Яндекс Метрика

Кога Такахиро: сила шипастой керамики

Кога Такахиро — современный японский мастер-керамист, который создаёт удивительные работы, сочетающие в себе традиционные мотивы и яркие идеи самого автора. Самый заметный элемент подавляющего большинства его произведений, будь то фигурки манэки-нэко или куклы дарума, — шипы разных цветов и длины. Какую же мысль пытается донести мастер?

 

Воспроизведение и разрушение шаблонов

«Я увлёкся керамикой, когда ходил в клуб в университете. Это был клуб, в котором преподавали искусства», — говорит Кога Такахиро (яп. 古賀 祟洋). Заинтересовавшись гончарным делом после одной обычной лекции, Кога глубоко погрузился в это ремесло и в середине учёбы в бакалавриате даже сменил специальность на гончарное дело.

Кога родился и вырос в Фукуоке и решил далеко не уезжать от малой родины, чтобы научиться гончарному делу, что, как показало время, было правильным решением. На острове Кюсю зародились несколько известнейших стилей японской керамики, такие как стили из городов Карацу и Арита оба в префектуре Сага. Сюда Кога отправился оттачивать своё мастерство и экспериментировать с двумя этими стилями. Стиль из Карацу известен своей грубой текстурой и землистым цветом, в то время как стиль из Ариты, задействующий яркий, блестящий и гладкий фарфор, его полная противоположность. По сей день Кога использует материалы из Ариты для своих работ, которые он создаёт в мастерской в Фукуоке и иногда в мастерской в префектуре Кагосима. Кога остаётся на Кюсю, стараясь сохранить местную культуру в эпоху, когда людей в японской глубинке становится всё меньше.

Как и подобает настоящему ремесленнику, Кога отвечает за свою работу на каждом её этапе от замешивания глины до обжига в печи и покраски деталей. Он вдумчиво обращается к многовековым традициям и техникам, чтобы создать основу для воплощения своих смелых идей, что в результате порождает чудесные сочетания.

 

Анти-ваби-саби

В основе подавляющего большинства работ, которые создаёт Кога, лежит традиционный предмет, который трансформируется в нечто, что, возможно, пришлось бы по вкусу самураю-панку. Работы из серий Neo Manekineko и Neo Daruma, которые Кога продолжает создавать с 2021 года, отлично показывают, как он добавляет шипы в свои творения. Хотя Кога не против, когда говорят, что эти элементы наталкивают на мысли о панк-эстетике и рок-н-ролле, сам он никогда не стремился заложить в свои произведения этот смысл. 

«Я люблю протест молодёжи: это очень впечатляет. С помощью шипов я в том числе стремился продемонстрировать его. Однако на эти работы меня не вдохновила музыка или мода», — говорит Кога.

В реальности Кога черпает вдохновение из японской истории и из «анти-ваби-саби» — концепции, которую придумал он сам. Он сравнивает своё стремление сделать предметы выделяющимися с усилиями других японских творцов, которые часто намеренно делают работы более невзрачными, чтобы продемонстрировать их внутреннее содержание. В качестве примера последнего подхода он приводит философию ваби-саби Сэн-но Рикю, чайного мастера XVI века, который предпочитал тёмные, непритязательные чайные чаши, чтобы сделать сам чай наиболее заметным элементом чайной церемонии

На самом деле Кога очень любит Сэн-но Рикю. «Я считаю его первым в мире арт-директором», — говорит Кога и добавляет, что его анти-ваби-саби — это не противопоставление традиции, а, скорее, дополнение. Сейчас Кога хочет создать собственный чайный сервиз, но пока сложно сказать, останется ли он верен анти-ваби-саби или выберет более привычный для чайной церемонии стиль. 

Также Кога находит вдохновение в истории, в частности, в периодах Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 год до н. э.) и Сэнгоку (вторая половина XV века — начало XVII века). 

«Вы знали о том, что многие предметы из эпохи Дзёмон покрыты шипами из меди?» — говорит Кога, отсылая к чашам, которые в то время использовали для религиозных целей. Эти чаши не только впечатляли своим внешним видом, но и были по-настоящему наполнены духовной силой. Кога стремится «вытащить наружу» силу керамики, которая зачастую рассматриваются как что-то хрупкое. «Я чувствую, что шипы отлично подходят для того, чтобы показать эту мощь предметов», — объясняет Кога. 

Мощь и связь с историей очень явно отражены в одной из его наиболее популярных серий работ, берущих своё начало в 2021 году, — «Хо ёрой хай» («Чаши в виде брони для щёк»). Эти чаши созданы в форме части самурайских доспехов, которые исторически призваны были быть практичными, красивыми и устрашающими. «Когда пьёшь саке из этих уникальных сосудов, создаётся впечатление, что надеваешь этот элемент брони», — даёт пояснения Кога. 

 

От Японии всему миру

Выставки работ Коги проходят уже более десяти лет не только в Японии, но также и в других странах, таких как Италия, США и китайский Гонконг. Он неожиданно честен, когда говорит о мире искусства, и даже признаёт некоторые свои выставки провальными. «Я был молод, мне хотелось выставляться, но я не понимал всего процесса. Из-за этого выставки не освещались должным образом, и я также плохо говорил по-английски, что было проблемой для выставок заграницей», — говорит Кога. Как бы там ни было, сейчас он не грустит о прошлых неудачах, а уверенно смотрит в будущее, научившись на своих ошибках. 

Прежде же всего Кога хочет встречаться с людьми и показывать им своё искусство, которое он считает частью непрерывной художественной традиции Японии. «Я люблю Японию! — восклицает он. — У нас так много замечательных вещей,  культура, которую мы сохранили и развили до сих пор, — я хочу показать это миру». 

Кога также участвует в коллаборациях с известными компаниями. В частности, в 2019 году он создал несколько предметов искусства для флагманского магазина Adidas в Синдзюку.
В 2020 году Кога создал несколько своих фирменных чаш для саке по мотивам популярного аниме «Токийский гуль».
Егор Задорожный
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту