.

Триптих с персонажами The Legend of Zelda
Metroid

The Henry Manga – набор авторских изображений, по композиции похожих на мангу авторства Кацусики Хокусая.

В заключение

Ukiyo-e Heroes – это история о том, как страсть и упорство способны возродить целый пласт искусства. Это доказательство того, что культура не умирает, пока находятся люди, готовые её переосмысливать и развивать. Джед и Дэвид не просто создали гравюры – они открыли новую главу в истории укиё-э, сделав его понятным и близким современному зрителю.

Кирилл Казаков
諸行無常
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту