Яндекс Метрика

Таканака Масаёси: легендарный фьюжн-гитарист 80-х

Таканака Масаёси — музыкант, чьи новаторские подходы предопределили развитие японской музыкальной сцены на десятилетия, а свежие идеи и увлечение коллекционированием и кастомизацией гитар закрепили за ним репутацию непревзойдённого шоумена и дерзкого экспериментатора. В чём же секрет его музыкального гения и чем он заслужил такую славу?

Герой своего времени?

Для начала перенесёмся в то время, когда происходило становление гения Масаёси – 1970-80-е годы. В Японии оно пришлось на бешеное развитие экономики, которое сопровождалось повышением уровня жизни среднего класса. Люди становились богаче, а жизнь – роскошнее, песни о потерянном прошлом и разбитом сердце отошли на второй план, а их место занимали более лёгкие жанры, такие как поп, джаз, фьюжн, AOR (Adult Oriented Rock) и вобравший в себя всё это сити-поп. Музыка сопровождала людей в салоне роскошной машины, лилась из плееров Walkman. Артисты теперь могли смело импровизировать со звуком доступных отечественных инструментов, расширяя границы музыкальных решений и исполнительских возможностей.

Эстетика сити-попа

Детские годы

В 1953 году в Токио в семье уроженца китайского Нанкина и японки родился Лю Масаёси. Его отец приехал в Японию после Второй мировой вслед за будущей женой. Дом Масаёси в Токио был по совместительству клубом маджонга, где особенно по субботам набивалось много игроков, которые занимали даже его с братом комнату. Однако это не помешало юному Масаёси закончить школу с отличием и самостоятельно развиваться на музыкальном поприще. А всё потому, что родители не особо вмешивались в личную жизнь детей и, к счастью Масаёси, были не против электрогитары дома.

Макет дома, в котором прошло детство Масаёси

Первый музыкальный опыт

В 10 лет Лю Масаёси получил японское гражданство, сменив фамилию на уже более привычную нам – Таканака. С 1960 года он серьёзно увлёкся музыкой, поигрывая в мелких группах для американских военных. Любимыми группами Масаёси тогда были The Beatles, The Ventures, Ten Years After, The Shadows. Рифы, которые ему особенно нравились, он заучивал наизусть.

Наиболее сложной ему в ту пору казалась песня At the Woodchopper’s Ball группы Ten Years After, которую он очень любил. Таканака позже признавался, что ему приходилось специально замедлять песню, чтобы понять, как играть тот или иной кусок. После нескольких месяцев упорного труда результаты не заставили себя ждать. Когда он в 1969 году выступил с этой песней на школьном фестивале, его заметили и предложили присоединиться к новой группе Flied Egg в качестве басиста, хотя Таканака никогда не брал бас в руки. Годы, проведённые в этой группе, укрепили в Масаёси желание стать профессиональным исполнителем.  

Таканака Масаёси в 18 лет

Flied Egg не продержалась дольше двух альбомов и распалась в 1972 году. В этом же году Таканака присоединился к культовой группе Sadistic Mika Band вместе с барабанщиком из старой группы. По мере обретения популярности на мировой арене члены группы  постепенно стали искать себя, строить сольную карьеру, участвовать в более смелых проектах. Таканаке, который наблюдал за их успехами, тоже не терпелось сделать что-то своё. Так у него родился замысел создания первого сольного альбома, который и поныне заслуженно считается прорывным в развитии фьюжна – жанра на стыке рока и джаза.

Sadistic Mika Band

Молниеносный дебют и классика жанра – SEYCHELLES

В 1976 году совместно с Sadistics Таканака выпустил пластинку, которую посвятил Сейшельским островам, куда всегда хотел отправиться, но куда до сих пор так и не съездил. Однако, по воспоминаниям гитариста, ребята из группы сперва скептически отнеслись к его решению: «Окружающие считали, что мне ещё рано выпускать собственный сольник, поэтому я был в отчаянии, когда писал этот альбом»”. И всё же с выпуском записи стало понятно одно – этот альбом стал глотком свежего воздуха для японской музыки. Самыми популярными стали композиции: Oh! Tengo Suerte, Tokyo Reggae и Tropic Birds. Автор обожает своё первое детище: в 2011 году Таканака переиздал его для укулеле (Ukulele SEYCHELLES), просто потому что незадолго до этого очень увлёкся этим инструментом.

Обложка дебютного альбома Seychelles, 1976 г.

Каков рецепт идеального фьюжна по Таканаке?

К сожалению, в этой статье не хватит места, чтобы рассмотреть каждый альбом в отдельности: их просто слишком много. Поэтому здесь мы приведём только основные особенности творчества Таканаки, которые стали его визитной карточкой.

Во-первых, это тропическая эстетика, которая проходит красной нитью через его творчество, начиная с обложки и заканчивая музыкальными рисунками, то  подражающими феерии бразильского карнавала, то погружающими слушателя в атмосферу безмятежного пляжного отдыха. Названия песен часто отсылают слушателя к образам Латинской Америки (Mambo №5, Cuban Heels, Beleza Pula), моря и тропиков (Malibu, Blue Lagoon, Summer Breeze).

Обложка альбома Brazilian Skies, 1978 г.

Во-вторых, композиции Таканаки пестрят безумными гитарными соло, которые поражают своей мелодичностью и выверенностью. Может показаться, что Таканака просто импровизирует, но это лишь очень удачная иллюзия, на самом деле демонстрирующая его мастерство как композитора и исполнителя. Так, уже упомянутую песню Blue Lagoon журнал Young Guitar включил в список лучших гитарных композиций всех времён.

В-третьих, Таканака любит часто экспериментировать с музыкальными жанрами. На одной пластике могут присутствовать фанк и рок, джаз и босанова, а солирующей гитаре аккомпанировать барабаны бонго, маракасы и трещотки. На пластинке 1978 года Brazilian Skies он пошёл ещё дальше и сделал микс из главной темы «Звёздных Войн» Джона Уильямса и бразильской самбы.

Rainbow Goblins культовый перфоманс в Будокане

В 1981 году Таканака выпустил альбом, ставший самой успешной и одновременно самой сложной его работой. Речь идёт об альбоме 虹伝説 THE RAINBOW GOBLINS, который Таканака создал, когда боролся с творческим кризисом после выпуска предыдущей пластинки T-Wave. Тайно уехав ото всех на остров Гуам, он нашёл там детскую книжку итальянского автора Уль де Рико о семи гоблинах и, находясь под впечатлением от истории и поражающих воображение иллюстраций, решился создать концептуальный альбом.

Книга, взятая за основу альбома - “The Rainbow Goblins”, UL DE RICO
Альбом 虹伝説: THE RAINBOW GOBLINS, 1981 г.

Сюжет сказки де Рико строится вокруг семи гоблинов, которые отправляются в долину, чтобы полакомиться радугой, которая вот-вот должна родиться. Они наблюдают за созданием радуги и пытаются поймать её верёвками. Однако природа бунтует против них: растения, сами поглотив радугу, топят в её соке гоблинов. Таким образом в долине снова воцаряется мир.

Мораль: не надо пытаться подчинить природу своей воле, а стараться сосуществовать с ней в мире и гармонии.

Долина, куда гоблины пошли за радугой
Семь гоблинов
Охота за радугой

У пластинки была поистине масштабная рекламная кампания. Так, буквально за месяц до её выпуска издательская фирма образовательных книг для детей Сёгакукан выпустила историю Уль де Рико на японском языке. Таканака же дал двухдневный концерт в Будокане, который позже выпустили на дисках, видеокассетах и других носителях. В одно мгновение Таканака стал не только культовым гитаристом, но и  звездой японской музыки в целом.

Выступление Таканаки в Будокане в приятном смысле шокировало многих. Те, кто были на том концерте с ностальгией вспоминают причудливый микс света, музыки и голоса чтеца за сценой, который создавал атмосферу волшебной сказки. Артист специально для выступления в Будокане заказал себе любимую Yamaha SG, покрашенную в цвета радуги и волосы в соответствующую цветовую палитру.

Выступление имело настолько бешеный успех, что после него начался так называемый «Таканака-бум» среди молодых слушателей. Его игре и ярким сценическим образам старались подражать, а кто-то впервые серьёзно решил заняться гитарой.

Неисправимый коллекционер

Таканака известен своей богатой коллекцией гитар, созданных по его собственному дизайну. Тем не менее, в ней всего две основные модели: Yamaha SG и Fender Stratocaster, с которыми он не расстаётся со времён первых выступлений.

Yamaha SG стали ассоциироваться с Таканакой после выпуска композиции Blue Lagoon, для исполнения которой он заказал эту гитару в тёмно-синем оттенке, как «цвет моря на Окинаве». Так появилась версия SG-T, где T означало инициал фамилии гитариста. Именно эта модель стала для Таканаки объектом экспериментов с кастомизацией. Среди других личных модификаций гитара Yamaha SG с инициалами TK (производное от Takanaka) и синяя версия, усеянная мелкими золотыми блёстками. За внешний вид фанаты дали этой модели шуточное прозвище «фурикакэ». Это слово означает посыпку из нори, которой часто приправляют рис.

Таканака с культовой SG-2000 MT "Lagoon Blue"
Yamaha SG-T с инициалами гитариста
Yamaha SG-T "Фурикакэ"

Сёрф-гитара

В 2003 году Таканаке пришла в голову безумная идея скрестить гитару и доску для сёрфинга. Его настигла ностальгия по старым временам, когда сёрфинг ещё был в моде.

«Я подумал, что было бы забавно превратить сёрф в гитару после того, как вспомнил о популярности сёрфинга во времена “мыльного пузыря”. В придачу ко всему у меня как раз есть подходящие к этому летние композиции»,  —  признавался он позже в интервью музыкальному сайту Barks. Доска, кстати, была взята настоящая, а в выдолбленное отверстие поместили корпус с грифом от SG. Весит шедевр 6-7 килограмм. Уже немолодой Таканака может исполнить на ней только пару песен. «Если бы мне сказали играть на этом 2 часа, я бы наверное умер»,  —  откровенно высказался Таканака в интервью всё тому же Barks.

Сёрф-гитара c корпусом и грифом от Yamaha SG

Впервые он появился с этим инструментом на сцене на концерте Live 2004. Изначально гитара была светло-голубой, но позже была перекрашена в красный цвет, который и закрепился в памяти фанатов.

 

Дебют Таканаки с сёрф-гитарой на Super Live 2004

Гитары-диорамы

Ещё в средней школе Таканаку привлекло создание диорам трёхмерных детализированных макетов. Это занятие ему быстро приелось, но первое впечатление осталось на всю жизнь. Поэтому позже ему пришла в голову идея о создании таких моделек у себя на гитарах. В итоге, благодаря помощи профессионалов, у Таканаки появились три эксклюзивные гитары-диорамы с детализированными холмами, тоннелями, речками и настоящими ж/д путями с курсирующими поездами. Всё это выглядит безумно красиво, но поезда всё же мешают во время исполнения, как с улыбкой отмечает гитарист.

Кастомная Takanaka Stratocaster - первая гитара-диорама
Курсирующий трамвай по кольцевому маршруту Stratocaster.
И акустика тоже в ход пошла. На фото гитара модели Martin LX2

Вместо заключения

Жизненный цикл фьюжна был скоротечен: уже в конце 80-х жанр постепенно сошёл на нет из-за серьёзных экономических изменений внутри страны. Однако с уходом этой эпохи Таканака не собирался ставить точку в своей карьере. В 2024 году исполнилось 50 лет его непрерывной деятельности. За это время Таканака выпустил более 40 альбомов, среди которых не только студийные, но и записи с выступлений артиста. Также в 2000 году он открыл собственную звукозаписывающую компанию Lagoon Records.

И по сей день гитарист даёт концерты, в основном памятные. Так, с сентября 2024 года стартовал тур TAKANAKA SUPER LIVE 2024 「黒船 来航50周年」, который посвящён 50-летнему юбилею его карьеры. Название отсылает к альбому 黒船 курофунэ «чёрные корабли» группы Sadistic Mika Band, членом которой Таканака был в самом начале творческого пути. Только к названию тура добавили 来航 райко: «прибытие». Получилась отсылка к 1853 году, когда в Японию прибыла миссия коммодора Перри по «открытию» Японии для иностранных держав. Получается, что именно первая группа, в которой Таканака был исполнителем, открыла для него те самые дальние страны, которые он воспевал в своём дебютном альбоме и пронёс через всё своё творчество.

Алексей Фадиев
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту