Как в Японии узнавали новости до появления интернета? С помощью телевидения, радио, газет? А что было до них? Несколько столетий назад на улицах японских городов можно было купить печатную продукцию каварабан, в которой рассказывалось о землетрясениях, пожарах, мести и двойных самоубийствах. Помимо этого, были гравюры, среди которых выделялись так называемые сини-э (яп. 死絵, букв. «изображение смерти») — своеобразные некрологи знаменитостей, прежде всего актёров Кабуки. В этой статье мы расскажем, что эти гравюры из себя представляли.
Что такое сини-э?
Сини-э — это цветная гравюра на дереве, которая совмещает в себе сообщение о смерти популярного человека, например, актёра театра Кабуки, а также поминальную молитву цуйдзэн. Печатались сини-э с середины периода Эдо (1603—1868 гг.) до конца периода Мэйдзи (1868—1912 гг.).
Их особенность заключалась в том, что на них рядом с портретом покойного писали дату смерти, посмертное имя, храм, в котором состоялись похороны, предсмертные стихи дзисэй и цуйдзэн, а также изображали то, что ассоциировалось с панихидой и смертью.
На этом сини-э в правой части изображён актёр Итикава Дандзюро VIII в голубом камисимо — традиционном японском костюме, который состоит из куртки с жёсткими плечами катагину, надетой поверх кимоно, и широких штанов хакама. В руках Дандзюро держит чётки, а в левой части гравюры располагаются стихотворения нескольких поэтов в стиле кёка.
Самое старое сини-э датируется 1777 годом, на нём изображён актёр Итикава Яодзо II, а наиболее большие тиражи сини-э выходили с начала XIX века до начала периода Мэйдзи.
Что изображали на сини-э
Сейчас, когда умирает популярный актёр, в некрологе часто используют фотографии известной сцены, в которой он играл при жизни.
В случае сини-э, чтобы было понятно, что человек умер, актёров часто рисовали в погребальной одежде, а также изображали на гравюре берега реки Сандзу (река, разделяющая мир живых и мёртвых), лотосы и другие символы, вызывающие ассоциации со смертью. Кроме того, понять, что гравюра является именно сини-э, можно было по тому, что на ней писали дату смерти, посмертное имя, название храма захоронения, траурные фразы и т.п.
Поскольку сини-э публиковали в спешке, чтобы как можно быстрее сообщить о смерти актёра его поклонникам, в них встречаются ошибки в посмертных именах, названиях храмов и даже в датах смерти.
Фигуры в голубых кимоно
Часто на сини-э изображали умерших в голубых камисимо, которые назывались «мидзугамисимо» (水裃, букв. «камисимо воды»). На ранних сини-э можно увидеть камисимо белого цвета, но постепенно мидзугамисимо становилось всё больше, а кимоно и пояс оби тоже окрасились в голубой. В то время камисимо белого и голубого цветов надевали не только, когда совершали харакири, но и во время траура.
Также на сини-э изображали актёров, принимающих монашество. Актёров оннагата (мужчин, игравших женские роли в театре Кабуки) в особенности любили изображать не в камисимо, а в чёрной монашеской кэсе (буддистская монашеская ряса) поверх голубого кимоно. Сцена пострига в монахи была частью многих спектаклей Кабуки, например, третье действие из пьесы Намики Сосукэ «Воинская повесть о молодой листве при Ити-но-тани», которое многие художники использовали в качестве прообраза своих работ.
Помимо этого, есть сини-э, на которых актёр запечатлён в кимоно с молитвой «Наму Амида-буцу» (南無阿弥陀仏).
Предметы, вызывающие ассоциации со смертью
Рядом с фигурой в погребальном голубом кимоно рисовали курильницы для благовоний, листы бумаги с дзисэй, свитки с сутрами, столики, за которыми их читали, и другие предметы, связанные с панихидой и вызывающие ассоциации со смертью.
Из растений на сини-э иногда изображали бадьян и лотос. Бадьян — это вечнозелёное дерево, которое цветёт белыми цветами, а его листья распускаются похожим на лотос образом. Этот цветок иногда называют «кобана» (香花, букв. «благовония и цветы для подношений») и «цветочное дерево», используют в качестве подношения перед табличкой с именем покойного и вставляют в бамбуковые трубочки во время похорон.
На этом сини-э будды, пребывающие в раю, берут за руку Итикаву Дандзюро VIII, одетого в плащ для путешествий, и направляют его на золотой пьедестал в виде лотоса. Если всмотреться в лица будд, то они чем-то напоминают лицо умершего актёра, не так ли?..
Сюжеты, связанные со смертью
Помимо этого, есть и такие сини-э, которые основываются на сюжетах, связанных со смертью.
Часто можно встретить сини-э, созданные вокруг образа умершего Будды Шакьямуни. Изображения этого образа называются «нэхандзу» (涅槃図, букв. «изображение смерти будды»). На нэхандзу изображают учеников и животных, скорбящих о Будде Шакьямуни, и поэтому художники иногда рисовали на сини-э актёров не только скорбящих поклонников, но также кошек и других животных.
Наверное, по тому, что существовали такие сини-э, можно сделать вывод, что людям того времени были привычны нэхандзу.
Существуют и гравюры, основанные на теме «иного мира», на которых изображали скончавшихся ранее актёров, выходящих поприветствовать своего коллегу, рай и ад, а также берега реки Сандзу.
Сини-э Итикавы Дандзюро VIII
Огромным тиражом продались сини-э Итикавы Дандзюро VIII.
Дандзюро VIII, бывший ведущим актёром в Эдо (сейчас город Токио), утром перед премьерой 6 августа 1854 года в гостинице в осаксом квартале Симаноути совершил самоубийство. Ему было всего лишь 32 года.
Самоубийство безумно популярного Дандзюро VIII потрясло общество, и говорят, что в Эдо было издано 200—300 разных видов его сини-э с цуйдзэн.
Сини-э были бестселлером среди гравюр?!
В «Сборнике театральных секретов» автора пьес кёгэн позднего периода Эдо Мимасуи Нисодзи и в записях о традициях и нравах Китагавы Морисады «Морисада-манко» есть упоминания о самоубийстве Итикавы Дандзюро VIII и его сини-э.
47. Самоубийство Восьмого [Итикавы Дандзюро].
6 августа 7-го года эпохи Каэй (27 сентября 1854 года), самоубийство в Осаке восьмого [главы рода с камоном] «Мимасу». Хотя и трудно говорить в подробностях, но родоначальник Сайуси (псевдоним Итикавы Дандзюро I) тоже умер странной смертью, и сейчас это бедствие пришло и к восьмому [главе рода]. Как это произошло?
Нынче в Эдо все обсуждают эту историю, и куда бы я ни пошёл, я слышу об этом, а у торговцев гравюр нет ничего другого, кроме сини-э [главы рода с камоном] «Мимасу». Такая редкая популярность удивляет.
«Сборник театральных секретов», Мимасуи Нисодзи
Дандзюро VIII отправился в Осаку и покончил жизнь самоубийством. Так произошло из-за действий наложницы его отца. Поскольку он был молодым человеком с множеством поклонников, после его смерти торговцы гравюрами продают по 30—40 видов его сини-э. Обычно сини-э актёров ограничиваются лишь 2-3 видами. Только Восьмой [Итикава Дандзюро] добился такого результата.
«Морисада-манко», Китагава Морисада, 1867 год
По этим отрывкам становится очевидно, что жители Эдо восприняли смерть этого актёра очень близко сердцу, ближе, чем смерть какого бы то ни было другого актёра.
Сини-э с скорбящими поклонницами
На этом сини-э Итикавы Дандзюро VIII изображена сцена, где поклонницы пытаются не допустить, чтобы Дандзюро утащил красный демон. Среди поклонниц есть придворные дамы, прекрасные куртизанки, горожанки, старухи и т.д. Но заметили ли вы, что среди них также есть собака и кошка, демон-старуха Дацуэ-ба, сдирающая с мёртвых в реке Сандзу одежду, и призрак?
На этой гравюре изображён свиток с портретом Дандзюро. На нём погребальный костюм в виде кэсы, накинутой поверх голубого одеяния, а узор в виде лотосов, обрамляющий свиток, символизирует будду.
Вокруг свитка собралось множество скорбящих, проливающих слёзы женщин. Красивые куртизанки, лавочницы, матери, обнимающие детей, даже белая кошка! Легко понять, что Итикава Дандзюро VIII был популярным актёром среди женщин.
Конец сини-э
Сини-э, на которые в эпоху Эдо была возложена функция оповещения о смерти актёров Кабуки, считавшихся тогда настоящими кумирами, с наступлением эпохи Мэйдзи и распространением фотографий начали менять свою форму, и постепенно их перестали выпускать. С появлением фотографий сини-э приобрели элемент бромидов— коммерческих фотопортретов знаменитостей, стали чем-то более похожим на фотографии.
На последнем сини-э был изображён актёр Накамура Гандзиро I, скончавшийся 1 февраля 1935 года. Сини-э — это уникальный материал, дающий представление о религиозных взглядах и представлении о жизни и смерти людей эпохи Эдо.
Уголок «Актёры Кабуки из воспоминаний» в Кабукидза
12 ноября 2020 года скончался актёр Кабуки Саката Тодзюро IV. В газетных и интернет-статьях тогда много использовали его фотографии в роли О-хацу в пьесе «Самоубийство влюблённых в Сонэдзаки» легендарного драматурга Тикамацу Мондзаэмона.
На стене западного прохода на 3-м этаже театра Кабукидза есть уголок портретов актёров прошлого под названием «Актёры Кабуки из воспоминаний». Это портреты актёров, которые играли после периода Мэйдзи. Там висят портреты Накамуры Кандзабуро XVIII, Бандо Мицугоро XII, Итикавы Дандзюро XII — портреты людей, которые будто бы говорят: «Хотелось бы мне остаться на сцене подольше».
Глядя на фотографии актёров, некоторые люди перешёптываются: «Он так похож на моего дедушку!», «Какой красавчик…» и тому подобное, словом, находят себе развлечение по вкусу. Сейчас фотографии немного меньше, чем раньше, но этот небольшой уголок по-прежнему притягивает внимание посетителей театра.