Яндекс Метрика

Как LINE стал главным приложением Японии

Азия известна своими мега-приложениями, которые охватывают буквально все сферы жизни человека: от социальных сетей до оплаты счетов или онлайн-игр. Одним из них является японский мессенджер (и не только), который носит название LINE. Откуда он взялся и что делает его таким популярным в Японии?

LINE – это бесплатное приложение для связи, разработанное компанией Line Yahoo Corporation. Пользователи LINE могут обмениваться сообщениями, изображениями, видео и аудио, а также бесплатно звонить друг другу. Кроме того, LINE является огромной платформой, которая предоставляет различные услуги: цифровой кошелёк Line Pay, новостной ресурс LINE Today, видеохостинг Line TV и библиотеку комиксов от Line Manga и Line Webtoon.

По оценкам аналитической компании SignHouse, на 2021 год у приложения LINE насчитывалось 224 миллиона активных пользователей по всему миру, а 80% из них заходят в приложение ежедневно. Популярность приложения продолжает неуклонно расти. Ключевыми странами, где используют LINE, являются Япония, Индонезия, Тайвань и Таиланд. Его успех вдохновил другие компании на принятие аналогичных стратегий, чтобы оставаться конкурентоспособными в развивающемся цифровом ландшафте. 

В России это приложение можно установить, но с трудом. Однако зарегистрироваться и пользоваться им не получится.

История приложения

В 2000 году Морита Наоки и Идэдзава Такэси основали корпорацию Line – в то время она была известна как Hangame Japan. Hangame была дочерним подразделением Z Holdings, совместного предприятия корейской Naver Corporation и SoftBank Group. В 2003 году Hangame сменила название на NHN Japan, а в 2013 году – на Line Corporation. Да, японцы обязаны появлением их любимого гиганта общения именно корейцам! Морита и Идэдзава также вдохновлялись корейским KakaoTalk, который на момент выхода LINE уже пользовался популярностью (но не в Японии).

Само приложение было выпущено в 2011 году. Особенно интересна история, связанная с его разработкой и последующим выпуском. 11 марта 2011 года в японском регионе Тохоку произошло масштабное землетрясение. Официальная история, которую можно найти на многих сайтах, обсуждающих популярность приложения, гласит, что оно было разработано с целью помочь людям, пострадавшим от трагедии. Однако, как отмечают исследователи, приложение находилось в разработке в NHN Japan ещё задолго до землетрясения. 

Землетрясение лишь ускорило разработку – даже сама главная компания Naver в Корее решила поддержать релиз. На тот момент Twitter и другие онлайн-платформы служили основным средством общения для большого количества людей. Кроме того, обычная мобильная связь в Японии тогда была достаточно дорогая: расходы на звонки и SMS сильно мешали людям оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. 

Дополнительным фактором, способствовавшим росту популярности LINE, стал упадок i-mode в Японии. Что же это за зверь? I-mode – это система мобильного интернета, созданная в 1999 году компанией NTT Docomo. В то время i-mode была гегемоном интернет-сервиса в стране, так как она позволяла пользователям слабых мобильных телефонов (таких как Sony Ericsson или раскладушки Motorola) выходить в интернет через C-HTML-страницы, то есть более простую версию HTML-страниц. I-mode была инновацией в области интернет-экосистем, но её«жизнь» по сути закончилась в 2008 году с появлением в Японии смартфонов iPhone. Смартфоны не требовали более простой настройки веб-страниц, и к середине 2010-х годов I-mode постепенно ушёл в забвение.

По мере роста популярности и возможностей смартфонов развивались и способы коммуникации. Приложение LINE относится ко второму поколению платформ для обмена сообщениями. Первое поколение было основано исключительно на веб-сайтах, доступных на персональных компьютерах и на некоторых C-HTML-страницах. LINE изменил индустрию в Японии, поскольку был доступен на мобильных телефонах. Но как бы популярность LINE не зависела от упадка i-mode, приложение также было создано с учётом его влияния: разработчики адаптировали модель построения платформы i-mode, чтобы создать привычный для японских пользователей вид страниц. 

А как заработать?

Поскольку обмен сообщениями между пользователями LINЕ осуществляется бесплатно, компании понадобились другие источники дохода. И она придумала, как выйти из ситуации гениальным образом: LINE зарабатывает на продаже стикеров и лицензий на персонажей.

Продажа стикеров

Стикеры служат для выражения эмоций при обмене сообщениями – обычно пользователи используют их наряду с различными смайликами. Некоторые стикеры можно получить бесплатно, но большинство из них покупается. Создатели стикеров (независимые художники и бренды) публикуют свои стикеры на Creators Market. Таким образом художники могут достаточно хорошо заработать на своих работах. Продажа стикеров считается значительным источником дохода для LINE: по оценкам аналитиков, на рынке приложения находится 127 миллиарда индивидуальных стикеров, и ежедневно пользователи отправляют около 510 миллионов из них. Кстати, эта идея пришла создателям мессенджера достаточно быстро – японцы начали обмениваться первыми стикерами уже в 2011 году!

Оплата через приложения

В LINE функционирует сервис LINE Pay. Он интегрирован в приложения (например, LINE Games) и позволяет пользователям оплачивать как онлайн, так и оффлайн-покупки через приложение LINE. Он также функционирует как цифровой кошелёк, пользователи могут хранить деньги и переводить деньги друзьями и родственниками прямо через приложение. Кроме того, LINE Pay предлагает различные акции и скидки для пользователей, которые используют этот сервис для оплаты покупок. За всё это, в свою очередь, LINE берёт комиссию. 

Аккаунты компаний

Компании могут открывать официальные аккаунты в LINE на платной основе. Например, официальные аккаунты есть McDonald’s, Lawson и других корпораций.Официальный аккаунт компании в LINE позволяет им напрямую общаться с клиентами, монетизировать интеллектуальную собственность компаний, продавать свои товары и рекламу. 

Лицензирование персонажей 

Появление милых персонажей LINE Friends стало возможным благодаря продаже стикеров. Под этим названием LINE открыла оффлайновые магазины, которые помимо Японии работают в Китае, Тайване, Корее, Малайзии, Индонезии и Сингапуре. Лицензионные отчисления за кружки, плюшевые игрушки и другие товары с изображением персонажей LINE приносят корпорации очень большой доход. Персонажи серии LINE Friends стали настоящими маскотами компании, и они очень узнаваемы! Возможно, вы даже видели этих героев.

У LINE Friends даже есть своё аниме на Нетфликсе!

LINE – супер!

LINE выходит за рамки классического приложения для общения. Для описания этого нового явления исследователи придумали термин «суперприложение» (с англ. super-app), всеохватывающие платформы, которые выходят далеко за пределы интернета. Они очень широко распространены в Восточной Азии. Японский LINE, как и китайский WeChat и южнокорейский KakaoTalk, превратился из простого чата в комплексную платформу, рассчитанную на каждодневное пользование.

LINE как суперприложение можно назвать инструментом мягкой силы Японии: стикеры, лицензированные персонажи и другие атрибуты LINE распространились далеко за пределы страны. У популярности бренда LINE (и, как следствие, роста его мягкой силы) есть несколько факторов.  Во-первых, LINE успешно «развирусил» персонажей, используя теорию 可愛い論 каваии-рон, которая предполагает, что многим люди психологически нравятся персонажи, которые воспринимаются ими как милые. 

Благодаря своему внешнему виду маскоты LINE  стали широко популярны среди пользователей всех возрастов. Вторым фактором популярности бренда является просто крутость его приложения  – один лишь LINE сочетает в себе функции множества приложений для разных сервисов (игры, такси, кошелёк, новости и многое другое). Это и превратило его в отдельный портал повседневной медиа-жизни.

Это приложение стало неотъемлемой частью жизни японцев. Многие говорят, что используют его просто потому, что оно было создано специально для японцев и учитывает все реалии их жизни. Другие говорят, что LINE – это самое удобное приложение в их телефоне. А третьи просто очень любят свои стикеры.

Источники: 

Chen, K. L. (2023). Explore the life-cycle strategies for LINE company-from the perspectives of innovative use theory and communication regulations. In AIP Conference Proceedings (Vol. 2685, No. 1). AIP Publishing. https://pubs.aip.org/aip/acp/article-abstract/2685/1/040009/2888781/Explore-the-life-cycle-strategies-for-LINE-company?redirectedFrom=fulltext

Staykova, S. (2016) Platform Constellations: The Case Of Kakaotalk And Line. Pacis 2016 Proceedings. 286. http://aisel.aisnet.org/pacis2016/286

Shin, M., & Ha, J. (2015). Yabai LINE. Nihonjin ga shiranai futsugō na shinjitsu. Dangerous LINE. An Inconvenient Truth Japanese Do Not Know. Kōbunsha shinsho, 754 p.

Steinberg, M. (2020). LINE as Super App: Platformization in East Asia. Social Media + Society, 6(2), 205630512093328. https://doi.org/10.1177/2056305120933285

Takahara, H. (2019). LINE no bijinesu moderu nikansuru ikkō sah. A Study on the Business Model of LINE. Kokusai chīki kenkyū ronshū, International Journal of Area Studies, 10, pp. 11–19.

Таня Грошкова
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
10 месяцев назад

Спасибо за статью!

Войти через почту
Регистрация через почту