Кадзама Сатико: гравёр стигийских миров

Кадзама Сатико — современная художница, которая изображает дистопичные миры с помощью гравюр на дереве. Это искусство было популярно в Японии ещё в период Эдо (1603—1868 гг.). В своих работах Кадзама поднимает темы несовершенства современного общества, тоталитаризма, насилия, борьбы и войны. 

 

Кадзама Сатико (風間 サチコ) родилась в 1972 году в Токио и проживает там до сих пор. После того, как она окончила Университет искусств Мусасино в 1996 году, её работы начали получать признание, и теперь их можно увидеть во множестве галерей как в самой Японии, так и за её пределами. Её стиль напоминает слияние ретрфутуризма и гэкиги. Гэкига (буквально «драматические изображения») — реалистичный стиль манги и аниме 1960-х годов, которые были ориентированы на взрослую аудиторию. Как утверждает Кадзама, максимально используя главную особенность гравюры на дереве — эффект, создаваемый чёрным цветом и вырезанными линиями, — она добивается преувеличения, характерного для романтизма. Сам выбор такой необычной для современного мира техники также призван производить впечатление на зрителя. 

Кадзама Сатико за работой

В гравюрах Кадзамы можно увидеть множество разных мотивов: часто художница уделяет внимание социально-политическим темам, а также смешивает прошлое, настоящее и будущее воедино. Довольно показательна в этом плане работа «Перекрёсток нелюдей», где запечатлён знаменитый Сибуйский диагональный пешеходный переход. Благодаря интернету наблюдение за окружающим миром и жизнью других людей стало доступным как никогда прежде и обрело колоссальные масштабы. Это беспокоит художницу и наталкивает её на мысли о государственной слежке в военной и предвоенной Японии. На этой гравюре «проклятие миллионов глаз», сосредоточенное в этом перекрёстке, считающимся «самым просматриваемым местом в Японии», вызывает тимиморё — демонов гор, лесов и рек.

«Перекрёсток нелюдей», 2013 год

На картине «Первая мировая ослепляющая война» разворачивается батальная сцена, в которой современное общество, контролирующее такие блага, как свет и огонь, сцепилось в схватке с тёмным и холодным миром иррационального, где обитают неведомые чудовища. В правом верхнем углу находится известный персонаж рассказов периода Эдо — ниндзя-колдун Дзирайя и его приспешница жаба, атакующая иллюзиями офисных работников и учеников младших классов — будущих офисных работников. С помощью прожекторов на крыше младшеклассники изо всех сил пытаются противостоять искушению темноты. Как признаётся художница, она отразила здесь свои собственные переживания, которые были у неё в школе. Тогда она постоянно предавалась мечтаниям о свободной жизни и никак не могла принять типичный образ жизни члена японского общества, придерживаться которого от неё требовали окружающие. По её словам, отголосок того противоречия живёт в ней до сих пор.

«Первая мировая ослепляющая война», 2017 год. Название отсылает к «ослепляющему камуфляжу» — маскировочной окраске военных кораблей, разработанной в годы Первой мировой войны. Узор из тёмных и светлых полос создавал оптическую иллюзию, благодаря которой было тяжело определить расстояние до корабля, его скорость и курс.

Нередко Кадзама обращается к тематике Второй мировой войны. На картине «Воздушный воин Великой Японии 2670» изображены девушки, которые отчаянно обороняют токийский район Роппонги (именно там находился генеральный штаб вооружённых сил), действуя в рамках Закона о гражданской противовоздушной обороне. По этому закону гражданские должны были самостоятельно защищать свои дома и города от бомбёжек, что, конечно, едва ли было возможно осуществить. Однако в фантазии художницы на помощь защитницам города приходит исполинский самурай. Впрочем, может быть, это метафора их духа? 

«Воздушный воин Великой Японии 2670», 2009 год

Картина «Дуэль! Иводзима (Пришествие пятиборца)» — это портрет барона Ниси Такэити, золотого медалиста Олимпийских игр 1932 года в личном первенстве по конкуру (вид конного спорта). Во время  войны он был офицером японской императорской армии и погиб в битве за Иводзиму в 1945 году, будучи командиром танкового полка. Ниси изображён здесь в двух ипостасях. Барон на заднем плане, оседлав своего верного скакуна по кличке Уран, вступил в схватку с американским танком. На первом же плане изображён не сам Ниси, а его дух, вселившийся в сложные доспехи, которые напоминают спортивное снаряжение для пятиборья, а лошадь под ними выглядит как японский танк «Чи-ха». Это разделение символизирует технический прогресс в военном деле. 

«Дуэль! Иводзима (Пришествие пятиборца)», 2017 год. Вероятно, вернувшись на землю в виде духа, Ниси Такэити до сих пор ждёт достойного противника, чтобы сразиться с ним на Иводзиме…

Самая известная и самая большая (2,42 на 6,41 метров) работа художницы на данный момент — «Дислимпиада 2680». Кадзама создала её в 2018 году, изобразив открытие Олимпийских игр 2020 года (2680 год по традиционному японскому календарю соответствует 2020 году по календарю современному).

«Дислимпиада 2680», 2018 год

Первая Олимпиада в Японии должна была состояться в 1940 году, но после начала японо-китайской войны в 1937 году она была отменена. Милитаристская Япония видела в Олимпийских играх инструмент пропаганды: соревнования были призваны показать мощь и превосходство японских атлетов. Тем сильнее должен был быть эффект, поскольку предполагалось, что игры пройдут в 2600-летнюю годовщину легендарного основания японского государства. Из-за подобных параллелей между современностью и фашистским прошлым Японии некоторые работы Кадзамы изначально даже отказывались выставлять, но частная Галерея Маруки, продвигающая левую повестку, дала идеям Кадзамы зелёный свет, благодаря чему и появилась «Дислимпиада 2680».

В левой части работы можно увидеть строящийся стадион, а также команду класса А, марширующую наперевес с лопатами. Эти юноши — лучшие люди государства, а их задача — отстраивать страну.
В центра расположена конструкция, напоминающая Вавилонскую башню, на вершине которой находится дерево — символ евгеники, а также японский флаг. На ярусах башни собрались девушки — команда класса B. Они занимаются гимнастикой, чтобы укрепить своё здоровье для будущего материнства. Гвоздь программы — человеческий снаряд с лучшими генами нации, выпущенный из пушки в солнце-яйцеклетку.
В правой части прямо среди цемента находятся люди класса С, те, кого признали ущербными. По мнению государства они не годятся ни для чего другого, кроме как отдать свои жизни, чтобы стать частью фундамента.

Все творения Кадзамы так или иначе связаны с ненавистью и ожесточённой борьбой. Вот как объясняет философию своих работ сама художница:

«Я ценю шок и ненависть, возникающие у меня, когда я узнаю исторические факты. По мере того, как я всё больше собираю информацию из старых книг, вдыхаю атмосферу места и времени, я наталкиваюсь на цепь непреодолимой кармы и желаний, лежащую в основе поступков людей. От глупости ошибок, которые повторяются раз за разом, у меня возникает ощущение, что, если всё настолько плохо, остаётся лишь смеяться. Даже в мире театра Но, который недавно стал предметом моего интереса, в основе совершенной красоты лежит злоба, сожаление и подобные негативные чувства, и именно поэтому это искусство находит отклик в сердце современного человека. Здесь кроется подсказка к тому, как ненависть превращается в красоту».

А вот, что Кадзама говорит о цели своего творчества:

«Я чувствую, что сегодняшняя эпоха — это дистопия. Гневные комментарии под новостями в интернете — настоящий ад, а идей нетерпимости, по которым слабым просто нет места в мире, становится больше, и они обретают популярность. С одной стороны, мои работы берут своё начало в реакции на такое общество, но во мне также сильно желание не отказываться от личного эгоистичного стремления художника выразить красоту. Именно поэтому я и выбрала гравюру на дереве — произведения этой формы легко оставить потомкам. Через 100 лет, даже если человечество продолжит существовать, вероятно, наступят  времена, когда ИИ встанет у руля, а человеческие мысли и эмоции не будут работать. Но я хочу довести дело до конца и сделать так, чтобы люди, увидев мои вызывающие работы, подумали: “Это выглядит зловеще, так что, если я это выброшу, меня настигнет проклятье”. Довольно амбициозно, правда?»

 

Источники: 

KAZAMA SACHIKO: ETCHER OF STYGIAN WORLDS

受賞者インタビュー TCAA 2019-2021 風間サチコ

風間サチコ (здесь можно посмотреть больше работ автора, а также описания к ним)

Sachiko Kazama

Егор Задорожный
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту