Из фольклора в аниме
Есть старая японская легенда о рыбаке Урасиме Таро: он спас черепаху, а та в благодарность отвела его в подводный дворец Рюгу-дзё. Черепаха оказалась непростой, она была дочерью водного повелителя – принцессой Отохимэ. Рыбак провёл во дворце несколько дней и потом, вернувшись на сушу, обнаружил, что прошло несколько сотен лет (в каких-то источниках пишут про 700, а в каких-то про 300 лет). Принцесса дала ему коробочку и просила не открывать её, однако Таро не послушал её. Из коробочки вырвался дым, который убил Таро. После этого он стал новым водным повелителем, но не мог покидать свои владения. Эта история считается одним их первых произведений о путешествии во времени.
В 1918 году эта легенда была адаптирована в аниме и стала одним из первых исэкай-аниме в Японии: ведь подводный дворец – это тот самый фантастический мир, а Урасима Таро – герой, с которым ассоциируют себя читатели.
Аниме 80-х и 90-х годов не было широко распространено за пределами Японии, хотя в то время снимали много исэкай-проектов: «Духовный герой Ватару», «Эль-Хазард», «Рыцари Рамунэ» и более известная «Таинственная игра». Одним из секретов успеха исэкай-аниме являлось то, что у него может быть совсем разная целевая аудитория. Тот же «Духовный герой Ватару» ориентирован на маленьких мальчиков, а «Таинственная игра» – на девочек постарше. В жанре нет особых ограничений: фантастические миры варьировались от древнего Китая или Японии до волшебных царств с драконами или будущего с киборгами.
Сюжеты такого аниме чаще всего строятся вокруг «избранного» – странно одетого и не понимающего что происходит попаданца, который попадает в разные сложные ситуации и выпутывается из них. Так герой взрослеет и адаптируется в новом мире.
Международный успех
Сильный подъём жанра исэкай произошёл в 2000-х годах, когда вышел анимационный шедевр Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками», в котором героиню также поместили в фантастический мир, где она была вынуждена приспосабливаться к местным обычаям. До сих пор эта полнометражка известна и любима людьми разных национальностей и возрастов. Также многие зрители полюбили таинственным фольклорный мир, изображённый Миядзаки.
Аниме-сериал «Инуяся» был ещё одним фольклорным исэкаем, который покорил сердца международных фанатов. Также этот сериал популяризировал одно из клише исэкая – реинкарнацию как связь попаданца с фантастическим миром.
В 2010-е годы стали особенно популярны исэкаи, в которых герой переносился в виртуальные миры. В это время как раз широко распространились MMORPG-игры, и, конечно, самой знаковой работой здесь является «Мастера меча онлайн».
К концу 2010-х годов жанра исэкай стало настолько много, что он столкнулся с негативной реакцией и критикой фанатов аниме и манги. В 2016 году японский литературный конкурс, спонсируемый онлайн-платформами Bungaku Free Market и Shōsetsuka ni Narō запретил присылать рассказы в жанре исэкай. В 2017 году издательство Kadokawa в своём конкурсе также запретило присылать работы подобного жанра.
Однако, несмотря на негативную реакцию, исэкай остаётся самым популярным аниме-жанром на сегодняшний день. В 2021 году даже открылся музей, посвящённый исэкаю.
Для многих зрителей исэкай – возможность вырваться из лап ежедневной рутины и поставить себя на место такого обычного главного героя, который делает необычные вещи и становится великим. А с другой стороны, рынок исэкая-контента переполнен, и фанатам других жанров зачастую нечего смотреть или читать, ведь большая часть новинок посвящена альтернативным мирам с уже надоевшими клише. А как вы относитесь к этому жанру?
Источники:
How Isekai Became Anime’s Most Popular Genre
10 Reasons Why Isekai Is One Of The Most Popular Anime Genres Of All Time
The Isekai Genre Helped Revitalize Anime, But It May Also Be Killing It