Камон, монсё, мон — это своеобразные гербы, распространённые в Японии с эпохи Хэйан. Лаконичные чёрно-белые символы и сегодня можно встретить в логотипах известных компаний и просто в быту. Но как они появились и какое значение несли в прошлом?
Японские клановые гербы называют по-разному: 家紋 камон, 紋章 монсё: или же просто 紋 мон. Но пусть вас не смущает отсутствие единства в терминологии. Несмотря на различающиеся названия, у гербов камон одна основная функция: визуально продемонстрировать принадлежность к определённому роду и положение в нём. Первоначально такую роскошь, как наличие собственного уникального символа, могли позволить себе только императорская семья и её приближённые, однако постепенно камоны распространились и в других социальных слоях. Сегодня камоны всё ещё не забыты, и многие семьи продолжают передавать свои отличительные знаки из поколения в поколение, храня память о своём роде. Но давайте заглянем немного в прошлое и узнаем, какой путь прошли гербы камон.
От узоров на повозках до боевых знамён
Эпоха Хэйан (794—1185 гг.) была временем мира и спокойствия. Аристократы проводили время, занимаясь изящными искусствами и любованием природой, и стремились украсить себя и мир вокруг, подчёркивая свой статус. Истоки геральдики в Японии восходят к моменту возникновения в среде аристократов моды размещать полюбившиеся им узоры на одеждах и различных предметах быта, например, на занавесках 暖簾 норэн. В тот момент узоры выполняли исключительно эстетическую функцию: радовали глаз и указывали на роскошный образ жизни владельца.
Узорами также украшали повозки, которые были основным средством передвижения аристократов. Довольно быстро символы на повозках стали важной частью «дорожного этикета» древней Японии — системы правил и церемоний, применяемых при встрече с другими аристократами на дороге. Характерные символы позволяли издалека определить, с кем можно столкнуться в пути и какие приготовления стоит перед этим сделать. Символы, наносимые на повозки, стали называть 車紋 курума мон. Они всё ещё были далеки от родовых гербов, но уже стали служить символом идентификации человека, выделяя его из толпы.
Символы и орнаменты, используемые на протяжении нескольких поколений для украшения одежд, личных вещей и повозок, со временем становились всё более привычными и начинали ассоциироваться с конкретным родом, постепенно превращаясь из обычных узоров в опознавательные знаки.
Впрочем, зародившись в среде аристократов, гербы камон могли так и остаться всего лишь символами на повозках, имевшими очень ограниченное применение. В их становлении как родовых гербов важную роль сыграло военное сословие.
В среде военной аристократии необходимость использовать отличительные знаки появилась с увеличением масштабов боевых действий в XII веке. Считается, что первые попытки облегчить идентификацию сторон на поле битвы были связаны со Смутой Хэйдзи 1160 года, одной из многих в череде столкновений родов Тайра и Минамото. Чтобы иметь возможность в пылу битвы определить, где «свой», где «чужой», союзники рода Тайра стали использовали красные флаги, а рода Минамото — белые. По мере того, как конфликт разгорался всё сильнее, увеличивалось и число участвующих сторон, что делало флаги всего двух цветов практически бесполезными. Чтобы решить эту проблему, представители военной аристократии начали наносить более конкретные символы на ширмы, используемые в полевых условиях, флаги и боевые знамёна, а также на элементы доспеха. Военные, подавляющая часть которых была выходцами из аристократических семей, часто выбирали для самообозначения узоры и символы, которые издавна использовали в их роду для украшения одежд и повозок. В дальнейшем эта традиция только усиливалась, постепенно становясь неотъемлемой частью как боевых действий, так и мирного времени.
Символы и орнаменты, используемые на протяжении нескольких поколений для обозначения рода и украшения личных вещей, со временем становились всё более привычными и начинали ассоциироваться с конкретным родом, постепенно превращаясь из обычных узоров в опознавательные знаки — фамильные гербы камон.
В эпоху Эдо (1603—1868 гг.) ношение формальной одежды с изображением гербов рода во время официальных мероприятий стало обязательным. В обиход высоких сословий вошла одежда 紋付 монцуки — чёрное шёлковое кимоно для торжественных выходов, на которое были нанесены камоны. Обычно они имели размер от 2 до 4 см. Камоны наносили в пяти, трёх или в одном месте в зависимости от вида кимоно, цели и формальности мероприятия. Традиционно камоны помещали на груди (на обеих полах кимоно), на рукавах и на спине.
Несмотря на всё большее распространение камонов, всё это время их использование оставалось прерогативой высших социальных слоёв. В XIX веке, впрочем, можно было увидеть камоны, например, на вывесках лавок — некоторые торговцы и купцы помещали их туда, несмотря на отсутствие права на собственный камон. Только после Реставрации Мэйдзи 1868 года были сняты ограничения на право иметь свой родовой герб.
Размещение камонов на одежде
Виды и мотивы
В японской геральдике насчитывается около 240 видов камонов, имеющих в общей сумме более 5000 вариаций. Но откуда брались вариации одного и того же герба, если его целью было обозначать конкретный род за счёт уникальности выбранного символа? Уже существующие камоны могли модифицировать в случаях, когда было важно было создать новый камон, но при этом подчеркнуть родство, оставив схожесть с уже существующим гербом. Например, младшие сыновья могли иметь собственные камоны, немного отличавшиеся от родового герба, в то время как старший сын обычно наследовал основной камон семьи.
Всё многообразие камонов можно разделить на несколько основных категорий в зависимости от тематики.
Растения
Животные
Предметы
Природные явления
Стилизованная азбука и иероглифы

Цифры 2 и 8 в рамке на камоне клана Коидэси
Иероглиф 本 (хон) на камоне клана Хонда
Самая большая группа — камоны с растительным мотивом. Отчасти это может объясняться трепетным отношением японцев к окружающему миру, продиктованным синто, и высоким символизмом растительных орнаментов в японской культуре.
Нередко на камонах сочеталось сразу несколько мотивов: например, топор рядом с хризантемой на камоне клана Минобэ.
К настоящему моменты гербы камон по большей части утратили своё значение, хотя до сих пор бережно хранятся некоторыми японскими семьями и даже используются в ряде торжественных случаев: наносятся на свадебные кимоно или могильные камни семейных захоронений.
Японские родовые гербы — одна из многих традиций, почти потерявших свой изначальный смысл, но оставшихся в повседневной жизни японцев. Например, на японских паспортах, на которых и сегодня красуется камон императорского рода — 16-лепестковая хризантема, напоминая о богатом историческом прошлом страны.
Источники: Речкалова А. А. «Проблема происхождения семейных гербов ка-мон в японской историографии»; NBTHK; kisetsumimiyori.com; harimaya.com; kakeizushokunin.com