Яндекс Метрика

Аниме-паломничество: как заставить фанатов путешествовать

В последнее время в Японии среди молодёжи приобрёл популярность новый вид туризма. Тысячи людей в группах или поодиночке едут к месту из любимого аниме, чтобы насладиться атмосферой, в которой находились персонажи. Мы расскажем, как на этот феномен повлияли религиозные традиции древней Японии, и как он сейчас помогает развиваться непопулярным районам.

Культурные истоки

В Японии традиция посещения мест, обладающих особой религиозной значимостью, появилась ещё в эпоху Хэйан (794—1185 гг.), когда буддийские монахи путешествовали в Китай для того, чтобы набираться духовной мудрости. Японское слово, которым обозначают паломничество — дзюнрэй, придумал Эннин, монах секты Тэндай. Он впервые употребил его в своих запиcках о путешествии в Китай в IX веке («Записи о паломничестве в Тан в поисках Дхармы»), и с тех пор оно вошло в употребление. В эпоху Хэйан хождение по святым местам было в основном занятием ограниченной группы населения — императорской семьи, аристократов и священников. Государи настолько любили это занятие, что сделали его ежегодной традицией двора. 

Эннин (793/794 —864 гг.

Расцвет популярности паломничества пришёлся на период Эдо (1603—1868 гг.). Благодаря развитию экономики и инфраструктуры, возвышению торгового класса и относительной политической стабильности, паломничество стало массовой практикой. В это время появлялись торговые ряды, а также увеселительные и питейные заведения, которые располагались возле основных точек на маршрутах. Таким образом, скучный процесс посещения храмов стал интереснее и разнообразнее, ведь теперь путешествовали не только монахи, которые держали пост, но и обычный народ, которому требовалось чем-то разбавить монотонный обход святых мест.

Кацусика Хокусай. Паломники на вершине горы Фудзи, из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», около 1829—1833 гг.

А какие «святые места» посещают сейчас?

Сейчас словом дзюнрэй стали называть посещения реальных мест, которые были показаны в аниме, манге, дорамах и других произведениях. Чаще всего к нему добавляют слово сэйти, со значением «священный», что подчёркивает особенность той или иной локации для фанатов.

Массово посещать места, связанные с аниме, японцы стали в начале нулевых. На волне популярности очередного произведения фанаты начали целенаправленно выбирать в качестве направления локации, которые позволили бы прикоснуться к миру уже полюбившегося аниме. Увидев своими глазами пейзаж, который «видел» любимый герой, или прибыв в то же место, где стоял, говорил, а может и кушал его кумир, «паломник» ощущает, будто находится внутри любимой книги или сериала. В достижении такого иммерсивного эффекта и заключается основная цель паломничества. 

Вот примеры некоторых культовых мест, связанных с аниме: 

1. Храм Васиномия (префектура Сайтама)

Известен благодаря аниме Lucky Star. После выхода сериала храм внезапно стал популярным среди фанатов, которые начали целенаправленно путешествовать в это место, особенно в дни фестивалей. За годы показа аниме посещаемость святилища увеличилась больше чем в 4 раза!

 

Опенинг.
Это место в реальности.

2. Железнодорожный переезд у средней школы города Камакура (префектура Канагава)
Локация из аниме Slam Dunk. Этот переезд с видом на пляж Ситиригахама часто посещают фанаты, которые пытаются воссоздать знаменитую сцену из заставки сериала.

Опенинг.
Переезд в реальности.

3. Лестница храма Суга (Токио, район Синдзюку)
Эта лестница запомнилась благодаря эмоциональной финальной сцене из фильма «Твоё имя». Многие поклонники посещают это место, чтобы почувствовать атмосферу фильма и сделать памятные фотографии.

То самое место из аниме «Твоё имя». Лестница храма Суга, расположенная в районе Синдзюку

4. Shimokitazawa Shelter (Токио, Симокитадзава)

Это концертная площадка для талантливых групп в районе Симокитадзава. Здесь свои первые шаги делали такие группы, как Elephant Kashimashi и ASIAN KUNG-FU GENERATION. Это место легло в основу для клуба живой музыки, который показали в аниме Bocchi the Rock!, что сделало его ещё более популярным среди фанатов.

А вот школьница воссоздаёт сцену из аниме Bocchi the Rock!

Особое место занимают локации, которые, благодаря фанатам получают новое культурное значение благодаря аниме. Так, городок Оарай в префектуре Ибараки стал местом действия аниме Girls und Panzer, рассказывающего о странной повседневной жизни школьниц, увлеченных танками. А Хигаси-Коганэй, тихий пригород Токио, вдохновил режиссёра Кондо Ёсифуми на создание района, где живут герои фильма «Шёпот сердца», снятого студией Гибли.

Круговой перекрёсток из аниме «Шёпот сердца».
Это место в реальности.

Всё лучшее — фанатам

Если вы не нашли среди этой подборки ваше любимое произведение, не расстраивайтесь. С 2023 года существует сайт, на котором фанаты-энтузиасты делают подборки обязательных к посещению мест из каждого аниме. Для каждой локации указывается её местоположение и роль в сюжете. Статьи дополняют местами, которые даже истинные фанаты могли бы пропустить. Это помогает будущим паломникам детальнее выстраивать свои маршруты и всегда быть в курсе мест, которые помогли бы прочувствовать атмосферу любимого аниме ещё ярче.

Маршрут по местам из аниме Haikyuu! Источник: https://seichi-junrei.info/

В основном аниме-паломничество проходит следующим образом:

  1. Для начала надо выбрать место назначения. Бывалые фанаты рекомендуют заранее создать список мест, а лучше даже собственную карту будущего паломничества. Когда маршрут выбран, можно собираться в путь.
  2. При подготовке к посещению «священных» мест важно заранее выбрать сцены из аниме, которые вы планируете воссоздать, и подумать над ракурсом, с которого вы будете фотографировать. Это поможет сделать ваше паломничество ещё более увлекательным и незабываемым.
  3. Сделав фотографию, со сценой из произведения, и опубликовав её в соцсетях с хэштегом, вы сможете поделиться своим опытом с другими поклонниками, которые ценят то же произведение или другое творчество того же творца. Такой подход позволяет просто и наглядно передать очарование «священных» мест, которое, впрочем, можно по-настоящему прочувствовать только при личном посещении.

Самый популярный вариант — распечатать фотографию эпизода из любимого аниме и, «наложив» его на реальное место, запечатлеть снимок на камеру и поделиться им  в социальных сетях. Примеры вы уже могли видеть выше.

Порой и фанатизм приносит прибыль

В последние годы власти считают аниме-паломничество прекрасным способом оздоровления экономики. Для регионов паломничества — это возможность привлечь новых туристов. Например, приток молодых людей в район, который раньше привлекал только пожилых туристов, оживляет туристическую индустрию и повышает популярность города. Кроме того, такой вид паломничества приводит к возрождению популярности местных достопримечательностей и помогает укрепить бренд региональных городов. Так, один приезжий фанат, который оценил место и поделился им со своим интернет-окружением, скорее всего привлечёт в это место новых туристов. 

Также паломничество помогает поддерживать популярность произведений и помогает автору продавать тематическую продукцию. Часто создатели спонсируют выпуск лимитированных оригинальных товаров в сотрудничестве с местными властями. Устраиваются квесты, приуроченные к выпуску нового сезона. Путешественникам выдают карту с локациями, которые надо обойти, чтобы собрать уникальный набор печатей. Набрав определённое количество штампов, можно попытать счастья в розыгрыше призов: чаще всего это стикеры с персонажами или оригинальные наборы с символикой аниме.

Пример стандартного маршрута с печатями в городе Оарай, который стал местом действия финала аниме Girls und Panzer

Амбассадором таких мероприятий выступает «Ассоциация аниме-туризма», которая начиная с 2018 года каждый год выбирает «88 священных мест аниме в Японии, которые хочется посетить». Она активно продвигает аниме-туризм, как на родине, так и за рубежом.

Рекламная деятельность Ассоциации вдохновляет многие места на создание собственных «аниме-точек». Ими могут стать конкретные места, вроде синтоистских святилищ, кафе, библиотек, станций, при посещении которых можно приобрести ограниченную продукцию, которую нельзя найти в официальных магазинах. Такая уникальность ещё больше подогревает интерес фанатов и заставляет их приезжать даже в самую отдалённую локацию ради желанного неповторимого опыта.

Примером успешной коллаборации является сотрудничество Ассоциации с синтоистским святилищем Такаги в Токио. Из-за сходства названия храма с именем главной героини аниме «Мастер дразнилок Такаги» святилище получило права на выпуск продукции с изображениями персонажей. В святилище можно купить книгу для коллекционирования храмовых печатей, внутри которой печать с изображением главных героев. 

Печать и книга для печатей с персонажами аниме из святилища Такаги.

Таким образом некогда тесно связанный с религией вид практики обрёл новую жизнь в несколько более приземлённых «культах» современных зрителей и фанатов. Пусть в аниме-паломничестве, на первый взгляд, совсем немного духовности, но, кто знает, может быть за ним будущее туризма.

Источники:

Ukiyo-e Search

聖地巡礼とは?オタクの推し活行動のポイントや注目事例を紹介

聖地巡礼ー あのアニメの、あの場所へー

Real-life anime locations in Japan: a fascinating experience between fiction and reality

Судакова, А. А. Феномен паломничества к «святым местам» аниме в Японии / А. А. Судакова // Этнография. – 2024. – № 1(23). – С. 115-132.

Алексей Фадиев
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту