Японский театр, особенно такие его формы, как но и кабуки, известен далеко за пределами Японии. Но мало кто знает, что у его истоков в том числе стояла загадочная группа кочевников, которых называли кугуцу. Эти люди скитались из города в город и из деревни в деревню и показывали увлекательные представления, изгоняли злых духов и занимались проституцией. Но откуда же они взялись?
Загадка происхождения кугуцу
Самые ранние упоминания кугуцу (которых также иногда называют словами кугуцуси или кайрайси, что сейчас просто означает «кукольник») датируются примерно VIII веком. Однако никто не может сказать в точности, откуда они появились. Японское государство стремилось к тому, чтобы его подданные оставались на одном месте для того, чтобы было проще проводить перепись населения и собирать налоги. Обязательная регистрация в храмах и святилищах и специальные разрешения на выезд из собственных деревень появились позже. Но и в те времена, когда впервые упоминаются кугуцу, мысль о том, что можно не оставаться на одном месте, а бродить по миру, считалась очень странной. Исключение составляли лишь монахи.
Поскольку кугуцу предпочитали ловить рыбу, охотиться и торговать, а не обрабатывать землю, некоторые предполагают, что изначально они были крестьянами, которые по каким-то причинам не хотели или не могли вести хозяйство. Более смелая версия говорит о том, что кугуцу могли быть цыганами, которые прибыли в Японию более тысячи лет назад.
Последняя теория якобы подтверждается в том числе и описанием грима, похожего на цыганский, который наносили на себя кугуцу. Так пишет о нём придворный поэт и учёный Оэ-но Масафуса (1041—1111 гг.): «Женщины рисуют на лице узкие изогнутые брови и используют пудру, чтобы изобразить капли слёз на щеках».
Более реалистичная теория говорит о том, что кугуцу могли быть переселенцами из Китая или Кореи, поскольку они больше всего известны своими кукольными представлениями, а слово «кукла» раньше в корейском языке звучало как кукту.
Кугуцу — создатели всех форм японского театра?
Оэ-но Масафуса также писал, что кугуцу «заставляли деревянные куклы прыгать и скакать, а также устраивали борьбу кукол, сделанных из персикового дерева». До этого они ассоциировались в основном с проституцией, но со временем кукольные представления вышли на первый план. Это привело к тому, что в наши дни слово кугуцу в японском языке означает просто «марионетка».
К XVI веку представления кугуцу стали более сложными и начали сопровождаться музыкой, эволюционировав в новую форму — эбису-маваси, или «танец Эбису». Именно эта форма сильно повлияла на дальнейшее становления театра марионеток бунраку.
Но даже те из кугуцу, кто не занимался кукольными представлениями, оставили свой след в японском театре. Масафуса писал, что кугуцу «крутили мечи в обеих руках, могли жонглировать семью мячами, превращали песок и мелкие камешки в золотые монеты, а траву и веточки — в птиц и животных».
Это описание соответствует описанию сангаку — различных исполнительских искусств, куда входят жонглирование, фокусы и акробатические номера, которые пришли в Японию из Китая примерно в VIII веке. Завоевав популярность среди знатных особ и при дворе, сангаку примерно в XI веке переросли в саругаку — форму комедийных танцевальных представлений. Известно, что в то время кугуцу были настолько популярны, что однажды девушек из этой группы даже пригласили обучить песням императора Го-Сиракаву (1127—1192 гг.).
Саругаку же, в свою очередь, — это предшественник современных японских театров, таких как но и кёгэн. Театр кабуки имеет отдельную историю, но поскольку она тесно связана с проституцией, возможно, кугуцу приложили руку и к его появлению.
Религиозная функция кугуцу
Одно из старейших упоминаний кугуцу относится к годам восстания народа хаято против императорской власти, которое случилось в 720 году. Как утверждается, оно было остановлено в том числе благодаря отвлекающему манёвру — представлению марионеток, которое устроили кугуцу. Эти события произошли на Кюсю — самом близком к материку крупном острове японского архипелага, и это обстоятельство косвенно подтверждает, что кугуцу на самом деле могли быть корейцами, китайцами или цыганами.
Военная кампания против мятежников была успешно завершена, но в тот же момент появилась проблема неупокоенных душ воинов хаято, которые, вполне возможно, могли отомстить. Чтобы предотвратить это, кугуцу было поручено проводить ритуалы, которые должны были успокоить злых духов. В этих ритуалах важную роль играли специальные освящённые куклы. Молитвы о душах хаято до сих пор возносят в некоторых храмах острова Кюсю.
Данный эпизод хорошо согласуется с более поздними рассказами об этих путешественниках. Известно, что женщины из кугуцу проводили обряды очищения и изгнания злых духов. Это роднит кугуцу с асоби — другой профессиональной группой, куда входили женщины, занимавшиеся проституцией и пением. И те и другие изначально проводили религиозные ритуалы, от чего в итоге отступили, решив обеспечивать себя искусством и проституцией.
Источник: Kugutsu: Japan’s Mysterious Travelers, Puppeteers and Prostitutes











