Мечты о городе из деревни
Удивительно, но Тадзима живёт и творит не в Токио или Осаке, а в небольшой деревушке в префектуре Нара. По словам художника, это местность настолько удалённая, что в ней он встречает больше животных, чем людей. Нара – земля тысячелетних деревянных храмов, живописных природных пейзажей и сотен знаменитых нарских оленей. Для кого-то это может показаться настоящей сказкой, но не для Тадзимы. Эти пейзажи не вдохновляют и не удивляют Тадзиму, ведь здесь он родился и вырос. А вот то, о чём он всегда мечтал – бетонные лабиринты небоскрёбов, тянущиеся к небесам.
В юношестве Тадзима посмотрел полнометражные аниме «Призрак в доспехах» и «Акира». В них он увидел другой мир, в котором никогда не был. Этот мир стал его вдохновением, которое он сохранил в себе на всю жизнь. А потом, став старше, он понял, что эти городские пространства – реальны, не выдуманы специально для аниме, просто находятся в других местах. Поэтому Тадзима стал как можно чаще посещать этот «другой мир». И хотя бетонно-стеклянные джунгли и стали источником его неиссякаемого вдохновения, он всё равно решил остаться в Наре и основать свою художественную студию именно там.
В школьные годы одноклассники считали Тадзиму странным из-за замкнутого характера. Ему было непросто общаться и взаимодействовать с людьми, поэтому неожиданно для самого себя он ушёл в искусство. Для него какое-то занятие было лучше, чем неудобное и неловкое общение с людьми, которые его не понимали.
Уединение в глухой местности и отсутствие контактов с людьми даёт художнику возможность творить столько, сколько ему потребуется. В тишине и одиночестве Тадзима заглядывает внутрь себя и сосредотачивается на работе, которая помогла ему принять свою замкнутость.
В деревне Тадзима по памяти восстанавливает крупные города. А потом привозит их в города реальные, устраивая в Токио выставки своего творчества (работы Тадзимы даже удостоились призов на художественных конкурсах), и таким образом снова возвращается в свой рай мегаполисов.
Построение мира искусства
Работы Тадзимы представляют собой массивные панно с плотно застроенными городскими пейзажами, тщательно прорисованными чёткими чёрно-белыми линиями. Через экраны телефонов и компьютеров эти работы выглядят как обычные картинки обычного размера, но только на выставках Тадзимы можно понять, насколько нарисованные мегаполисы огромны – они буквально заполняют стены, заманивая зрителя вглубь себя, словно магические порталы.
Как говорит художник, он мыслит в 3D и стремится создать пространство внутри изображения. В среднем размеры его произведений составляют около 5 метров в длину, но даже такой размер Тадзиме кажется небольшим. Ведь настоящие города намного, в тысячи раз больше, чем эти панно.
Тадзима считает, что его работам не совсем подходит слово «картины», а себя он не может назвать «художником». Ведь он буквально «строит» здания внутри холстов, а его строительные леса – разнообразные художественные инструменты, необходимые для создания настолько чётких и детализированных работ. К тому же, время, которое уходит на завершение одной работы, вполне сопастовимо с временем строительства небоскрёба. Тадзима говорит, что одно его панно занимает примерно два года. И это при том, что художник творит в своей студии с утра до вечера 365 дней в году.
Чтобы создавать настолько большие произведения, сначала Тадзима делает серию небольших набросков – это помогает ему определить планировку и композицию. Затем он прикрепляет к стене огромный лист бумаги, набрасывает предварительный рисунок с помощью карандаша и линейки, а затем дорисовывает последние линии ручкой и масляным маркером. Для многих крупных частей работы ему приходится использовать лестницу, чтобы добраться до более высоких секций. Поэтому у Тадзимы часто болит спина.
Реальные и воображаемые города будущего
Городские пейзажи Тадзимы напоминают знакомые нам города, но на самом деле их не существует. Художник черпает вдохновение в реальных городах Китая, Тайваня и Гонконга, но придумывает новые здания и композиции. Он побывал во многих мегаполисах материкового Китая, посетил Гонконг более 10 раз и Тайвань более 30 раз. На Тайване художник даже какое-то время жил и изучал мандаринский китайский язык.
Языки – ещё одно вдохновение Тадзимы. По его словам, в мире есть столько всего интересного, что можно увидеть, сделать и узнать, так много людей, с которыми можно пообщаться. Именно поэтому он изучает мандаринский, кантонский и корейский. Тадзима считает, что для того, чтобы творить, ему не нужно изучать искусство страны, которую он посещает. Ему нужно общаться с её жителями на их язhttps://konnichiwa.ru/4189/ыке, потому что «слова так же глубоки, как и искусство».
Гонконг можно назвать идеалом огромного развитого азиатского города, считает Тадзима. Один из его кумиров, режиссёр Осии Мамору – создатель «Призрака в доспехах» – тоже вдохновился Гонконгом. На его основе Осии создал свой город будущего в «Призраке». Даже Лос-Анджелес из американского фильма «Бегущий по лезвию» наполнен азиатскими образами, потому что многие фантасты представляли себе будущее как что-то мультикультурное. Тадзима называет Гонконг городом иммигрантов со всего света, поэтому в нём есть этот элемент смешения культур. А Токио постепенно становится похож в этом на Гонконг, считает художник.
В мир технологий и обратно
Ещё один мир, в котором часто обитает Тадзима, – это цифровой мир. Из-за жизни в удалённой деревне он редко встречается с новыми людьми лично – к нему просто-напросто проблематично доехать. Даже когда художник организует выставки в крупных городах, он бывает там всего несколько дней. Так было и с его последней выставкой Beyond the Lines в токийской галерее Roppongi Hills A/D Gallery в сентябре 2022 года, на которой он ещё и презентовал свой одноимённый артбук.
Поэтому Тадзима очень любит социальные сети. Интернет открывает ему весь мир, и художник может общаться с людьми, которых иначе никогда бы не встретил. В социальных сетях же он показывает свой рабочий процесс, свою студию, детали работ и другие грани искусства, которые не может раскрыть выставка уже готовых произведений.
И если безграничные связи – это светлая сторона технологии, то тёмная сторона – это замена человека искусственным интеллектом. Тадзима считает, что нейросети важны – они могут помочь человеку во многих сферах его жизни. Но только не в искусстве.
Его городские пейзажи как раз и прекрасны тем, что он представлял их, мечтал о них, с любовью собирал воспоминания и тщательно создавал работы в течение нескольких месяцев и даже лет. Эти произведения имеют большое значение как для художника, так и для его зрителей. Если искусство – это смысл жизни человека, его причина жить и мечтать, зачем отдавать его на создание кому-то ещё? Поэтому Тадзима не собирается отдавать его искусственному интеллекту.
Источники: Tokyo Weekender, NeoCha, 銀座 蔦屋書店