Кадзама Сатико — современная художница, которая изображает дистопичные миры с помощью гравюр на дереве. Это искусство было популярно в Японии ещё в период Эдо (1603—1868 гг.). В своих работах Кадзама поднимает темы несовершенства современного общества, тоталитаризма, насилия, борьбы и войны.
Кадзама Сатико (風間 サチコ) родилась в 1972 году в Токио и проживает там до сих пор. После того, как она окончила Университет искусств Мусасино в 1996 году, её работы начали получать признание, и теперь их можно увидеть во множестве галерей как в самой Японии, так и за её пределами. Её стиль напоминает слияние ретрфутуризма и гэкиги. Гэкига (буквально «драматические изображения») — реалистичный стиль манги и аниме 1960-х годов, которые были ориентированы на взрослую аудиторию. Как утверждает Кадзама, максимально используя главную особенность гравюры на дереве — эффект, создаваемый чёрным цветом и вырезанными линиями, — она добивается преувеличения, характерного для романтизма. Сам выбор такой необычной для современного мира техники также призван производить впечатление на зрителя.
В гравюрах Кадзамы можно увидеть множество разных мотивов: часто художница уделяет внимание социально-политическим темам, а также смешивает прошлое, настоящее и будущее воедино. Довольно показательна в этом плане работа «Перекрёсток нелюдей», где запечатлён знаменитый Сибуйский диагональный пешеходный переход. Благодаря интернету наблюдение за окружающим миром и жизнью других людей стало доступным как никогда прежде и обрело колоссальные масштабы. Это беспокоит художницу и наталкивает её на мысли о государственной слежке в военной и предвоенной Японии. На этой гравюре «проклятие миллионов глаз», сосредоточенное в этом перекрёстке, считающимся «самым просматриваемым местом в Японии», вызывает тимиморё — демонов гор, лесов и рек.
На картине «Первая мировая ослепляющая война» разворачивается батальная сцена, в которой современное общество, контролирующее такие блага, как свет и огонь, сцепилось в схватке с тёмным и холодным миром иррационального, где обитают неведомые чудовища. В правом верхнем углу находится известный персонаж рассказов периода Эдо — ниндзя-колдун Дзирайя и его приспешница жаба, атакующая иллюзиями офисных работников и учеников младших классов — будущих офисных работников. С помощью прожекторов на крыше младшеклассники изо всех сил пытаются противостоять искушению темноты. Как признаётся художница, она отразила здесь свои собственные переживания, которые были у неё в школе. Тогда она постоянно предавалась мечтаниям о свободной жизни и никак не могла принять типичный образ жизни члена японского общества, придерживаться которого от неё требовали окружающие. По её словам, отголосок того противоречия живёт в ней до сих пор.

Нередко Кадзама обращается к тематике Второй мировой войны. На картине «Воздушный воин Великой Японии 2670» изображены девушки, которые отчаянно обороняют токийский район Роппонги (именно там находился генеральный штаб вооружённых сил), действуя в рамках Закона о гражданской противовоздушной обороне. По этому закону гражданские должны были самостоятельно защищать свои дома и города от бомбёжек, что, конечно, едва ли было возможно осуществить. Однако в фантазии художницы на помощь защитницам города приходит исполинский самурай. Впрочем, может быть, это метафора их духа?
Картина «Дуэль! Иводзима (Пришествие пятиборца)» — это портрет барона Ниси Такэити, золотого медалиста Олимпийских игр 1932 года в личном первенстве по конкуру (вид конного спорта). Во время войны он был офицером японской императорской армии и погиб в битве за Иводзиму в 1945 году, будучи командиром танкового полка. Ниси изображён здесь в двух ипостасях. Барон на заднем плане, оседлав своего верного скакуна по кличке Уран, вступил в схватку с американским танком. На первом же плане изображён не сам Ниси, а его дух, вселившийся в сложные доспехи, которые напоминают спортивное снаряжение для пятиборья, а лошадь под ними выглядит как японский танк «Чи-ха». Это разделение символизирует технический прогресс в военном деле.
Самая известная и самая большая (2,42 на 6,41 метров) работа художницы на данный момент — «Дислимпиада 2680». Кадзама создала её в 2018 году, изобразив открытие Олимпийских игр 2020 года (2680 год по традиционному японскому календарю соответствует 2020 году по календарю современному).
Первая Олимпиада в Японии должна была состояться в 1940 году, но после начала японо-китайской войны в 1937 году она была отменена. Милитаристская Япония видела в Олимпийских играх инструмент пропаганды: соревнования были призваны показать мощь и превосходство японских атлетов. Тем сильнее должен был быть эффект, поскольку предполагалось, что игры пройдут в 2600-летнюю годовщину легендарного основания японского государства. Из-за подобных параллелей между современностью и фашистским прошлым Японии некоторые работы Кадзамы изначально даже отказывались выставлять, но частная Галерея Маруки, продвигающая левую повестку, дала идеям Кадзамы зелёный свет, благодаря чему и появилась «Дислимпиада 2680».
Все творения Кадзамы так или иначе связаны с ненавистью и ожесточённой борьбой. Вот как объясняет философию своих работ сама художница:
«Я ценю шок и ненависть, возникающие у меня, когда я узнаю исторические факты. По мере того, как я всё больше собираю информацию из старых книг, вдыхаю атмосферу места и времени, я наталкиваюсь на цепь непреодолимой кармы и желаний, лежащую в основе поступков людей. От глупости ошибок, которые повторяются раз за разом, у меня возникает ощущение, что, если всё настолько плохо, остаётся лишь смеяться. Даже в мире театра Но, который недавно стал предметом моего интереса, в основе совершенной красоты лежит злоба, сожаление и подобные негативные чувства, и именно поэтому это искусство находит отклик в сердце современного человека. Здесь кроется подсказка к тому, как ненависть превращается в красоту».
А вот, что Кадзама говорит о цели своего творчества:
«Я чувствую, что сегодняшняя эпоха — это дистопия. Гневные комментарии под новостями в интернете — настоящий ад, а идей нетерпимости, по которым слабым просто нет места в мире, становится больше, и они обретают популярность. С одной стороны, мои работы берут своё начало в реакции на такое общество, но во мне также сильно желание не отказываться от личного эгоистичного стремления художника выразить красоту. Именно поэтому я и выбрала гравюру на дереве — произведения этой формы легко оставить потомкам. Через 100 лет, даже если человечество продолжит существовать, вероятно, наступят времена, когда ИИ встанет у руля, а человеческие мысли и эмоции не будут работать. Но я хочу довести дело до конца и сделать так, чтобы люди, увидев мои вызывающие работы, подумали: “Это выглядит зловеще, так что, если я это выброшу, меня настигнет проклятье”. Довольно амбициозно, правда?»
Источники:
KAZAMA SACHIKO: ETCHER OF STYGIAN WORLDS
受賞者インタビュー TCAA 2019-2021 風間サチコ
風間サチコ (здесь можно посмотреть больше работ автора, а также описания к ним)