«Бездомный бог» (ノラガミ норагами) – манга дуэта художниц под псевдонимом Адатитока. Она рассказывает о приключениях малоизвестного и забытого народом бога бедствий и разрушений Ято, который хочет вернуть себе народную «популярность» и стать одним из самых почитаемых богов. На своём пути Ято встречает множество других богов, как дружественных по отношению к нему, так и враждебных. Очень важным в его жизни является грозный бог войны Бисямон, один из Семи богов счастья. А если точнее… богиня.
Семь богов счастья
Семь богов счастья (七福神 ситифукудзин) – целая группа божеств, которые приносят счастье и процветание. Познакомиться поближе с этими богами можно в этой статье.
Бисямон
Бисямон — величественный бог процветания и богатства, страж и властитель севера, покровитель военных. Несмотря на свой воинственный вид, он является защитником от всех несчастий.
Но Адатитока решили подарить Бисямону женский облик. В «Бездомном боге» Бисямон – привлекательная молодая девушка со светлыми длинными волосами и весьма откровенным нарядом. Как и её прототип, она обладает серьёзным и воинственным характером, всегда готова к сражению. Но на самом деле богиня Бисямон – дружелюбная, справедливая и сострадательная. По сюжету она дала дом и новую жизнь огромному множеству свободных духов мёртвых людей. «Свободные духи» – это блуждающие души людей, убитых или умерших в результате несчастных случаев. Таким образом она стала «матерью» этих душ и относилась к ним как к своей огромной семье, оберегая и защищая.
Возможно, дав Бисямону женский облик, авторы хотели больше подчеркнуть мягкие черты этого бога. Несмотря на то, что он бог воинственный, он лишь стремится защищать людей, своих последователей, от бед и приносить счастье и благополучие в их жизни.
Эбису
Эбису – один из самых любимых и почитаемых японцами божеств, бог торговли, богатства и изобилия. В «Бездомном боге» он представлен в виде серьёзного человека в костюме и чёрном пальто. В общем, ничем не примечательном образе сдержанного офисного работника. Что весьма интересно, учитывая, что бога Эбису всегда изображают смеющимся или улыбающимся. Персонаж Эбису в манге и аниме перерождается, и в своём новом перерождении он больше похож на свой прообраз: искренний улыбающийся мальчик с блеском в глазах. Но даже такой серьёзный и хмурый облик тоже оправдан: так как Эбису является богом торговли, он, скорее всего, много трудится и неплохо зарабатывает. Прямо как японский офисный работник.
Бог Эбису также покровительствует рыболовству и рыбакам. Всё из-за того, что по легенде он был рождён богами-создателями Идзанами и Идзанаги, но был похож на пиявку, за что родители выбросили его в море. Всё это также находит отражение в «Бездомном боге»: Эбису-персонаж при встрече с Идзанами называет её «мамой», а при перерождении оказывается у морского причала.
Оокунинуси
Оокунинуси в «Бездомном боге» – это высокий и крепко сложенный мужчина в… солнцезащитных очках. Иногда он появляется в образе брутального качка в кожаной куртке, иногда в традиционном японском одеянии. Собственно, его внешний вид соответствует его характеру: крутой и грубоватый, но очень заботливый в душе. Но ведь среди Семи богов счастья нет никого с именем Оокунинуси, почему же тогда в манге и аниме он входит в эту группу?
Всё очень просто: Оокунинуси иероглифами записывается как 大国主. Если прочитать первые два иероглифа по онным чтениям, то получится Дайкоку – один из Семи богов счастья. Дайкоку – бог процветания и богатства, защитник урожая и покровитель сельского хозяйства. Из-за созвучия имён образы Дайкоку и Оокунинуси слились воедино. Но кто такой тогда Оокунинуси? Оокунинуси – тоже один из самых известных японских божеств. В мифологию он был включён как бог, изначально управляющий Японией, что явно отражается в его имени: 大国主 дословно можно перевести как «Правитель великой страны». Возможно, поэтому и в «Бездомном боге» он выглядит величаво, ведь он одновременно и великий правитель, и божество удачи. Примечательно также то, что в манге и аниме Оокунинуси держит на руках зайчика – это тоже неспроста. Существует миф про белого зайца из Инабы, в котором Оокунинуси вылечил бедного зайчика, которого покусал крокодил вани и над которым поиздевались братья Оокунинуси.
Хотэй, Бэнтэн, Фурукокудзю и Дзюродзин
Оставшиеся четыре бога счастья в «Бездомном боге» появляются лишь эпизодически, их характеры и личности не раскрыты, и можно сравнивать этих персонажей с реальными богами только по внешнему виду.
Хотэй – добродушный бог веселья, благополучия и богатства. В манге и аниме его изображают как пузатый весельчак, что, в общем-то, соответствует его реальному образу. Различие лишь в том, что у персонажа-Хотэя есть волосы, а бог-Хотэй всегда лысый.
Бэнтэн или Бэндзайтэн – богиня удачи и мудрости, покровительница деятелей музыкального и театрального искусств. В «Бездомном боге» у неё очень женственный и приятный образ с элементом костюма, который есть и у реальной Бэнтэн – воздушной лентой. А также татуировка в виде скрипичного ключа на груди, что намекает о сфере её покровительства.
Фукурокудзю – бог долголетия, крепкого здоровья и мудрости. Он представлен в образе пожилого монаха-отшельника с очень вытянутым лбом – сосредоточением его мудрости. У персонажа-Фукурокудзю не видно такого вытянутого лба, но, скорее всего, он спрятан за высокой шляпой-цилиндром. И хотя Фукурокудзю в «Бездомном боге» носит не традиционную японскую одежду, а европейский костюм, этому тоже можно найти объяснение: бог Фукурокудзю также помогает добиться популярности, успеха в делах и завоевать авторитет в бизнесе.
Дзюродзин – тоже бог долголетия, а также счастливых семейных отношений. Он является покровителем пожилых людей и сам предстаёт в виде старика с посохом. В целом, в манге и аниме его образ точно такой же.
Кофуку
Персонаж Кофуку в «Бездомном боге» выглядит как миниатюрная девушка-подросток, похожая на школьницу. Она называет себя Эбису Кофуку, чтобы люди считали её богиней удачи: «Эбису» она позаимствовала у одноимённого бога богатства, а «Кофуку» переводится как «маленькая удача». На самом же деле она – богиня нищеты и бедности Бимбогами. В синтоизме Бимбогами имеет совершенно противоположный Кофуку облик: это божество описывается как худой неопрятный старик с веером в руке и одной сломанной гэта на ноге. Однако один из его атрибутов всё-таки присутствует в образе Кофуку: её священное оружие – это веер, способный разрушить всё и вся.
Кофуку, как богиню бедности, все ненавидят. Когда она встречается с мужчинами, они влюбляются в неё, но из-за этой любви разоряются и чуть не доводят себя до самоубийства. Те, кто следуют за ней, совершают дурные поступки, причём даже некоторым другим богам она приносит неудачу. Её сила невезения настолько велика, что её боятся даже верховные боги на небесах, а своим веером она способна открыть портал в подземный мир. Несмотря на это, Кофуку – очень добрая, весёлая и отзывчивая девушка, готовая всегда прийти на выручку к своим друзьями и помочь… чем сможет.
Бимбогами из японской мифологии тоже, на самом деле, не очень любят и не почитают, так как он приносит страдания и бедность. Но считается, что бог бедности может стать богом богатства, если не бояться и сторониться его, а наоборот, сделать подношение и выразить искреннее почтение. Тогда Бимбогами принесёт этому человеку огромную удачу и богатство.
Идзанами
Идзанами – богиня-создательница японских островов, которые она сотворила вместе со своим супругом Идзанаги. Они являются родителям трёх высших японских божеств: богини солнца Аматэрасу, бога луны Цукуёми и бога ветра Сусаноо, а также множества других известных богов. Идзанами изображают как прекрасную богиню в развевающихся одеждах, которая вместе со своим супругом создаёт Японию. Но в «Бездомном боге» она выглядит очень устрашающе: живой скелет с длинными чёрными волосами. Это не выдумка авторов – с таким воплощением связан один из главных мифов японской мифологии.
После рождения бога огня Кагуцути Идзанами ослабла и удалилась в подземный мир мёртвых Ёми – Страну Тьмы или Страну Жёлтых Вод. Идзанаги тосковал по своей супруге и отправился за ней в Ёми. Но при встрече Идзанами сказала, что он пришёл слишком поздно, и попросила не смотреть на неё. Идзанаги не послушал и зажёг огонь, но вместо жены увидел страшное существо, больше напоминающее сильно разложившееся человеческое тело. Богиня разгневалась и вместе со своими слугами – такими же уродливыми обитательницами страны мёртвых – пустилась за супругом в погоню, но Идзанаги успел выбраться.
Именно на этом мифе основан образ Идзанами в «Бездомном боге». Она так же пытается оставить в мире мёртвых своего сына Эбису и главного персонажа манги и аниме бога Ято, когда они попадают в Ёми, и отправляет своих слуг в погоню за ними при попытке побега. Единственное отличие – Идзанами в манге и аниме в глазах своего «гостя» принимает облик дорогого ему человека. Поэтому Ято видит её в образе своей подруги Хиёри – молодой красивой девушки.
Тэндзин
Тэндзин – бог науки, знаний, поэзии и каллиграфии. Интересно то, что Тэндзин изначально был человеком – реально существовавшим учёным и поэтом эпохи Хэйан (794–1185 гг.) Сугавара-но Митидзанэ. При жизни он достиг высокого положения, но из-за интриг своих конкурентов был изгнан. После его смерти Японию накрыли сильные дожди и страшные грозы. Император решил, что стихию на страну послал разгневанный дух Сугавары, и тут же восстановил его во всех должностях, сжёг приказ об изгнании и велел поклоняться ему как божеству по именем Тэндзин (天神) – «бог неба». Изначально его считали богом стихийных бедствий, но со временем Тэндзину стали поклоняться как богу знаний.
В «Бездомном боге» у Тэндзина очень приближённый к прототипу образ. Он носит хэйанскую одежду, говорит в поэтической манере и даёт мудрые советы. Другие боги часто называют его по человеческому имени, Сугавара-но Митидзанэ. Он любим и обожаем, особенно во время экзаменов. У Тэндзина огромное количество храмов по всей Японии, в которых служит большое число жриц мико, что также ярко показано в манге и аниме.
Такэмидзути
Такэмикадзути – бог грома и меча. Он возник из крови бога Кагуцути, из-за которого Идзанами удалилась в мир мёртвых. Разгневанный Идзанаги пронзил Кагуцути мечом, в результате чего его тело разделилось на восемь частей, которые стали вулканами. А из крови, что капала с меча Идзанаги, появилось множество других божеств и сам Такэмидзути.
Чаще всего Такэмидзути изображается укрощающим гигантского сома Оонамадзу. Он обитает в Такамагахаре – верхнем мире, где живут небесные боги. В манге и аниме он также живёт на небесах и обладает там весьма высоким положением. Как бог грома и меча, он обладает грозной личностью, а также способен управлять облаками и стихиями. Кроме того, он может вызывать огромного дракона. Это, по всей видимости, тот самый сом Оонамадзу, который в изначальной версии мифа был драконом, обвивающим землю.
В «Бездомном боге» есть множество разных отсылок на японскую мифологию, которые порой незнающий читатель или зритель может не заметить. Но если понимать все эти отсылки, то знакомство с произведением может стать ещё более интересным и увлекательным. Поэтому если вы будете читать эту мангу или смотреть аниме, то будет гораздо интереснее, потому что теперь вы будете разбираться в японском фольклоре!