В последнее время в Японии среди молодёжи приобрёл популярность новый вид туризма. Тысячи людей в группах или поодиночке едут к месту из любимого аниме, чтобы насладиться атмосферой, в которой находились персонажи. Мы расскажем, как на этот феномен повлияли религиозные традиции древней Японии, и как он сейчас помогает развиваться непопулярным районам.
Культурные истоки
В Японии традиция посещения мест, обладающих особой религиозной значимостью, появилась ещё в эпоху Хэйан (794—1185 гг.), когда буддийские монахи путешествовали в Китай для того, чтобы набираться духовной мудрости. Японское слово, которым обозначают паломничество — дзюнрэй, придумал Эннин, монах секты Тэндай. Он впервые употребил его в своих запиcках о путешествии в Китай в IX веке («Записи о паломничестве в Тан в поисках Дхармы»), и с тех пор оно вошло в употребление. В эпоху Хэйан хождение по святым местам было в основном занятием ограниченной группы населения — императорской семьи, аристократов и священников. Государи настолько любили это занятие, что сделали его ежегодной традицией двора.
Расцвет популярности паломничества пришёлся на период Эдо (1603—1868 гг.). Благодаря развитию экономики и инфраструктуры, возвышению торгового класса и относительной политической стабильности, паломничество стало массовой практикой. В это время появлялись торговые ряды, а также увеселительные и питейные заведения, которые располагались возле основных точек на маршрутах. Таким образом, скучный процесс посещения храмов стал интереснее и разнообразнее, ведь теперь путешествовали не только монахи, которые держали пост, но и обычный народ, которому требовалось чем-то разбавить монотонный обход святых мест.
А какие «святые места» посещают сейчас?
Сейчас словом дзюнрэй стали называть посещения реальных мест, которые были показаны в аниме, манге, дорамах и других произведениях. Чаще всего к нему добавляют слово сэйти, со значением «священный», что подчёркивает особенность той или иной локации для фанатов.
Массово посещать места, связанные с аниме, японцы стали в начале нулевых. На волне популярности очередного произведения фанаты начали целенаправленно выбирать в качестве направления локации, которые позволили бы прикоснуться к миру уже полюбившегося аниме. Увидев своими глазами пейзаж, который «видел» любимый герой, или прибыв в то же место, где стоял, говорил, а может и кушал его кумир, «паломник» ощущает, будто находится внутри любимой книги или сериала. В достижении такого иммерсивного эффекта и заключается основная цель паломничества.
Вот примеры некоторых культовых мест, связанных с аниме:
1. Храм Васиномия (префектура Сайтама)
Известен благодаря аниме Lucky Star. После выхода сериала храм внезапно стал популярным среди фанатов, которые начали целенаправленно путешествовать в это место, особенно в дни фестивалей. За годы показа аниме посещаемость святилища увеличилась больше чем в 4 раза!
2. Железнодорожный переезд у средней школы города Камакура (префектура Канагава)
Локация из аниме Slam Dunk. Этот переезд с видом на пляж Ситиригахама часто посещают фанаты, которые пытаются воссоздать знаменитую сцену из заставки сериала.
3. Лестница храма Суга (Токио, район Синдзюку)
Эта лестница запомнилась благодаря эмоциональной финальной сцене из фильма «Твоё имя». Многие поклонники посещают это место, чтобы почувствовать атмосферу фильма и сделать памятные фотографии.
4. Shimokitazawa Shelter (Токио, Симокитадзава)
Это концертная площадка для талантливых групп в районе Симокитадзава. Здесь свои первые шаги делали такие группы, как Elephant Kashimashi и ASIAN KUNG-FU GENERATION. Это место легло в основу для клуба живой музыки, который показали в аниме Bocchi the Rock!, что сделало его ещё более популярным среди фанатов.
Особое место занимают локации, которые, благодаря фанатам получают новое культурное значение благодаря аниме. Так, городок Оарай в префектуре Ибараки стал местом действия аниме Girls und Panzer, рассказывающего о странной повседневной жизни школьниц, увлеченных танками. А Хигаси-Коганэй, тихий пригород Токио, вдохновил режиссёра Кондо Ёсифуми на создание района, где живут герои фильма «Шёпот сердца», снятого студией Гибли.
Всё лучшее — фанатам
Если вы не нашли среди этой подборки ваше любимое произведение, не расстраивайтесь. С 2023 года существует сайт, на котором фанаты-энтузиасты делают подборки обязательных к посещению мест из каждого аниме. Для каждой локации указывается её местоположение и роль в сюжете. Статьи дополняют местами, которые даже истинные фанаты могли бы пропустить. Это помогает будущим паломникам детальнее выстраивать свои маршруты и всегда быть в курсе мест, которые помогли бы прочувствовать атмосферу любимого аниме ещё ярче.
В основном аниме-паломничество проходит следующим образом:
- Для начала надо выбрать место назначения. Бывалые фанаты рекомендуют заранее создать список мест, а лучше даже собственную карту будущего паломничества. Когда маршрут выбран, можно собираться в путь.
- При подготовке к посещению «священных» мест важно заранее выбрать сцены из аниме, которые вы планируете воссоздать, и подумать над ракурсом, с которого вы будете фотографировать. Это поможет сделать ваше паломничество ещё более увлекательным и незабываемым.
- Сделав фотографию, со сценой из произведения, и опубликовав её в соцсетях с хэштегом, вы сможете поделиться своим опытом с другими поклонниками, которые ценят то же произведение или другое творчество того же творца. Такой подход позволяет просто и наглядно передать очарование «священных» мест, которое, впрочем, можно по-настоящему прочувствовать только при личном посещении.
Самый популярный вариант — распечатать фотографию эпизода из любимого аниме и, «наложив» его на реальное место, запечатлеть снимок на камеру и поделиться им в социальных сетях. Примеры вы уже могли видеть выше.
Порой и фанатизм приносит прибыль
В последние годы власти считают аниме-паломничество прекрасным способом оздоровления экономики. Для регионов паломничества — это возможность привлечь новых туристов. Например, приток молодых людей в район, который раньше привлекал только пожилых туристов, оживляет туристическую индустрию и повышает популярность города. Кроме того, такой вид паломничества приводит к возрождению популярности местных достопримечательностей и помогает укрепить бренд региональных городов. Так, один приезжий фанат, который оценил место и поделился им со своим интернет-окружением, скорее всего привлечёт в это место новых туристов.
Также паломничество помогает поддерживать популярность произведений и помогает автору продавать тематическую продукцию. Часто создатели спонсируют выпуск лимитированных оригинальных товаров в сотрудничестве с местными властями. Устраиваются квесты, приуроченные к выпуску нового сезона. Путешественникам выдают карту с локациями, которые надо обойти, чтобы собрать уникальный набор печатей. Набрав определённое количество штампов, можно попытать счастья в розыгрыше призов: чаще всего это стикеры с персонажами или оригинальные наборы с символикой аниме.
Амбассадором таких мероприятий выступает «Ассоциация аниме-туризма», которая начиная с 2018 года каждый год выбирает «88 священных мест аниме в Японии, которые хочется посетить». Она активно продвигает аниме-туризм, как на родине, так и за рубежом.
Рекламная деятельность Ассоциации вдохновляет многие места на создание собственных «аниме-точек». Ими могут стать конкретные места, вроде синтоистских святилищ, кафе, библиотек, станций, при посещении которых можно приобрести ограниченную продукцию, которую нельзя найти в официальных магазинах. Такая уникальность ещё больше подогревает интерес фанатов и заставляет их приезжать даже в самую отдалённую локацию ради желанного неповторимого опыта.
Примером успешной коллаборации является сотрудничество Ассоциации с синтоистским святилищем Такаги в Токио. Из-за сходства названия храма с именем главной героини аниме «Мастер дразнилок Такаги» святилище получило права на выпуск продукции с изображениями персонажей. В святилище можно купить книгу для коллекционирования храмовых печатей, внутри которой печать с изображением главных героев.
Таким образом некогда тесно связанный с религией вид практики обрёл новую жизнь в несколько более приземлённых «культах» современных зрителей и фанатов. Пусть в аниме-паломничестве, на первый взгляд, совсем немного духовности, но, кто знает, может быть за ним будущее туризма.
Источники:
Real-life anime locations in Japan: a fascinating experience between fiction and reality
Судакова, А. А. Феномен паломничества к «святым местам» аниме в Японии / А. А. Судакова // Этнография. – 2024. – № 1(23). – С. 115-132.











