Боди-хоррор и детализация: привлекательность эстетики
Даже простой ввод имени «Дзюндзи Ито» в поисковике Гугл выводит на экран множество скриншотов страниц манги, наполненных жуткими, абсурдными, выходящими за рамки привычного сценами. Рассматривая эти изображения, можно сказать только одно: у Ито есть чёткий стиль, и он ужасает.
Как и любая манга, работы Ито всегда исполнены в чёрно-белых тонах. Однако отсутствие цвета не портит впечатление: наоборот, мангака обращает себе в пользу, создавая жуткие образы. Человеческие персонажи в мире Ито всегда детально прорисованы, но бледны и безжизненны. Это помогает автору создать его фирменную атмосферу: ощущение чего-то нечеловеческого, отстранённого от реальности.
Кроме того, лица персонажей, как правило, имеют минимальное затенение, за исключением тех случаев, когда нужен драматический эффект. Однако некоторые детали, в частности, глаза, Ито всегда прорисовывает очень подробно. Это позволяет выделить эмоции и безумие персонажей.
Но не только глаза — всё в манге Ито имеет множество мелких штрихов, что является еще одной характерной чертой его художественного стиля. Именно такое использование текстуры делает большую часть ужаса Ито настолько тревожной — благодаря таким деталям, всё, что предстаёт перед читателем, можно прочувствовать и испытать. Яркое использование чёрного и белого помогает создать ощущение глубины, что ещё больше усиливает жуткий реализм его работы.
Помимо уникального художественного стиля, эстетика манги также зависит от её содержания. Именно для изображения отвратительных насекомоподобных существ, деформированных конечностей и ужасающих миров стиль Ито отлично подходит. В каждой манге присутствует смесь гуманоидных и негуманоидных монстров, и оба вида достаточно страшные.
В своих историях Дзюндзи Ито также часто применяет элементы боди-хоррора, поджанра ужасов, подразумевающего деформацию и искажение человеческого тела. Среди таких работ можно назвать «Спираль», или «Удзумаки»: в каждой главе можно увидеть искривлённые людские конечности, персонажей, медленно превращающихся в улиток, и спирали, которые просверливаются в лицах.
Также стоит упомянуть мангу «Загадка Амигарского ущелья» — одну из самых известных работ Ито-сэнсэя, в которой люди деформируются до такого состояния, что в них трудно найти что-нибудь человеческое.
Негуманоидные монстры встречаются реже, но они всё так же страшны. Одна из самых популярных историй Ито, «Рыба», прекрасно демонстрирует это. В этой манге рассказывают о морских обитателях, выбравшихся из глубин океана на сушу, чтобы вторгнуться в мир людей.
Их ноги напоминают конечности насекомых, и такой дизайн сочетает в себе две распространённые фобии: страх насекомых и глубокого моря. Гуманоидные монстры определённо чаще встречаются в работах Ито, но благодаря уникальным и креативным идеям для дизайна монстров негуманоидные существа вызывают такое же отвращение.
Безумие и неизбежная гибель: главные тематики Дзюндзи Ито
Манга Ито ужасает не только благодаря визуальной эстетике, но и темам, которые в ней поднимаются.
Как и во всех классических хоррорах, в историях Ито часто появляются монстры и элементы чего-то неестественного. Отдельно стоит отметить концептуальную привлекательность, присущую его манге.
Например, рыбные монстры из «Гио» страшны по двум причинам. Во-первых, их дизайн достаточно продуман и затрагивает несколько фобий. Во-вторых, эти существа внушают другой тип страха: столкновение с существами, с которыми человек обычно не встречается в повседневной жизни. В манге Ито морские чудища вдруг покидают океан и вторгаются в мир людей. Эта концепция широко изучена в работах Ито, часто у персонажей нет безопасного укрытия, поэтому они обречены постоянно сталкиваться с разными ужасами без какого-либо шанса спастись окончательно.
Это связано с общей темой манги, идеей «всего, что за пределами человеческого разума». Например, в его манге люди имеют тенденцию сходить с ума, будь то из-за сверхъестественной силы или из-за собственной паранойи. В этом смысле они выходят за рамки человеческой рациональности и превращаются во что-то более тёмное и уже не человеческое. Действительно, во многих историях главные герои являются разумными, спокойными людьми, но большинство из них в конечном итоге поддается безумию и зову сверхъестественного. В итоге обычные люди сами становятся частью бездны ужаса. Такой сюжетный ход отчётливо виден в таких работах как «Загадка Амигарского ущелья». Идея потери себя, а также собственной воли, страшна, и этот страх крепко связан с другими элементами хоррора Дзюндзи Ито.
Часто в манге за всем происходящим ужасом движущей силой оказываются разнообразные потусторонние силы. Также стоит отметить, что этих существ никак нельзя победить. Они находятся за пределами человеческого понимания и, следовательно, людского вмешательства. Это означает, что в историях Дзюндзи Ито постоянно пребывает чувство неизбежной гибели, что ещё сильнее подталкивает персонажей сойти с ума. Эти элементы особенно заметны в таких мангах как «Удзумаки» и «Истории о привидениях от Мими», где читатель не может не бояться за персонажей, у которых нет шанса избежать своей ужасной судьбы, вне зависимости от того, как они пытаются этому противостоять.
Человекоподобные монстры также достаточно пугающие. Взять хотя бы героиню одноимённой манги Томиэ: это девушка несравненной красоты, влюбляющая в себя мужчин. В итоге, они сходят с ума, и появляется желание убить её. Однако даже если её порежут на кусочки, из каждого из них появляется новая Томиэ.
Все эти разные взгляды на концепцию человека являются важной частью манги Ито и тем, что делает их такими уникальными. Сам мангака в интервью заявляет:
«…Для меня самым пугающим существом является человек. В человеке много аспектов — и физических, и психологических, — которые могут вызывать тревогу. И моя цель — использовать эти концепции, чтобы как можно больше напугать читателей».
Тематики работ Ито можно легко описать как странноватые. Хотя многие из его историй затрагивают весьма серьёзные темы, они также носят необычный, необъяснимый и иррациональный характер.
Однако в то же время такие ситуации всегда необычны, а главное, такое нечасто увидишь в других хоррор-произведениях. Нельзя сразу же предугадать конец истории, до самого конца держится интрига.
Детализированный стиль, разнообразие монстров, извращённый боди-хоррор, абсурдность происходящего и ощущение неизбежной гибели — благодаря этому он создаёт ужасающие истории, заставляя любителей пощекотать нервы возвращаться к ним снова и снова.
Источник: The Article