Кабуки начинался с женских трупп
Кабуки был создан в XVII веке женщиной по имени Окуни, жрицей из храма Идзумо. Она начала организовывать небольшие представления с песнями и танцами (歌舞伎 кабуки дословно означает «искусное пение и танцы») в высохшем русле реки Камо в Киото. Актёры Окуни обычно происходили из низших слоёв общества: проститутки, нищие и другие изгои – все они были женщинами.
Их пьесы об исторических событиях и человеческой жизни быстро добились успеха. Вскоре Окуни со своей труппой выступала для императорского двора Киото, что способствовало созданию других женских трупп в старой столице и за её пределами. Но потом что-то пошло не так.
Как Кабуки стал мужским театром
В 1629 году правящий сёгунат запретил женщинам участвовать в постановках Кабуки. Обосновали это тем, что Кабуки развращает общественную мораль. В этом было зерно правды, ведь ранние постановки Кабуки были эротическиими и провокационными. А поскольку многие артистки были проститутками, то за кулисами театра процветал и секс-бизнес. Конечно, японское правительство было не совсем радикально настроено против проституции, ведь в 1617 году сёгунат одобрил создание крупного квартала красных фонарей Ёсивара в Эдо (старый Токио), где часто проходили представления театра Кабуки.
Однако дело было даже не в провокационности театра: чиновников раздражало то, что Кабуки был популярен как у низших слоёв населения, так и у аристократии, и на зрительских местах смешивались представители разных сословий. Смешанная аудитория не нравилась сёгунату, который предпочитал, чтобы каждый оставался на своём месте и в своём социальном классе. Одна из теорий гласит, что, запретив женщинам выступать, чиновники надеялись, что Кабуки прекратит своё существование как жанр искусства. Но не тут-то было.
К слову, постановки Кабуки могли длиться весь день, и многие зрители приносили с собой коробочки с обедом, что стало прообразом современного бэнто.
Оннагата: прирождённые актёры или третий пол
Поскольку женщинам было запрещено участвовать в постановках Кабуки, мужчинам пришлось взять женские роли на себя. Со временем появилась отдельная категория актёров 女形 оннагата – мужчин, играющих женщин на сцене, а позже и за пределами сцены. В XVIII веке, когда Кабуки был на пике популярности, самыми уважаемыми оннагата были те актёры, кто придерживался женского образа и в обыденной жизни. Артисты, которые попадались в мужской одежде или с женой или семьёй, уничтожались театральными критиками в прессе. И хотя правительство запретило женщинам выступать в театре из-за проституции, актёры-оннагата успешно приняли эстафету на себя и после представлений за кулисами расцветала уже мужская проституция.
В 1888 году правительство сняло запрет на участие женщин в Кабуки, но те уже не вернулись на сцену в большом количестве. Оннагата говорили, что парики и костюмы слишком тяжёлые для женщин, а мужчины физически сильнее, и к тому же женщинам не нужно думать о том, как быть женщинами, ведь они ими и так являются. Критики говорили, что исполнители оннагата постоянно анализировали, что такое быть женщиной и именно этот взгляд со стороны помог раскрывать истинную сущность женственности. Хотя по такой логике мужские роли должны были исполнять женщины, но что-то как-то не получилось.
После снятия запрета всё-таки нашлись некоторые женские труппы, которые до этого давали представления подпольно. Одной из знаменитых артисток того времени была Итикава Кумэхати – ученица школы Кабуки Итикава. Сегодняшняя труппа Nagoya Musume Kabuki является прямым наследников той школы. Эта труппа была основана в 1983 году четырьмя женщинами. В 1985 году они провели своё первое публичное выступление в Нагое. Сейчас труппа состоит из 27 человек и выступает не только в Нагое, но и по всей Японии. В состав труппы входят не только актрисы, но и музыканты, играющие на традиционных инструментах и дающие отдельные от труппы концерты.
Как отсутствие женщин в Кабуки помогло создать современный образ ниндзя
Сёгунат запретил выступать на сцене Кабуки не только женщинам, но и юношам. Поэтому все женские и мужские роли, даже 16-летних подростков, исполняли мужчины средних лет, что требовало большего количества макияжа, париков высокого качества и более сложных костюмов.
На сцене для смены костюмов требовалась помощь 黒子 куроко или 黒衣 курого – рабочих, которые помогали актёрам во время представлений. Они были одеты во всё чёрное и как бы сливались с фоном, были «невидимы» для зрителей.
В дальнейшем в некоторых постановках Кабуки куроко играли роль ниндзя, а то, что актёры сливались с задним фоном, было отличным способом показать, что персонажи – скрытые убийцы. Некоторые учёные считают, что именно это закрепило стереотип о ниндзя как о невидимых убийцах, одетых во всё чёрное, хотя настоящие ниндзя носили одежду обычных людей, чтобы не выделяться из толпы.
Есть ли будущее у женщин в Кабуки
Сегодня женщины снова играют в Кабуки, но их всё равно очень мало. Никто не запрещает женщинам играть, и нет какой-то единой гильдии или творческого объединения Кабуки, которое могло бы дискредитировать актрис. Да, это искусство следует многим традициям, но когда-то женщины были такой же частью этого искусства. Возможно, когда-нибудь женщины вернутся к творчеству, которое когда-то создали.
Источники:
How Women Disappeared From Kabuki Theater