Японский художник Кусаба Кадзухиса создал уникальную технику керамической живописи, и его красочные работы поражают своим величием и блеском. Расскажем, как многолетние эксперименты и путешествия по Азии превратили его в мастера своего дела, а также о том, что его вдохновляет.
Будущий художник Кусаба Кадзухиса родился в 1960 году в городе Сага. С раннего возраста он интересовался природой и животными, и для того, чтобы научиться их изображать, поступил в Художественный колледж университета Нихон. Однако во время учёбы Кусаба понял, что ему не хватает опыта и знаний для того, чтобы ясно выразить свои чувства в искусстве. Поэтому он поступил как герой какого-то фильма – бросил университет и на целых четыре года отправился в одиночное путешествие по Азии.
Это путешествие помогло ему осознать себя как творца. Посещая разные места, получая новый опыт и знакомясь с разными людьми, Кусаба замечал, что начинает по-новому видеть уже знакомые вещи. Его крайне вдохновляла и трогала красота жизни во всех её проявлениях. Поэтому он решил стать художником, который смог бы выразить это «сияние».
Вернувшись домой, Кусаба был полон энтузиазма и решимости продолжить свои занятия искусством. У художника был интересный замысел: он хотел не просто писать красками, а смешать живопись с керамикой. Его родная префектура Сага славится своей уникальной керамикой из города Арита. Кадзухиса хотел превратить керамику в свой холст, на который бы наносил разные краски. Однако всё было не так просто: его замысел неоднократно отвергали гончары по всей Арите, утверждая, что его невозможно реализовать.
Однако Кусабе повезло познакомиться с Хаямой Юки – известным мастером росписи керамики. Тот был тоже уроженцем Саги и работал в довольно экспериментальной, сложной технике. Хаяма Юки посчитал его идеи интересными, и в 1987 году, в возрасте 27 лет, Кусаба присоединился к студии Хаямы и начал исследовать, как ему реализовать свои идеи.
Итак, что же такого революционного в технике Кусабы и почему мастера керамики говорили, что он желает невозможного? Для тех, кто не знаком с созданием керамики, для начала расскажем, как вообще происходит этот процесс. Из предварительно подготовленной глины формируют нужное изделие, после чего его сушат, глазуруют и обжигают. После того, как на изделие наносят краски, его нужно снова обжечь. Количество обжигов и порядок покраски могут быть разными в зависимости от техники, а наносимые краски при обжиге меняют цвет. Как можно понять, это довольно трудоёмкий процесс, особенно если формовка, покраска и глазуровка выполняются вручную. Традиционная керамика Арита выдерживает окраску и обжиг максимум четыре раза, а вот Кусаба изобрёл технику, в которой повторяет процесс окраски и обжига более двенадцати раз.
Он назвал эту технику тосайга (陶彩画) – её название состоит из иероглифов «керамика», «расцвечивать» и «картина». Работа ведётся так: художник наносит цветную глазурь сразу на керамическую панель, которая служит ему холстом, после чего обжигает её. При этом он не использует никакие техники переноса уже готового изображения, а пишет сразу на панели. Затем он наносит другой цвет, и изделие снова отправляется в печь. В керамике нанесение цвета – это не просто художественный, но и химический процесс, и итоговый цвет зависит от того, сколько раз и при какой температуре обжигали изделие. Так что можно сказать, что каждое творение уникально и никогда не повторится в точности.
В 1990 году Кусаба стал независимым керамистом и открыл собственную мастерскую. Однако на этом его путь не закончился, и он продолжил экспериментировать с техникой и искать более глубокие и яркие цвета для своих работ. Он путешествовал в Индию, Монголию и Китай, где изучал разные техники и темы. Даже сегодня, спустя более 30 лет, он продолжает совершенствовать своё искусство.
Самой главной темой, которую он выражает через свои работы, Кусаба называет жизнь и её прославление. При этом под словом «жизнь» он подразумевает не только людей и других живых существ. Он рассказывает о природе и о мире, в котором всё связано между собой и движется циклично в едином круговороте. Мастер стремится выразить многообразие красок жизни и то, что мы сами тоже являемся её частью. Эта философия пришла к нему во время путешествий: тогда он увидел сосуществование красоты и уродства в мире и понял, что красота вещи вокруг определяются лишь его собственным восприятием. Наблюдая за жизнью вокруг, он вместе с тем обращал взгляд внутрь самого себя.
Убеждения Кусабы отражаются не только в его изобразительной и художественной технике, но и даже в выборе ремесла: керамика неразрывно связана с природой, ведь она рождается из почвы и обжигается огнём. Более того, в ней всегда есть элемент непредсказуемости, ведь даже если мастер соблюдает все технические требования, изделие всё равно может треснуть в печи.
Таким образом, обжиг – это процесс, который подразумевает доверие природе и отказ от своего эго и привязанностей. А создание керамических картин – вызов, позволяющий увидеть, насколько тесно можно слиться с природой.
Художник часто изображает природу и мифических созданий – драконов и фениксов.
Также у него много работ на религиозную тему, при этом он обращается как к буддизму, так и к исконно японской религии – синтоизму.
А всё буйство красок, на которое способна его техника, отлично демонстрируют его абстрактные работы.
В доме родителей Кусабы сейчас организован музей, в котором есть постоянная экспозиция и проходят выставки. Посетить его может любой желающий, он находится в городе Такэо, префектура Сага. В том же городе находится и мастерская художника.
Кусаба также считает, что важно уделять много времени нравственному воспитанию детей и учить их ценить и любить жизнь. Эту мысль он выражает в своих иллюстрированных книгах для детей, а его первую книгу «Праздник жизни» даже используют в начальных школах на уроках нравственного воспитания.
«Неважно, станете ли вы родителем или нет, но у вас, как у взрослого человека, есть ответственность перед следующим поколением – дорожить жизнью вокруг вас и собственным примером демонстрировать искреннее отношение к ней», – говорит Кусаба.











