25 мая 2024 года японский режиссёр Яманака Ёко получила первую награду Международной федерации кинопрессы на Каннском кинофестивале. Всего в 27 лет она стала самой молодой женщиной, удостоенной этой награды. А свой первый фильм Яманака сняла в 20 лет, чем сразу же завоевала внимание кинокритиков.
В мае этого года в прокат вышел фильм «Пустыня Намибии». Пока что Яманака Ёко сняла всего два полнометражных фильма. В каждой её работе есть автобиографические элементы, её истории строятся на личном жизненном опыте и переживаниях.
Дебютная работа
В 2018 году в прокат вышел дебютный фильм «Амико». В нём рассказывается история Амико – непримечательной девушки, которая живёт в городе Нагано (родной город режиссёра). Амико не любит свою школу, потому что для неё это место, где умирает личность. Она представляет школу как «свиноферму» или же «здание суда». Ученики стремятся стать популярными, повторяя друг за другом и следуя однообразным трендам, а всех, кто не хочет быть таким же, осуждают и избегают.
Но её жизнь резко меняется, когда она знакомится с парнем по имени Аоми, который полностью поддерживает её взгляды. Они часто встречаются после школы, обсуждая планы на жизнь и слушая музыку.
В один день Аоми в буквальном смысле пропадает. В жизнь Амико вновь врывается скука, которую она пытается заполнить саморазвитием.
В конце фильма девушка узнаёт, что парень, которого она восхваляла и с которым разделяла нигилистические взгляды на жизнь, сбегает в Токио с красавицей школы. Его избранница олицетворяет всё то, что ненавидят главные герои.
В «Амико» Яманака Ёко рисует типичную жизнь современной молодёжи в Японии. Она не боится показать подростка, страдающего от тоски и ненавидящего свою жизнь. Именно тогда Яманаку провозгласили режиссёром–бунтовщиком «нового поколения голоса молодёжи», который снимает фильмы с маленьким бюджетом и не боится высказываться о проблемах молодёжи. На момент выхода фильма Яманаке Ёко было всего 20 лет, поэтому ей как никому другому известны все трудности подростковой жизни.
Съёмки первого фильма стали целым испытанием для молодого режиссёра и съёмочной команды, которая полностью состояла из её ровесников. Ради исполнения своей мечты Яманаке пришлось бросить киношколу и отдать все силы на съёмки. И без того маленький бюджет пришлось сократить ещё сильнее: в один из съёмочных дней Яманака попала в аварию, и все собранные средства ушли на ремонт автомобиля.
Уже с дебютной работы за Яманакой начали пристально следить критики, ожидая новых фильмов и развития идей режисёра.
«Пустыня Намибии»
Несколько лет назад Яманака Ёко посмотрела документальный фильм о Намибии. В переводе с намибийского «Намибия» означает «ничего нет». По словам Яманаки, это выражение хорошо отражает беспокойство молодёжи по поводу своей жизни. В этом фильме Яманака расширяет формат повествования, рассказывая не о личном опыте, а рисуя портрет всего поколения Z.
Главная героиня – Кана. Девушке ошибочно ставят диагноз «биполярное расстройство». Как пояснила сама Яманака, это отсылает зрителя к патриархальному обществу в Японии: многим легче спихнуть проблемы неработающей женщины на болезнь, чем выявить их истинное происхождение.
История Каны тесно переплетается с «Амико». Девушка так же пытается найти смысл жизни, понять себя и избавиться от скуки. Она часто меняет парней и считает любовь одним из способов скоротать время.
На протяжении всего фильма девушка пытается найти источник своей нескончаемой тревоги, которая заставляет её искать разные способы развлечься. Она ведёт себя агрессивно по отношению к своему парню, затевает драки и разборки, пытаясь доказать собственную точку зрения и противостоять шаблонам, по которым её заставляет жить общество. Казалось бы, сама жизнь душит её и угнетает.
Режиссёр поднимает ещё одну важную проблему поколения – сложность в общении с близкими людьми. Девушке легче довериться незнакомцу, чем собственному парню. Людям не хочется давить на близких своими переживаниями, поэтому им намного комфортнее открыться незнакомцу, который, вероятнее всего, сразу же забудет о личной жизни неизвестного им человека.
С точки зрения Яманаки, нас заставляют жить по указанному шаблону, с которым не каждый готов смириться. Она считает, что главная проблема поколения Z – скука, которая появляется из-за давления более старшими поколениями.
Яманака удостоилась награды на Каннском фестивале за то, как бесстрашно она изучает и демонстрирует через свой фильм психологию современных людей. Она показывает эмоциональную дистанцию, выстроенную между жителями Японии XXI века.
Все фильмы Яманаки связаны друг с другом, их пронизывает общая история, она продолжается и в фильме «Пустыня Намибии». А в своих дальнейших работах Яманака хочет всё глубже погрузиться в социальные проблемы молодёжи и рассмотреть их происхождение. По словам режиссёра, в следующем фильме основной сюжет развернётся между членами типичной японской семьи.











