Яндекс Метрика

«Однажды в Токио»: классика японского Рождества

Канун Рождества в Токио. Трое уличных бродяг, у которых нет дома, роются в мусоре. И чудо! Они натыкаются на брошенного младенца. Плачущая среди мятых пластиковых пакетов и старых газет девочка переворачивает праздник трёх бездомных людей с ног на голову.

Этот фильм 2003 года уже давно считается рождественской классикой японского кинематографа. Мы предлагаем всем «пересмотреть» его вместе с нами! В этой статье мы не будем вдаваться в сюжет, чтобы те, кто ещё не видел «Однажды в Токио», смогли без спойлеров посмотреть его в один из предпраздничных вечеров. Здесь же мы расскажем об основных темах картины, её смысле и о том, как прекрасно она отражает смысл Рождества. 

Немного о режиссёре

Кон Сатоси прожил короткую, но очень яркую жизнь. Его самые известные работы – «Идеальная грусть», «Паприка» и «Актриса тысячелетия». В его аниме-картинах раскрываются темы социального неравенства в японском обществе, влияние технологий на отношения людей и сексуальность, в особенности – как женщины ощущают себя в среде, нацеленной на их полную объективизацию.

Кон ушёл из жизни неожиданно. В мае 2010 года у него диагностировали рак поджелудочной железы в последней стадии. Когда ему оставалось жить полгода, Кон решил провести остаток жизни дома, отстранившись от публичной жизни. Незадолго до смерти он написал последнее послание, которое его семья затем загрузила в блог Сатоси. Как объяснил Кон в послании, он решил не предавать огласке новости о своей стремительно прогрессирующей болезни, отчасти из-за того, насколько истощённым стало его тело. Фанаты во всём мире были шокированы, узнав, что Кона больше нет в живых.

Примечательно, что влияние Кона на зарубежных кинематографистов было более выраженным, чем на японских: такие режиссёры, как Даррен Аронофски (он даже написал некролог Сатоси) и Гильермо дель Торо открыто заявляли, что работы Кона вдохновляли их творчество. А фильм Кристофера Нолана «Начало» (2010), по мнению многих критиков, имеет много сходств с «Паприкой» (2006) – включая сюжет, похожие сцены и даже персонажей.

После просмотра картин Кона такое влияние кажется естественным – например, фильм, про который мы говорим в этой статье, «Однажды в Токио» (Tokyo Godfathers по-английски), кажется очень западным кино. Возможно, причиной этому послужило то, что «Однажды в Токио» очевидно вдохновлён одним из самых известных вестернов 1948 года – «Три крёстных отца» (Three Godfathers, реж. Джон Форд). 

«Три волхва» и Рождество

Наши герои – алкоголик средних лет Гин, трансвестит по имени Хана и молодая девушка Миюки, которая сбежала из дома, – в поисках подарков обнаруживают брошенную малышку. С ней рядом была записка с просьбой позаботиться о ней, и ключ, который может раскрыть тайну личности родителей младенца. Решившись на приключение, они отправляются по следам родителей девочки, при этом путешествуя сквозь зимний Токио.

На самом деле, кроме названия и трёх главных героев-изгоев, которые заботятся о ребёнке, у японского и американского фильмов не так уж много общего. Но что в «Однажды в Токио», что в «Трёх крёстных отцах» Рождество является не просто фоном для происходящего, а способом напомнить зрителям о главных христианских ценностях этого праздника. 

«Однажды в Токио» открывается сценой в церкви, которая заполнена людьми: мы слышим пение детского хора и проповедь священника. Но оказывается, что многие из этих людей, похоже, пришли просто для того, чтобы после проповеди встать в очередь за бесплатной едой. Здесь мы и видим впервые другую главную тему фильма – проблема бездомных в Японии. 

На самом деле, «Однажды в Токио», как и его американский первоисточник, является оммажем на историю о Трёх волхвах (царях), которые навестили младенца Иисуса вскоре после его рождения. На общехристианский посыл фильма намекает не только сюжет, но и другие отсылки. Например, Хана называет найденную бездомными девочку Киёко (чистое дитя) – так по-японски называется один из самых известных рождественских гимнов, «Тихая ночь».

Ночь тиха, ночь свята,

Озарилась высота.

Светлый ангел летит с небес,

Пастухам он приносит весть,

«Вам родился Христос, вам родился Христос».

 

Ночь тиха, ночь свята,

В небесах горит звезда.

Пастухи уж давно в пути,

К Вифлеему спешат прийти,

Там увидеть Христа, там увидеть Христа.

 

Ночь тиха, ночь свята,

Счастья ждут все сердца.

Боже, дай ко Христу прийти,

Радость светлую в Нём найти.

Вечно славься, Христе, вечно славься, Христе!

Есть в фильме и другие отсылки на христианские источники и идеи: трансвестит, спасший Гина, одет в костюм ангела; в одном кадре мы видим такси с номером 12-25 (25 Декабря). А бар, в котором работал Хана, называется «Башня ангела». Конечно же, Кон не засыпает своих зрителей христианскими мотивами – японскому зрителю они будут попросту непонятны. Но даже эти небольшие сценки делают «Однажды в Токио» ближе к классическим западным рождественским фильмах, в которых центральным сюжетом выступает именно христианское начало Рождества.

Материнство и Хана

Другая тема, которую также можно назвать центральной, – это материнство. Герои выдвигаются на поиски матери Киёко, не просто чтобы вернуть ребёнка в семью, но и чтобы узнать: как можно было совершить такой чудовищный поступок по отношению к младенцу? Трансвестит Хана был брошен матерью в детстве, и его, уже в более взрослые годы, приютила «маманя» в кабаре, которую он и считает своей настоящей матерью. Хана оказался бездомным именно из-за чувства вины по отношению к ней. По сути, он видит себя в Киёко – их обоих жестоко предали родные матери. 

«Если она сможет заставить меня понять её, я прощу её, да и свою собственную мать тоже», – говорит он.

Поэтому Хана также выступает в роли матери по отношению к Киёко – он не хочет, чтобы девочка осталась без материнской любви даже в такой сложной ситуации. Конечно же, другие бездомные тоже заботятся о ребёнке, и эти четверо по-настоящему кажутся настоящей семьёй – даже когда их родные семьи недосягаемы для них. 

Бездомные в Японии

Есть и моменты, за которые фильм критикуют некоторые зрители. Дело в том, что наши герои оказались на улицах из-за своих решений, а не по независящим от них обстоятельствам. По сути, каждый из них решил убежать от своей жизни. Долги и алкоголизм Гина оторвали его от жены и дочери. Миюки зарезала отца и чувствует, что семья больше не сможет её принять. А Хана боится, что его «маманя» всё ещё сердится за то, что он напал на клиента. Однако на протяжении всего фильма становится ясно, что не все их страхи соответствуют действительности.

улицах не из-за ссор с семьёй или своего чувства вины. Они становятся бездомными из-за тяжелой финансовой ситуации, обмана мошенников и отсутствия альтернативы. Поэтому на японских сайтах с отзывами к фильму многие высказываются о том, что режиссёр не понимает реальной ситуации таких людей и приукрашивает их жизнь.

Но несмотря на это работа Кона является одним из первых полнометражных японских аниме, которые поднимают эту проблему. Город в «Однажды в Токио» ощущается как отдельный персонаж – опасный, беспощадный, но в то же время «свой», родной. 

А какие темы, поднимавшиеся в этом фильме, смогли найти вы? Делитесь в комментариях своими впечатлениями от «Однажды в Токио»!

 

Источники:

Tokyo Godfathers | Review & Analysis | JCA

Tokyo Godfathers (2003) – Difference, Power, and Discrimination in Film and Media: Student Essays

『東京ゴッドファーザーズ』感想: 名作映画

東京ゴッドファーザーズ — 映画情報・感想・評価(ネタバレなし)    

Таня Грошкова
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту