Яндекс Метрика

Экин: жестокость как искусство

Экин — японский художник начала XIX века, который прославился очень мрачными и кровавыми работами, на которые даже в наше время не все могут смотреть без содрогания. Что же вдохновляло этого художника, и как ему удалось не только не прослыть сумасшедшим, но и завоевать популярность среди народа?

Хиросэ Киндзо, также известный как Экин, родился в семье цирюльника из города Коти (княжество Тоса) в 1812 году. С самого детства Экин любил рисовать, и в возрасте шестнадцати лет он пошёл в ученики к нескольким именитым художникам. Всего лишь за три года он освоил то, чему обычно учили десять лет. В дальнейшем Экин стал работать на семью Кирима — местный самурайский клан.

В возрасте тридцати трёх лёт жизнь Экина круто изменилась не в лучшую сторону. Однажды Экин получил заказ от торговца предметами искусства на то, чтобы скопировать работу другого известного художника. В то время изготовление копий знаменитых работ было обычной практикой и не считалось незаконным, если помимо самого изображения не копировалась также личная печать художника оригинала.

Экин создал копию, но затем, когда торговец её продал, на ней нашли поддельную печать. Экину предъявили обвинения в подделке печати, хотя, вероятнее всего, он был невиновен. Узнав об этом, семья Кирима оборвала все контакты с Экином, а его дальнейшая карьера оказалась под большим вопросом.

После этого случая Экин полностью исчез из поля зрения общества на десять лет. Если не учитывать несколько домыслов, никто не знает наверняка, где он был всё это время, и это остаётся загадкой и по сей день. Впрочем, чем бы он тогда ни занимался, это сильно отразилось на работах, которые он принялся создавать после возвращения.

После этих десяти лет Экин вновь объявился в княжестве Тоса, но на этот раз в городе Акаока (сейчас это город Конан). Художник переоборудовал в мастерскую старый погреб для саке, который принадлежал его тёте, и стал рисовать в нём для простых горожан, а также театра кабуки и бунраку. Для театра он расписывал ширмы, которые использовались в качестве декораций во время спектаклей. 

Избавившись от ограничений, которые накладывали на него вкусы высшего общества, Экин начал создавать намного более жуткие, но в то же время подчас комичные картины, изображавшие самые жестокие сцены из классических произведений театра кабуки. В композиции лишь одной ширмы он нередко успешно совмещал сразу несколько ключевых сцен, и некоторые говорят, что этот его приём столетия спустя вдохновил художников манги.

Из пьесы «Укиёдзука хиёку-но инадзума» (сцена «Судзугамори»). Пожалуй, это самая известная работа Экина. На женоподобного юношу напали разбойники, но он с лёгкостью расправился с ними, чем до глубины души поразил своего несостоявшегося спасителя, стоящего рядом.
Из пьесы «Ханагоромо ироха энги» (сцена «Васи-но дан»). Пока перепуганные родители пытаются догнать орла, который украл их ребёнка, крестьяне, открыв рты, наблюдают за этой сценой. Комизм ситуации заключается в том, что стоящая позади крестьянка настолько увлечена происходящим, что выронила своего собственного ребёнка из рук.
Из пьесы «Хана-но Уэно хомарэ-но исибуми» (сцена «Сидо-дзи»). По сюжету пьесы самурайская семья скрывала малолетнего наследника Ботаро в храме Сидо-дзи, чтобы до него не добрались враги. На всякий случай Ботаро решил притворяться больным, и ради его выздоровления его нянька принесла себя в жертву божеству. После этого случая дядя мальчика увидел вещий сон, в котором наследник в будущем натренировался владеть мечом и отомстил врагам семьи.

Сюжеты, которые изображал Экин, были по-настоящему кровавыми: отрубленные головы и вспоротые животы были обычными атрибутами его творчества. Для своих работ Экин даже самостоятельно создал красную краску уникального оттенка, использовав минералы, которые можно было найти в княжестве Тоса. Этот цвет получил название 血赤 тиака, то есть кроваво-красный. 

Интересно и то, что художник нередко прятал свою подпись, а также небольшие (зачастую непристойные, юмористические или демонические) элементы в неприметных местах картины — от фонарей до гербов самураев, таким образом тонко намекая на скрытые мотивы или намерения персонажей.

Из пьесы «Бансю Сараясики» (сцена «Тэцудзансимоясики»). В этой сцене девушку по имени О-Кику отчитывают за то, что она потеряла тарелку. Несмотря на то, что оба мужчины выглядят очень грозно, узор на спине того из них, что находится на переднем плане, выдаёт его скрытые мотивы. Этот узор символизирует гармонию между мужчиной и женщиной, а сам персонаж на самом деле влюблён в О-Кику.
Из пьесы «Датэкурабэ Окуни кабуки» (сцена «Касанэ»). Мужчина по имени Ёэмон когда-то убил свою собственную сестру, а после этого женился на девушке по имени Касанэ. Спустя какое-то время Касанэ, посмотрев в зеркало, обнаружила, что её изуродовал мстительный дух сестры мужа. Пламя, поднимающееся над головой духа, вероятно, символизирует её ярость. В конце концов Ёэмон зарезал Касанэ, пришедшую в буйство, серпом.

Говорят, что Экин при жизни пользовался уважением в народе, и для горожан он создавал самые разные работы помимо ширм: от росписи фонариков и воздушных змеев до гравюр с красавицами и храмовых табличек эма. В 40-х годах XIX века в Японии состоялись так называемые реформы годов Тэмпо, в результате которых актёры кабуки подверглись различным ограничениям, что ещё больше подогрело интерес к творчеству Экина в Тосе, где театр очень любили. Экин работал до самого конца жизни, который он встретил в возрасте 65 лет, и более двухсот его работ сохранились до наших дней.

Токива Годзэн — мать знаменитого полководца Минамото-но Ёсицунэ, с детьми в исполнении Экина. Эта и подобные ей работы подтверждают, каким многогранным был художник на самом деле.

В наши дни в городе Конан каждый июль проводят целых два фестиваля, посвящённых художнику. Во время этих фестивалей ширмы, расписанные художником, выставляют при свете свечей и бумажных фонариков прямо на улице. Подобные выставки работ Экина и его учеников на открытом воздухе проходят и в других японских городах.

Фестиваль «Суруда Хатимангу дзинсай». Концепция этого фестиваля выржается иероглифом 静 «тишина». Во время этого фестиваля уличное освещение, огни витрин и даже торговые автоматы отключают, чтобы создать подходящую атмосферу. Делать фотографии можно, но только без вспышки.
Фестиваль «Тоса Акаока Экин-мацури». В отличие от предыдущего фестиваля, этот фестиваль построен вокруг противоположной идеи, выражающейся в иероглифе 動 «движение».

Если время фестивалей прошло, а увидеть работы великого мастера воочию очень хочется, расстраиваться не нужно: в Конане круглогодично работает музей «Экингура», полностью посвящённый Экину. В этом музее даже есть отдельная комната, в которой можно увидеть работы Экина при свете свечей как на фестивалях.

Музей «Экингура»
Егор Задорожный
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту