Почему японцы так рано становятся выдающимися музыкантами?

Мы уже рассказывали вам про школьный оркестр Киото Татибана: красивые выступления, умение исполнять сложные музыкальные номера — и всё это будучи школьниками! Было бы интересно узнать, почему японцы относительно рано становятся впечатляющими и выдающимися музыкантами, почему их выступления ощущаются по-другому и что их так отличает от западных коллег, не правда ли?

1. Они начинают в раннем возрасте

Одна из основных причин, почему американским или западным школьникам крайне сложно конкурировать со многими японцами, заключается в том, что японцы начинают изучать «настоящую» музыку в очень раннем возрасте. В Японии ещё в детском саду осваивают мелодику — мини-клавиатуру, в которую нужно сначала подуть, чтобы получить звук. Дети очень рано учатся читать ноты, и занятия музыкой воспринимаются так же серьёзно, как и другие уроки.

Если научить детей основам с раннего возраста, они не только приобретут навыки на всю жизнь, но и вырастут с глубокой признательностью к музыке и музыкантам. Дети учатся уважать музыку так же, как уважают еду, чистоту и математику. Родственники одобряют увлечение младших, поэтому уважение прививается и следующему поколению тоже.

2. Члены оркестра проявляют инициативу

Ученики вступают в музыкальные клубы не для того, чтобы пообщаться с друзьями, и не потому, что они обязаны посещать факультатив, потому что они знают, что, записавшись в кружок, придётся пожертвовать большим количеством свободного времени, чтобы выучить и отработать то, что от них требуется. Учитель или дирижёр не собирается нянчиться с ними, что не позволяет ученикам совершать ошибки постоянно. Поэтому вне занятий в группе многие ученики проявляют инициативу, чтобы выучить свои партитуры или просто попрактиковаться. Они занимаются в перерывах, просят помощи и совета у старших, наблюдают за другими музыкантами и делают всё возможное, чтобы двигаться вперед.

В отличие от Запада, где многие смотрят на музыкантов как на волшебников с врождённым талантом, японские дети знают, что это тяжёлый труд и что они могут добиться успеха, если будут работать для этого.

3. Группа — это соревнование между учениками и школой

Да, эти группы могут быть довольно большими, но не думайте, что они берут всех подряд. Когда оркестр готовится к соревнованию, то на сцене ставят столько стульев, что хватит на каждого, даже на тех, кто до этого стоял. Естественно, что преподаватель выберет лучших, чтобы у группы было больше шансов победить. Иногда присутствуют и сольные партии, для исполнения которых ученикам, возможно, придётся пройти прослушивание.

Несмотря на то, что это соревнование и в нём есть проигравшие, японцы всё равно делают всё возможное, чтобы поддержать своих одноклассников со стороны. Пока команда выигрывает, они тоже выигрывают!

4. Японский коллективизм и идеологии

Япония — это острова, большую часть населения которых составляют японцы. В силу своего происхождения, культуры и подверженности стихийным бедствиям они сформировали менталитет, при котором в первую очередь человек думает не о себе, а о других. Люди хотят соответствовать ожиданиям окружающих и ладить с ними, потому что «гвоздь, который торчит наружу, забивают молотком», то есть те, кто слишком отличаются от других или бросаются в глаза, подвергаются критике или «санкциям» со стороны окружающих.

Никто не хочет выделяться, если он плох, и не хочет быть тем, кто тянет всех назад. Члены группы охотнее помогают друг другу, потому что только когда вся группа хороша, она может добиться успеха. Как говорится, «ты силён лишь настолько, насколько сильно твоё самое слабое звено».

В Киото Татибана это заметно не только по игре группы, но и по их танцам и тренировкам. Они работают как одна команда, одно целое. Никто не выделяется, переигрывая или недоигрывая. Никто не пытается выделиться и показать себя.

Опыт и время показывают, что именно поэтому большинство профессиональных японских музыкальных коллективов остаётся вместе на протяжении десятилетий. Многие западные группы распались из-за разницы во вкусах; гитаристов с завышенным эго; басистов, которых мало что волнует; барабанщиков, которые всегда приходят поздно, и так далее. Участники могут быть эгоистами. Но в Японии, благодаря пониманию важности коллективной идеологии и гармонии среди японцев, величие группы стоит на первом месте в сознании людей.

5. Они охотно тренируются намного дольше и усерднее

На фанатской странице Киото Татибана учеников спросили, как долго занимается группа. Большинство ответили, что 35-40 часов в неделю, а некоторые даже, что 50 и более. Хотя большая часть этого времени приходится на занятия в клубе до и после школы, они также учитывают время, которое проводят думая о музыке или имитируя игру на своём музыкальном инструменте в воздухе, если у них нет доступа к его физической форме.

Фанатская страница Киото Татибана

В Японии учебный год начинается в марте, и школы хотели бы быть готовыми уже к лету, когда от них больше всего ждут выступлений и соревнований. У них будет много новых учеников, которым нужно научиться всему, чтобы вписаться в коллектив. Ученикам будет невозможно заниматься тем, чем они занимаются сейчас, если они будут уделять внимание музыке только 4 часа в неделю. Они, конечно, могут пытаться, но в итоге все всё будут забывать и путаться. Для каждого мероприятия могут потребоваться разные песни и формации, и им нужно постоянно практиковаться, пока все не станут идеальными.

Но есть ещё одна причина. Большинство японцев живут в таунхаусах или квартирах с тонкими стенами, поэтому практиковать игру на таких громких инструментах дома просто невозможно, тем более что ученики будут считаться со своими соседями и не захотят их беспокоить. Поэтому ученикам приходится заниматься в школе или в местном парке, где они не будут мешать другим. Они сделают всё необходимое, чтобы быть готовыми на 100%.

6. Они ценят исполнение и развлечение

Японцев действительно заботит исполнение. На Западе вполне нормально, когда музыканты делают каменные лица и просто играют то, что должны играть. Да, музыка потрясающая, но смотреть на само выступление не слишком интересно. Они даже не пытаются смотреть в глаза публике и считают, что это круто.

Японские группы гораздо охотнее выступают и развлекают, даже если для этого приходится быть немного странными или глупыми. В Мире не было бы таких людей, как Кяри Памю Памю, Пико Таро с его PPAP и так далее, если бы все заботились только о своём имидже, нежели о том, как бы другие хорошо провели время. Айдолы, талисманы (маскоты), кафе с горничными, танцоры j-pop — всё это выглядит легко, но японцы прилагают очень много усилий, чтобы развлечь других.

7. Больше возможностей для выступления

Это касается кого угодно и чего угодно, но, безусловно, трудно заставить детей заниматься или мотивировать их, если они ни к чему не стремятся. На Западе большинство школьных групп репетируют только для спортивных игр и собраний и могут поехать на соревнования, если они достаточно хороши.

Однако в Японии у школьных оркестров есть множество мест для выступлений. На сайте Yamaha Educator Suite — популярного производителя музыкального оборудования — говорится: «Чем больше у учеников возможностей выступать перед аудиторией, тем больше у них мотивации совершенствоваться. Ученики Исиды — музыкального директора городской старшей школы Касива, о котором говорится на сайте, — участвуют в соревнованиях маршевых и концертных оркестров, а также в региональных фестивалях оркестров. Помимо этих конкурсов и обычных концертов, ученики играют на корпоративных мероприятиях, в домах престарелых, а также в начальных и средних школах, чтобы вдохновить молодых музыкантов».

8. Они любят то, что делают

Это относится к любому студенту любого клуба в любой точке мира. Если вы серьёзно относитесь к чему-то и вам нравится это делать, вложить в это время и усилия довольно легко, и подобное всегда будет того стоить.

Как упоминалось ранее, учебный год в Японии начинается в апреле, и школьники должны быть готовы к летней поре как морально, так и физически. В японских школах принято, что третьегодки уходят из школьных клубов в середине учебного года, так как им нужно сосредоточиться на учёбе и вступительных экзаменах в университет. Поэтому вполне естественно, что они могут захотеть поднажать, если они ещё не достигли ничего выдающегося в клубе за годы, предшествующие передаче эстафеты.

На учеников таких школ, как Татибана, которые всегда побеждают на соревнованиях, оказывается ничуть не меньшее давление, чтобы они оставались на вершине. Каждые 3 года группа меняется: совершенно новая группа учеников и новые сэмпаи во главе, но у всех по-прежнему один и тот же менталитет и трудовая этика. Им также необходимо добавлять новые песни, хореографию и идеи, поэтому можно только представить, какой это стресс, когда у вас много новых учеников, которых нужно обучить за короткий промежуток времени.

Ещё одна вещь, которую можно часто услышать, например, в том же аниме, — японцы действительно дорожат своими школьными годами и принимают свою молодость такой, какая она есть. Ещё до её окончания они с особым трепетом относятся к воспоминаниям, которые создали и ещё могут создать со своими друзьями, одноклассниками и членами клуба. Оглядываясь назад, они хотят быть уверенными, что старались изо всех сил и выкладывались на полную, чтобы уйти с гордостью за себя, своё поколение и тех, кто придёт после них.

Леонид Зверев
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту