Экин — японский художник начала XIX века, который прославился очень мрачными и кровавыми работами, на которые даже в наше время не все могут смотреть без содрогания. Что же вдохновляло этого художника, и как ему удалось не только не прослыть сумасшедшим, но и завоевать популярность среди народа?
Хиросэ Киндзо, также известный как Экин, родился в семье цирюльника из города Коти (княжество Тоса) в 1812 году. С самого детства Экин любил рисовать, и в возрасте шестнадцати лет он пошёл в ученики к нескольким именитым художникам. Всего лишь за три года он освоил то, чему обычно учили десять лет. В дальнейшем Экин стал работать на семью Кирима — местный самурайский клан.
В возрасте тридцати трёх лёт жизнь Экина круто изменилась не в лучшую сторону. Однажды Экин получил заказ от торговца предметами искусства на то, чтобы скопировать работу другого известного художника. В то время изготовление копий знаменитых работ было обычной практикой и не считалось незаконным, если помимо самого изображения не копировалась также личная печать художника оригинала.
Экин создал копию, но затем, когда торговец её продал, на ней нашли поддельную печать. Экину предъявили обвинения в подделке печати, хотя, вероятнее всего, он был невиновен. Узнав об этом, семья Кирима оборвала все контакты с Экином, а его дальнейшая карьера оказалась под большим вопросом.
После этого случая Экин полностью исчез из поля зрения общества на десять лет. Если не учитывать несколько домыслов, никто не знает наверняка, где он был всё это время, и это остаётся загадкой и по сей день. Впрочем, чем бы он тогда ни занимался, это сильно отразилось на работах, которые он принялся создавать после возвращения.
После этих десяти лет Экин вновь объявился в княжестве Тоса, но на этот раз в городе Акаока (сейчас это город Конан). Художник переоборудовал в мастерскую старый погреб для саке, который принадлежал его тёте, и стал рисовать в нём для простых горожан, а также театра кабуки и бунраку. Для театра он расписывал ширмы, которые использовались в качестве декораций во время спектаклей.
Избавившись от ограничений, которые накладывали на него вкусы высшего общества, Экин начал создавать намного более жуткие, но в то же время подчас комичные картины, изображавшие самые жестокие сцены из классических произведений театра кабуки. В композиции лишь одной ширмы он нередко успешно совмещал сразу несколько ключевых сцен, и некоторые говорят, что этот его приём столетия спустя вдохновил художников манги.
Сюжеты, которые изображал Экин, были по-настоящему кровавыми: отрубленные головы и вспоротые животы были обычными атрибутами его творчества. Для своих работ Экин даже самостоятельно создал красную краску уникального оттенка, использовав минералы, которые можно было найти в княжестве Тоса. Этот цвет получил название 血赤 тиака, то есть кроваво-красный.
Интересно и то, что художник нередко прятал свою подпись, а также небольшие (зачастую непристойные, юмористические или демонические) элементы в неприметных местах картины — от фонарей до гербов самураев, таким образом тонко намекая на скрытые мотивы или намерения персонажей.
Говорят, что Экин при жизни пользовался уважением в народе, и для горожан он создавал самые разные работы помимо ширм: от росписи фонариков и воздушных змеев до гравюр с красавицами и храмовых табличек эма. В 40-х годах XIX века в Японии состоялись так называемые реформы годов Тэмпо, в результате которых актёры кабуки подверглись различным ограничениям, что ещё больше подогрело интерес к творчеству Экина в Тосе, где театр очень любили. Экин работал до самого конца жизни, который он встретил в возрасте 65 лет, и более двухсот его работ сохранились до наших дней.
В наши дни в городе Конан каждый июль проводят целых два фестиваля, посвящённых художнику. Во время этих фестивалей ширмы, расписанные художником, выставляют при свете свечей и бумажных фонариков прямо на улице. Подобные выставки работ Экина и его учеников на открытом воздухе проходят и в других японских городах.
Если время фестивалей прошло, а увидеть работы великого мастера воочию очень хочется, расстраиваться не нужно: в Конане круглогодично работает музей «Экингура», полностью посвящённый Экину. В этом музее даже есть отдельная комната, в которой можно увидеть работы Экина при свете свечей как на фестивалях.











