Яндекс Метрика

Расцвет кукольного театра: Тикамацу Мондзаэмон

В 2024 году исполнилось ровно 300 лет со дня смерти величайшего японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона. Своими неординарными для XVII—XVIII веков пьесами он стал известен ещё при жизни, и до сих пор о нём вспоминают как об одном из отцов кукольного театра бунраку.

Жизненный путь Тикамацу Мондзаэмона как драматурга условно можно разделить на три периода: первый — его становление как человека искусства и знакомство с театром, второй — работа с пьесами кабуки, и третий — работа с кукольным театром дзёрури, который в наше время называют бунраку. 

Становление

Его детство было не слишком выдающимся, однако стоит отметить, что Мондзаэмон был отпрыском самурайского рода, а его настоящим именем было Сугимори Нобумори. Какое-то время он учился в храмовой школе, а после, уже в юношестве, служил при разных знатных домах в Киото. В общем, человеком он был образованным и хорошо знакомым с литературой и искусством. 

Свой творческий путь Тикамацу начал с жанра хайкай — это, грубо говоря, те же трехстишия хайку, только юмористические. В 1671 году, когда Тикамацу исполнилось 18 лет, поэт Ямаока Гэнрин опубликовал антологию «Такарагура», или «Сокровищница», в которую вошло и несколько хайкай Тикамацу. Но, скорее всего, эти стихи он писал не из большой любви, а лишь потому, что они были популярны среди молодых людей его сословия. 

А вот серьёзно задумался о творческой карьере Тикамацу во время службы у придворного вельможи Огимати. Это был прославленный автор юмористических стихов, а также писал пьесы для известного среди современников декламатора дзёрури Удзи Каги. Некоторые источники гласят, что Тикамацу часто отправлялся с поручениями к этому рассказчику, а также помогал своему господину в сочинении пьес для Удзи. Скорее всего, именно тогда и зародился интерес будущего драматурга к театру и, в частности, к театру дзёрури.

К тому же, именно в этот период Тикамацу подрабатывал в театре кабуки. Он выполнял обязанности работника сцены: стучал в колотушки, оповещая о начале и конце действий, аккомпанировал хору, а также помогал в реставрации реквизита. Многие исследователи предполагают, что он уже тогда сам писал пьесы. В любом случае, этот опыт помог Мондзаэмону глубоко погрузиться в драматургию кабуки и познакомиться с различными актёрскими техниками на практике. А общение с людьми искусства стимулировало его природный талант, и поэтому к 25 годам он обладал всем необходимым, чтобы внести свой вклад в приближающуюся эпоху расцвета культуры — эпоху Гэнроку (1688—1704 гг.).

Работа над пьесами кабуки

Свою первую пьесу для кабуки Тикамацу поставил в 1677 году в киотском театре Мандаю-дза. Тогда он и дебютировал как драматург. Пьеса называлась «Злой дух госпожи Глицинии» и, предположительно, содержала очень много поэтических образов и культурных отсылок, поэтому произвела фурор среди зрителей. К сожалению, пьеса не сохранилась.

За время работы в кабуки Мондзаэмон создал немало серьёзных пьес на исторические темы — дзидаймоно. Он заимствовал традицию классического театра Но, поместив его в более современный и раскрепощённый кабуки. Его интерес к подобной тематике неудивителен, в конце концов, он вышел из самурайской семьи и получил соответствующее воспитание. А истории о бравых воинах, прославлявших бусидо, были популярны среди всех сословий. 

Помимо исторических драм, Тикамацу писал и бытовые — сэвамоно. Этого требовала сама эпоха, так как театр стало посещать огромное количество горожан среднего сословия. А что может быть лучше для театра, чем отражать мир, в котором живут зрители?

Большинство своих бытовых пьес Тикамацу написал для труппы во главе с известным актёром Сакатой Тодзюро. При написании этих пьес Мондзаэмон пользовался типичным принципом драматургов тех времён: он буквально подстраивал свой текст под потребности и особенности основных актёров коллектива. Саката Тодзюро был совершенно реалистическим актёром, любил и брал исключительно роли персонажей из народа, играя их естественно и непринуждённо. Сакату можно даже назвать основателем японской реалистической школы, и поэтому Тикамацу, создавая образы специально под него, невольно стал одним из первооткрывателей реализма в театре.

Саката Тодзюро

Стоит отметить, что драматургов того времени нельзя было назвать художниками в возвышенном смысле этого слова. Они творили, стремясь угодить публике, признание которой буквально было их хлебом. По этой же причине Тикамацу плотно работал с бытовыми сюжетами. Героями его пьес вместо привычных воинов и аристократов стали лавочники, купцы, крестьяне и куртизанки, то есть те самые горожане, в последнее время часто развлекавшие себя театром.

Несмотря на тесное сотрудничество с артистами кабуки, Тикамацу даже в этот период своей жизни иногда писал пьесы и для дзёрури.

Дзёрури, или правильнее будет сказать нингё-дзёрури — это японский кукольный театр, в котором всех персонажей озвучивает один рассказчик, зачитывающий пьесу особым народным песенным сказом дзёрури. В современном мире этот театр называют бунраку.

Сначала в подобных пьесах у Тикамацу были достаточно неуклюжие как сюжеты, так и манера исполнения, и зачастую они являлись переделками драм Но или же подражанием более старым пьесам дзёрури. Сюжет был затянут и лишён драматизма, а времени и месту повествования Тикамацу вообще не уделял внимания. Однако ему удалось постепенно избавиться от этого унылого подражания, в чём ему помог и опыт написания пьес для кабуки. Тикамацу со временем выработал более театральный и ясный стиль. Диалог в пьесах стал более гибким и на сцене добавлял одушевлённости безжизненным куклам с неподвижным лицом. Тикамацу стал известен именно потому, что смог добиться этого ощущения живости всего происходящего на сцене, на которой выступали не гибкие и эмоциональные актёры, а статичные куклы. И всё это лишь благодаря тексту!

Мастерство Мондзаэмона достигло пика после знакомства с талантливым сказителем дзёрури Такэмото Гидаю, в честь которого позже и дали название профессии рассказчика. Большинство своих текстов Тикамацу написал именно для него. Благодаря творческому дуэту Тикамацу и Гидаю кукольный театр постепенно приобретал всё большую популярность и в какой-то момент даже затмил кабуки. К тому же, прославленный актёр кабуки Тодзюро не молодел, про него забывали, а достойных учеников у него не было. После ухода Тодзюро из театра Мондзаэмон не мог найти другого актёра, который вдохновлял бы его так же. Отношения с новыми артистами у Тикамацу тоже не ладились, и он решил окончательно порвать с кабуки. Тем более, вместо этого он мог начать полномасштабную работу с Гидаю, с которым они успели стать близкими друзьями, над возымевшими популярность пьесами дзёрури. Тикамацу не мог упустить такую возможность.

Рассказчик гидаю в современном театре бунраку

Отец кукольного театра

К началу XVIII века слава Киото как культурного центра несколько поблекла, особенно в сфере театра. Центром кабуки стали считать Эдо, а основные деятели дзёрури переместились в Осаку, куда и отправился в 1705 году Тикамацу. Там он в свои 52 года заново родился как драматург: его творческие порывы больше не сдерживали особенности живых актёров, теперь в распоряжении постановщика были только куклы.

Первой пьесой, которую Мондзаэмон написал в Осаке ещё до того, как окончательно поселился там, была одна из самых знаменитых его работ — «Сонэдзаки синдзю», или «Двойное самоубийство влюблённых в Сонэдзаки». Это также была одна из первых пьес, которая содержала описание синдзю, — популярной тогда практики двойного самоубийства. 

Тикамацу славился тем, что очень любил разные слухи, быстро их собирал и с той же скоростью превращал в занимательные злободневные сюжеты. Поэтому совсем не удивительно, что он написал достаточно много пьес, содержащих описания двойных самоубийств, которые действительно часто происходили в его время. Впоследствии многие драматурги взяли «Сонэдзаки синдзю» за образец, и синдзю стало жанром, причём очень популярным.

Друг Тикамацу Ходзуми Икан во время бесед с ним бережно делал записи, в которых и запечатлел одно из эстетических воззрений Мондзаэмона: «Искусство находится на тонкой грани между правдой и вымыслом». Это принцип, который Тикамацу оформил в «Сонэдзаки синдзю» и которым продолжал пользоваться до конца своей жизни. С подобным подходом к делу он смог внести большой вклад в развитие бытового жанра сэвамоно, где зрители прежде всего хотели видеть точность в изображении настоящего времени. 

В основе «Сонэдзаки синдзю», конечно же, лежала реальная истории двойного самоубийства приказчика и куртизанки, произошедшая незадолго до создания самой пьесы. Как уже было сказано, эта история была в целом типична для того времени: любовники утратили наслаждение от жизни и решились на самоубийство, причём такое, чтобы оно ещё долго было темой для сплетен. 

Тогда перед Тикамацу встала задача написать одновременно правдоподобную и трагическую пьесу на основе свежего и вполне реального материала. Следовать только фактам — не вариант. Превратить героев истории в фантасмагорических персонажей по заветам исторического жанра дзидаймоно — тоже странно, эти «маленькие люди» не могли быть доблестными героями. Поэтому Тикамацу поступил так: главного героя Токубэя он сделал наивным и чересчур мягким, способным на ужасные глупости, а героиню О-Хацу наделил невиданной верностью, что в реальности не очень соответствовало образу куртизанки. Получилась идеальная картина того, как любовь героев искупает все их человеческие слабости и придаёт им некоторого благородства. 

В «Сонэдзаки синдзю» Тикамацу вывел успешную формулу жанра сэвамоно: маленькие люди со своими человеческими страстями находят выход скрытому благородству и силе духа.

Кусочки представления по пьесе «Сонэдзаки синдзю»

В течение 10 лет после написания «Сонэдзаки синдзю» Мондзаэмон продолжал создавать успешные пьесы для Гидаю. Осакский кукольный театр «Такэмото-дза» благодаря плодотворной работе Тикамацу буквально достиг вершины своей популярности как и сам жанр дзёрури. К сожалению, в 1714 году скончался Гидаю, и Такэмото-дза оказался на грани банкротства, но Мондзаэмону удалось спасти его благодаря очередной талантливой пьесе «Битвы Коксинга», где повествовалось о распрях китайских правителей династии Мин.

В 1720 году, всего за пять лет до своей смерти, Тикамацу пишет ещё одно произведение, описывающее двойное самоубийство — «Синдзю тэн-но Амидзима», или «Самоубийство влюблённых на острове Небесных Сетей». Эта пьеса лучше всего отражает ещё одну особенность его творчества — яркий конфликт гири-ниндзё. Гири — это внешние обстоятельства, независящие от человека, а ниндзё — его внутренние желания. Хотя такая чёткая грань между понятиями была проведена уже после Тикамацу. В его же творчестве разделение между гири и ниндзё отсутствовало, этот единый термин можно было описать как смешанное чувство внутреннего противоречия.

Главный герой пьесы Дзихэй характером напоминает Токубэя — такой же простодушный и слегка безвольный. Он оказывается в любовном треугольнике: по одну сторону его жена, а по другую куртизанка Кохару. Обе ему очень дороги, поэтому, когда дело доходит до столкновения между женой и любовницей, Дзихэй впадает в отчаяние при мысли, что может потерять одну из них. И тут начинаются сплошные противоречия гири-ниндзё. Куртизанка, хоть и предана своей любви к Дзихэю, из чувства долга перед его женой начинает притворяться, что не хочет двойного самоубийства с возлюбленным. Жена тоже любит Дзихэя и хочет вернуть его в семью, но боится, что это может стоить жизни куртизанке, и просит мужа выкупить её. 

Кульминация истории является отличной иллюстрацией гири-ниндзё: когда Дзихэй и Кохару приезжают на место совершения самоубийства, все их мысли и действия направлены на исполнение долга перед женой Дзихэя. Герой отсекает волосы в знак того, что отказывается от своей прошлой жизни, и говорит, что его брачные узы теперь остались в его мирском прошлом. Затем он предлагает возлюбленной умереть на суше, пока он бросится в море, чтобы жена не подумала об их совместной кончине. Так и заканчивается история, ставшая одной из знаковых пьес Тикамацу.

В последние годы жизни Мондзаэмон работал с учеником Гидаю — Масатаю, который отличался особо драматичным и хара́ктерным произнесением диалогов. Это сотрудничество вдохновляло Тикамацу учиться передаче тонкостей человеческой психики в бытовых сценах. Так что в этот период были созданы величайшие пьесы Мондзаэмона: напряжённые, трагические или насыщенные юмором и изобилующие живыми диалогами. 

Хоть Тикамацу и был полузабыт, он, несомненно, внёс огромный вклад в развитие японского театра, как кабуки, так и дзёрури.

Более того, Мондзаэмон, по сути, сформировал канон для театра дзёрури, который позже превратился в театр бунраку и сыграл большую роль в поддержании «японского духа» в эпоху Мэйдзи.  Он первым стал отходить от текстов уже существовавших и избитых сюжетов, добавлял что-то от себя, а после и вовсе стал сочинять тексты на основе недавно произошедших событий. Он также продолжил дело своих немногих предшественников-реалистов, развивая бытовой жанр сэвамоно, не забывая при этом об эпических самурайских битвах в дзидаймоно.

Что касается его драм кабуки, то они, к сожалению, дошли до нас в неузнаваемом виде, так как у драматургов кабуки было принято редактировать пьесы прямо в рукописях своих учителей и предшественников, изменяя их под свои нужды. Тем не менее, именно Тикамацу принадлежат первые заслуживающие внимания пьесы кабуки.

Умер Мондзаэмон в 1725 году в возрасте 72 лет. Для своей эпохи он прожил невероятно долгую и насыщенную жизнь и до самого конца сохранял ясный рассудок, подарив миру не одну великую пьесу.

К сожалению, не все пьесы Тикамацу Мондзаэмона переведены на русский язык, но мы всё же можем ознакомиться с одними из самых популярных его произведений: «Самоубийство влюблённых на острове Небесных Сетей», «Ночная песня погонщика Ёсаку из Тамба», «Масляный ад», «Гонец в преисподнюю», «Девушка из Хаката в пучине бедствий», «Копьеносец Гондза в двойном плаще», «Барабан волн Хорикава» и «Новогодняя сосна, вырванная с корнем».

Источники

Кирквуд К. П. — Ренессанс в Японии. Культурный обзор XVII столетия

Кин Д. — Японская литература XVII—XIX столетий

Горегляд В. Н., Григорьева Т. П., Маркова В. Н. — Ночная песня погонщика Ёсаку из Тамба. Японская классическая драма XIV—XV и XVIII веков

Мария Горбачёва
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту