Здесь исповедуют учение буддийской школы сингон, и многие воспринимают этот город как место, куда можно сбежать от реальности. Атмосфера мира и спокойствия окружает Коясан, так как местное население, состоящее из монахов и их семей, ведёт тихую размеренную жизнь.
Где встречаются буддизм и синтоизм
Переняв эзотерический буддизм из Китая, монах по имени Кобо Дайси (также известный как Кукай) основал Коясан как место для практики его буддийской школы сингон в 816 году. Увидев, как горы, окружающие будущий город, образуют форму лотоса (один из главных символов буддизма), он решил основать Коясан здесь.
Чтобы узнать о местных преданиях, поездку в Коясан следует начать с храма Ниуцухимэ в городе Кацураги. Этот синтоистский храм, расположенный на окраине поселения, является местом, где японские боги благословили Кобо Дайси привезти школу сингон из Китая.
Ниуцухимэ – символ слияния культур, где за мостом в форме полумесяца и величественными красными воротами сосуществуют вместе японские боги природы и Будда. После завершения 100 дней обучения монахи приходят поблагодарить богов-хранителей Коясана, которые обитают в этом храме. Этот обряд означает, что монахи превзошли роль человека и стали священниками, в которых теперь пребывает сила богов.
Храм Дзисон-ин, женское святилище
На окраине города находится буддийский храм Дзисон-ин, «официальная» отправная точка для тех, кто решает подняться в Коясан. Храм сильно отличается от других: всё его пространство заполнено символическими изображениями… женской груди.
И хотя эти изображения привлекли большое внимание к себе, историческое значение храма гораздо важнее. Женщинам было запрещено въезжать в Коясан вплоть до 1872 года, а поскольку Дзисон-ин находится в Кудояме – небольшом городке у подножия горы, этот храм был ближайшим местом к Коясану, где женщинам разрешалось оставаться.
С тех пор, как женщины смогли свободно посещать поселение, храм стал местом, где возносятся молитвы о женском здоровье и фертильности. Однако не стоит с насмешкой таращиться на изображения женской груди в этом храме – они являются данью уважения «божественной» силе женщин как дарительниц жизни. Мать Кобо Дайси однажды назвала Дзисон-ин своим домом, так как он был ближайшим к её сыну храмом. И сейчас ей поклоняются здесь как святой покровительнице.
Окуно-ин, крупнейшее кладбище Японии
Наконец войдя в Коясан, вы услышите мрачную тишину. Эта тяжёлая тишина больше всего «бьёт по ушам» в Окуно-ин, сети более чем из 200 тысяч надгробий в дремучем лесу. Говорят, что это самое большое кладбище во всём мире!
Здесь ряды за рядами надгробия выстроились по каменной дороге среди кедровых деревьев. Это могилы последователей Кобо Дайси, которые были настолько восторжены его учением, что решили быть рядом с ним и в своих загробных жизнях. Только густой мох «посягает» на гробницы, медленно укрывая их одеялом уходящего времени.
В конце дороги находится мавзолей Кобо Дайси, где он сидит в вечной медитации. Практикующие сингон считают, что мудрец не мёртв, а перешёл в глубокое состояние спокойствия, и даже по сей день сюда в качестве ежедневного ритуала, называемого сёдзингу, в 6:00 и 10:30 приносят пищу преподобному монаху.
Ночью кладбище превращается в жуткое царство тьмы. К счастью, некоторые добрые монахи осветят вам путь во время ночного тура по Окуно-ин. Здесь есть даже англоговорящие монахи, которые проведут вас по окрестностям, поделятся буддийскими знаниями и расскажут страшные истории.
Буддизм как искусство
Несмотря на то, что Окуно-ин – самая известная достопримечательность Коясана, Дандзё Гаран является центром поселения. Комплекс представляет из себя большую группу храмов, каждый из которых демонстрирует великолепную деревянную архитектуру. Однако внутри величественной пагоды Компон-дайто есть нечто, что превращает образы сингон в настоящее искусство.
Огромный золотой Будда, сидящий в центре и окружённый колоннами и четырьмя так же богато расписанными буддами. Колонны и статуи от пола до потолка формируют трёхмерную мандалу, украшенную красочными изображениями божеств. Неважно, приверженец вы школы сингон или нет: совершенство этого шедевра изобразительного искусства поразит любого.
В музее Рэйхокан хранятся самые впечатляющие скульптуры и картины. Над посетителями возвышаются многовековые ткани с мандалами и грозные статуи божеств. Их огромные размеры так поражают, что трудно поверить, как превосходно они сохранились.
Куда бы вы ни взглянули, будучи в Коясане, вы увидите произведения безупречного мастерства. Это традиционная Япония в своём лучшем виде: вырезанный из дерева во всех деталях дракон, украшающий храм Конгобудзи снаружи, расписанные вручную раздвижные двери и большой сад камней.
Ночлег в храме
Половина притягательности посещения Коясана – это ночлег в храме. Остаться на ночь в одном из сюкубо (宿坊, гостиничный комплекс на территории буддийского храма) и прочитать утренние мантры – всё равно что стать почётным гостем на священной церемонии. В Коясане около 50 сюкубо, и большинство из них открыто и для иностранных туристов. Храмы Фудо-ин и Рэнгэдзё-ин предлагают своим гостям монашеские обеды буддийской вегетарианской кухни, которые называются сёдзин рёри (精進料理, «блюда, улучшающие суждение»). Блюда меняются в зависимости от сезона, но обычно включают в себя местные овощи и гома-дофу (胡麻豆腐) – сливочный тофу с кунжутом, хорошо известный в префектуре Вакаяма.
Сад Рэнгэдзё-ин украшен санскритскими буквами, высыпанными из камней. В этом саду главный священник храма читает лекции гостям даже на английском языке. В храме Фудо-ин среди старинных деревянных коридоров расположена библиотека философских текстов.
В некоторых храмах можно испытать медитацию адзикан (阿字観, основная медитация школы сингон) или попробовать изготовить благовоние. В сингон благовония используются для очищения тела, разума и одежды. Вы можете создать свой собственный запах, смешивая разные ароматы. Через медитацию адзикан можно научиться соединяться с целой Вселенной. Закрыв глаза и сосредоточившись на пении монахов, можно ощутить, что находишься не внутри японского храма, а где-то в далёком космосе.
«По сравнению с нашей гигантской Вселенной моё существование мало и ничтожно, – говорит главный священник храма Рэнгэдзё-ин Соэда Рюсё. – Но каким бы маленьким вы ни были, вы не одиноки. Вы разделяете часть космоса внутри себя и через дыхательные практики и медитации вы найдёте отклик Вселенной».
После посещения такого святого места трудно представить себе возвращение к «нормальной жизни». Быть окружённым горами Коясана достаточно для того, чтобы изменить свой взгляд на жизнь. Такое возвращение к природе учит тому, как неестественно современное общество, но несмотря на все отвлекающие моменты, мы можем отсеять всякую суету и остаться верными себе.
Источник: GaijinPot