«Зомби 100»: зомби-апокалипсис как освобождение

Доводилось ли вам чувствовать, что в жизни всё идёт как-то не так? Преодолеть такую ситуацию зачастую очень тяжело, но героям манги, которую мы рассмотрим в этой статье, повезло — начался зомби-апокалипсис! Команда бывших офисных работников отправляется в путешествие по всей Японии, чтобы наконец-то осуществить свои мечты, так что давайте разделим это приключение вместе с ними! Встречайте наш обзор манги Асо Харо «Зомбиапокалипсис и список из 100 дел, что я выполню перед смертью»! 

Поскольку любое произведение начинается с творца, скажем пару слов об авторе и о художнике этой манги. Асо Харо, уроженец Осаки, дебютировал как мангака в 2005 году и с тех пор создал около десятка работ. Самыми популярными из них оказались «Алиса в Пограничье», история, повествующая о школьнике, который попал в другой мир и оказался втянут в жестокую игру не на жизнь, а на смерть, а также «Зомбиапокалипсис и список из 100 дел, что я выполню перед смертью» (ゾンビになるまでにしたい100のこと зомби-ни нару мадэ-ни ситай хяку-но кото). Обычно это длинное название сокращают просто до «Зомби 100», но в русскоязычном сегменте интернета встречается также вариант «Предсмертный список зомби». Над «Алисой в Пограничье» Асо Харо работал один, но в «Зомби 100» рисунок на себя взял Таката Котаро, трудившийся до этого над такими работами, как I Am Sherlock и «Аллилуйя овердрайв!», которые, впрочем, не снискали особой популярности. Тем не менее, его отнюдь нельзя назвать неопытным, поскольку помимо манги он работает ещё и над другими проектами, а наша сегодняшняя манга получила от него более чем достойный рисунок, который становится лучше и лучше с каждым томом.

Асо Харо (в центре). Справа от него — исполнитель главной роли в сериализации «Алисы в Пограничье» Ямадзаки Кэнто, а слева — режиссёр Сато Синсукэ
Таката Котаро

Переходя непосредственно к «Зомби 100», хочется начать с того, что большинство историй про зомби-апокалипсис являются «манифестацией эскапизма». В современном мире часто люди из самых разных стран чувствуют неудовлетворённость жизнью. Финансовые проблемы, постоянное давление на работе, изматывающая погоня за одобрением общества, и в конце концов утрата мечты и смысла жизни — всё это заставляет нас тянуться к тому миру, где всего этого нет, пусть он и является всего лишь фантазией. В Японии, где корпоративная культура особенно сурова, а проблема смертей из-за переработки до сих пор очень актуальна, желание сбежать в этот лучший мир проявляется весьма сильно. Неспроста одним из самых популярных жанров аниме и манги является исэкай, в котором главный герой попадает в некий другой мир. Тот мир может быть несправедлив и суров, но главное — в нём герой может проявить себя и отправиться в приключение, в которое он не смог бы отправиться в нашем мире. В определённом смысле зомби-апокалипсис (да и любой другой апокалипсис) — это тоже исэкай.

Главный герой «Зомби 100» Тэндо Акира — молодой парень из Токио, который сразу после выпуска из университета попал на работу в компанию с невероятно плохими условиями. За три года неоплачиваемых переработок, бесконечных криков начальника и бессмысленной бумажной работы Акира стал больше похож на бездумного зомби, чем на человека. Его квартира напоминает притон, а не жилище нормального члена общества, день и ночь путаются у него в голове, а сам он в общем-то не видит в своём существовании никакого смысла. И вдруг, проснувшись однажды утром, он обнаруживает себя в центре зомби-апокалипсиса. Сперва Акира переживает, что опоздает на работу и ему сделают выговор, но уже через несколько минут он оценивает ситуацию и понимает, что на работу больше ходить вовсе не нужно! Его неистовый крик «Ура!» привлёк, вероятно, целую толпу живых мертвецов, но Акиру это не беспокоило, потому что впервые за долгое время он был счастлив.

Легендарный крик Акиры

Скоро Акира приходит к мысли, что необходимо составить список дел, которые он хотел бы выполнить. В процессе к нему присоединяются другие герои, которые также дополняют список: клерк и университетский друг Акиры, который всегда хотел стать комиком, Рюдзаки Кэнъитиро; сотрудница торговой компании, в детстве мечтавшая стать врачом, Микадзуки Сидзука; а также туристка из Германии Беатрикс Амерхаузер. Через некоторое время герои находят (хотя можно было бы сказать и по-другому 🙂) трейлер и отправляются в нём в путешествие по всей Японии (о некоторых префектурах которой мы рассказывали здесь и здесь), чтобы осуществить свои мечты. Примечательно, что никто из них не печалится о судьбе Японии, потому что для них самое главное, что теперь они получили то, чего были лишены долгие годы, а может быть и всю жизнь, — свободу. Герои-японцы безумно рады выбраться из того корпоративного ада, в котором были всё это время, и лишь немка Беатрикс в начале немного сожалеет о том, что не сможет увидеть Японию, о которой она мечтала, в её изначальном виде.

Сверху вниз, слева направо: Акира, Сидзука, Кэнъитиро (или чаще просто Кэнтё), Беатрикс (Беа)

В тетрадь наших героев попали самые разные желания. В списке есть и такие простые пункты, как «убраться в комнате», «постримить» и «сделать лапшу собу». Однако наравне с этим там также есть желания, которые осуществить будет намного сложнее. Как на счёт «открыть свой бар»? Или «увидеть динозавров в действии»? Ну и, наконец, совсем сложное «найти своё счастье»? Некоторые желания, такие как «дойти до самого севера Японии», «посмотреть, что происходит на горе Фудзи», а также непосредственно «путешествовать по Японии», подтолкнули наших героев выбраться из столицы и пуститься в путешествие по всей стране. И это приключение получится захватывающим на все сто процентов.

Акира и Кэнтё устраивают пикник на крыше
Команда Акиры закаляется под водопадом
Герои открывают собственный бар
А вот и весь список дел

По большому счёту, истории про зомби делятся на два типа. Первый очень реалистичные драматические сюжеты, где персонажи регулярно умирают, а читатель или зритель вынужден находиться в постоянном напряжении. К этому типу относится, например, американский сериал по одноимённной серии комиксов «Ходячие мертвецы», корейский фильм «Поезд в Пусан» и манга, о которой мы рассказывали ранее,  «Мертвецы из Эдо». Второй тип представляет из себя комедии, доходящие порой до абсурда: британский фильм «Зомби по имени Шон», американский «Добро пожаловать в Zомбилэнд» и, как вы уже могли догадаться, наша сегодняшняя манга. Однако можно заметить несколько моментов, которые выделяют «Зомби 100» среди других зомби-комедий.

Прежде всего таким моментом является почти полное отсутствие чёрного юмора, связанного с зомби: большая часть шуток здесь  строится на персонажах и их взаимодействии. Зомби же отодвигаются на второй план не только в юморе, но и в сюжете. Доходит до того, что в некоторых главах зомби не появляются вовсе, что ещё раз доказывает, что для автора самое главное было создать «мир свободы», а зомби-апокалипсис это только инструмент для достижения этой цели.

Кэнтё имеет склонность (или лучше сказать талант) раздеваться в самых неожиданных моментах. Да, это может звучать глупо, но поверьте, это действительно смешно.

Что касается также характерного для жанра абсурда, то с ним тут всё более, чем в порядке: абсурдные ситуации здесь возникают регулярно. Они могут появляться как из-за действий персонажей (Кэнтё не даст соврать), так и просто потому, что сам мир «Зомби 100» несколько абсурден. Например, в этой манге герои спокойно могут поселиться в отеле, который управляется искусственным интеллектом и во главе которого стоит робот-дворецкий в виде человека с головой барана. Когда же Акира с компанией идут в океанариум, их там поджидает зомби-акула, которая съела работников океанариума, и теперь они, тоже ставшие зомби, пробили ногами её брюхо, тем самым наделив её возможностью ходить (а заодно создав отсылку на творчество Дзюндзи Ито). Эти вещи абсурд в чистом виде, но удивительным образом они не делают всю мангу абсурдной. Можно сказать, что их здесь ровно столько, чтобы мир манги продолжал казаться вполне  убедительным, но при этом история получила бы дополнительные баллы к увлекательности: ведь никогда не знаешь, чего ещё такого странного и необычного сможет придумать автор.

Однозначно лучший дворецкий

Другая, если не отличительная, то по крайней мере  примечательная черта «Зомби 100» заключается в том, что эта манга может заставить не только посмеяться, но и задуматься. Наши герои часто на своём пути встречают персонажей, которые ставят перед ними подчас очень сложные философские вопросы. Так, в одной из самых интересных и продолжительных на данный момент сюжетных арок «Родной город мертвецов» герои встречаются со своими двойниками: группой выживших, которые, как и команда Акиры, решили создать список дел, что они хотели бы осуществить. Только, в отличие от списка Акиры и его друзей, их список наполнен лишь злыми, эгоистичными и даже кровожадными желаниями. Противостояние между командами разворачивается нешуточное, поскольку на кону оказываются жизни многих людей (в том числе и родителей Акиры), но даже несмотря на это Акира заявляет, что не испытывает неприязни к своим противникам. Он понимает, что его соперники стали такими по вине мира, который был до зомби, и каждый из его друзей, и даже он сам, мог стать таким же. Не будем говорить, чем эта битва заканчивается.

Вот они, все как на подбор

Ситуация также часто располагает к философским размышлениям. Так, в самой необычной на данный момент главе под названием «Хицумабуси мертвецов» Акира, отделившись от группы, застревает в небольшом ларьке, вокруг которой собрались сотни, если не тысячи зомби. Единственное, что ему остается делать ждать, пока мертвецы не разойдутся, что вгоняет нашего героя в ужасную скуку. В этот момент он находит на полке книги по философии и начинает их читать, всё глубже погружаясь в рассуждения о скуке, веселье и в конечном счёте жизни. В какой-то момент среди зомби, что кишат вокруг его убежища, он начинает видеть… философов, книги которых он сейчас читает. Более того, они начинают говорить с ним! Внутренние рассуждения Акиры теперь обретают форму настоящего диалога и даже спора с зомби-философами. После того, как Акира всё-таки выбирается из этой заварушки, он начинает смотреть на жизнь совершенно по-новому.

Зомби-Хайдеггер (даже не спрашивайте)

Впрочем, не всё с этой мангой обстоит так гладко. В главе, о которой только что шла речь, ярко проявляется довольно неоднозначная особенность «Зомби 100», а именно сильная тяга автора к большим и подробным объяснениям самых разных вещей. Будьте уверены, если герои попадают в музей динозавров, к концу арки вы будете знать про динозавров всё: от классификации до особенностей поведения. Если Акира с компанией идут в казино готовьтесь к математическому (!) объяснению того, как в казино всё устроено. Страсть Асо Харо к подобным вещам начинает проявляться примерно с 4 тома (сейчас на русском языке в неофициальном переводе доступно 9 томов), и, судя по отзывам читателей, это приняли далеко не все. С другой стороны, если вы любите открывать для себя что-то новое и неожиданное, это наоборот окажется для вас плюсом. Одно можно сказать точно: такой элемент делает произведение ещё более разнообразным!

Как же раздражает, когда вдруг появляются какие-то зомби в твоей любимой манге про политэкономию

Для тех, кто не любит читать мангу, также есть хорошие новости: с 9 июля каждую неделю выходят серии аниме! На момент публикации этой статьи выпущено только две серии, но уже можно сказать, что адаптация удалась на славу. Оригинальные режиссёрские решения (чего только стоит новое видение того самого крика главного героя), работа с разными стилями изображения, отличное использование 3D-графики, позволяющее брать запоминающиеся ракурсы, замечательная музыка и — самое главное — идеально переданный дух оригинала однозначно делают это аниме претендентом на звание лучшего аниме лета. Для новой студии BUG FILMS «Зомби 100» — только первая работа, поэтому качество, которого им удалось добиться, вдвойне радует.

Личный фаворит автора статьи в номинации «самый зажигательный опенинг»
В августе также выходит лайв-экшн фильм по «Зомби 100». Не очень понятно, почему за что-то такое взялись именно сейчас, когда в центре внимания находится аниме, но так тому и быть…

Подводя итоги, «Зомби 100», конечно, нельзя назвать идеальным произведением (всё-таки история здесь иногда «скатывается» в клише сёнэн жанра, хотя сама манга относится к жанру сэйнэн), но то, что в ней сделано хорошо — сделано на высшем уровне. И прежде всего это — великое разнообразие ситуаций, в которых герои оказываются, а также колоритных персонажей, которые встречаются им на пути. Никогда нельзя предсказать, что сулит героям новая остановка, какие проблемы возникнут перед ними. Наблюдать же за решением этих проблем — одно удовольствие, поскольку, как мы уже выяснили, от героев часто требуется не только «физическое» решение, но и то, что лежит в плоскости духа. Радость же от того, как Акира и его друзья в конце концов находят решение, поверьте, дорогого стоит. И если говорить о желании ненадолго сбежать от реальности, то эта манга определённо может его удовлетворить.

Егор Задорожный
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту