XVI век в Японии ознаменовался кровопролитной гражданской войной, в которой приняли участие бесчисленное множество храбрых самураев. Однако среди них были и беспощадные чудовища, в руках которых порой оказывалось слишком много власти. Именно в этот период по стране начинает звучать имя Касина Кодзи — загадочного колдуна, который раз за разом оказывался рядом с мятежными полководцами и правителями-тиранами. Вероятно, истории о Кодзи — вымысел, но что же за ними стоит?
Распутин от мира феодальной Японии
По некоторым сведениям, Касин Кодзи (果心居士), которого также знают под прозвищем Сиппо Гёдзя (七宝行者) — «Паломник семи сокровищ», родился в провинции Этиго. В начале своего пути он был буддийским монахом, который жил в храме на горе Коя, однако в какой-то момент его выгнали оттуда за то, что он занимался не буддийскими магическими практиками.
Видимо, освоение тонкостей колдовства заняло у него порядочно времени, поскольку во всех историях Кодзи описывается как старик с длинной седой бородой. А осваивать было что! Кодзи прославился как мастер самых разных иллюзий и другой магии. Например, наиболее известная (и красивая) его иллюзия относится к тому времени, когда Кодзи посещал город Нара: как-то раз он бросал листья бамбука в пруд Сарусава и превращал их в рыбок.
Говорят, что Кодзи также мог пробуждать духи мёртвых, хотя, похоже, больший интерес у него вызывал дух хорошего саке. Увлечение алкоголем обходилось ему совсем не дёшево, если учитывать, что, по некоторым рассказам, как-то раз Кодзи осушил двенадцать бутылок за один вечер. Впрочем, Кодзи не бедствовал и всегда мог найти деньги, а однажды ему в этом даже помог Демон-повелитель Шестого Неба.
Урок для первого объединителя страны
Самый популярный рассказ о Касине Кодзи можно найти в сборнике необычных историй «Японская смесь», который составил известнейший японский фольклорист Лафкадио Хирн в 1901 году. История гласит, что в то время Кодзи зарабатывал на жизнь проповедями, которые он сопровождал демонстрацией свитков с изображениями буддийского ада. Эти выступления были настолько яркими, что даймё Ода Нобунага, также известный под прозвищем Демон-повелитель Шестого Неба, увидев одно из них, после утверждал, что во время речи монаха мог слышать крики грешников и течение рек крови, нарисованных на свитках. Решив, что эти свитки очень подходят его прозвищу, он заявил, что желает купить у Кодзи изображения, даже не спросив, хотел ли Кодзи их вообще продавать, что также было очень в духе Нобунаги.
Кодзи отказался, но слуга Нобунаги по фамилии Аракава решил не сидеть сложа руки: он незаметно прокрался к монаху, убил его и забрал рисунки. Однако, когда Аракава преподнёс их Нобунаге, свитки оказались пусты. Понимая, что его господин не простит такую оплошность, Аракава бросился на поиски загадочно пропавших изображений. Немного погодя он неожиданно для себя наткнулся на подозрительно живого Кодзи, который спокойно выпивал в таверне. Не веря своему везению, Аракава притащил колдуна к господину, и тогда Кодзи незамедлительно обвинил Аракаву в том, что тот просто-напросто забрал рисунки себе. За это Аракаву наказали, избив бамбуковыми палками.
В конце концов Кодзи признался, что злополучные рисунки всё-таки были при нём, и согласился продать их Нобунаге за сотню рё. После того, как Кодзи получил деньги, он неведомым образом проявил изображения ада на пустых свитках, однако даймё уже не слышал тех странных звуков, которые исходили от них раньше. Монах объяснил, что этого можно было ожидать, — раньше свитки были бесценными. Теперь же, когда Нобунага назначил за них цену, они превратились в самый обычный товар и потеряли магию.
Это мог быть красивый и поучительный конец истории, однако у неё есть и продолжение: позднее брат Аракавы выследил Кодзи, убил его и забрал все его деньги. Однако когда дома он открыл украденный кошель, вместо золота он обнаружил там лишь кучку экскрементов. Кодзи же в очередной раз с лёгкостью разобрался с собственной «смертью».
Касин Кодзи — народный герой?
В другой легенде о Касине Кодзи повествуется о том, как он выпивал с Акэти Мицухидэ — полководцем, который предал Оду Нобунагу и вынудил его совершить самоубийство. Изрядно употребив саке, Кодзи призвал корабль с рисунка на ширме, стоявшей в покоях самурая-предателя, и затопил его дом потоками воды, которые также полились из ширмы. Сам Кодзи же просто взошёл на корабль и уплыл на нём.
Кроме того, чародей, по-видимому, также перешёл дорогу Тоётоми Хидэёси — преемнику Нобунаги в деле объединения Японии, поведав ему о его прошлых деяниях, которые Хидэёси держал в тайне. Монах якобы призвал дух девушки, которую Хидэёси когда-то изнасиловал и убил. За это Кодзи приговорили к казни через распятие, но ему удалось сбежать, превратившись в мышь, которую унёс орёл в своём клюве.
Но не только для Хидэёси колдун пробуждал духов умерших. Однажды он сделал это, чтобы напугать даймё по имени Мацунага Хисахидэ. Говорят, что Хисахидэ бросил вызов Кодзи, сказав, что на своём веку повидал столько ужасных вещей на полях сражений, что больше его ничем не испугать. Колдун же не растерялся и призвал призрак жены Хисахидэ, которая умерла много лет назад. Хисахидэ пришёл в ужас, а Кодзи выиграл пари.
Мацунага Хисахидэ был отнюдь не робкого десятка: и по сей день он считается одним из «трёх великих злодеев эпохи Сэнгоку». Нобунага не входит в их число, но по его прозвищу можно понять, что он так же не был народным любимцем. То же относится и к Мицухидэ с Хидэёси. Если учитывать это обстоятельство, получается, что каждый исторический персонаж, с которым якобы встречался Кодзи, считался среди людей жестоким тираном, предателем или каким-то другим злодеем. Можно предположить, что с помощью образа этого колдуна люди из простого сословия придумывали сатирические истории о том, как людей во власти унижали и обманывали, тем самым давая выход своему недовольству.
Если верить Касивадзаки Эи — учёному, жившему в XVIII веке, — в июле 1612 года у сёгуна Токугавы Иэясу получил аудиенцию человек, назвавшийся именем Инсин Кодзи (因心居士). Его фамилия отличалась от фамилии Касина Кодзи лишь на один иероглиф. Интересно также, что если совместить два этих отличающихся иероглифа, то получится слово 因果 инга «карма». Из разговора Кодзи и Иэясу известна лишь одна деталь: Кодзи сообщил, что ему было восемьдесят восемь лет. Был ли этот человек тем самым колдуном — загадка истории.











