Итами Дзюдзо: талантливый сатирик с таинственной историей

Икэути Ёсихиро (настоящее имя режиссёра) родился 15 мая 1933 года в Киото. Сценический псевдоним он взял у своего отца Итами Мансаку (Икэути Ёситоэ), который тоже был режиссёром и сценаристом, известным своим сатирическим подходом. Многие фильмы Мансаку были утеряны во времена Второй мировой войны, но самый известный Akanishi Kakita («Капризный молодой человек») сохранился. 

Дзюдзо работал коммерческим дизайнером, репортёром, редактором, эссеистом и даже сдавал экзамен в инженерный колледж при университете Осаки (провалил, правда), но в итоге жизнь привела его в киноиндустрию. 

В средней школе он познакомился с Кэндзабуро Оэ, будущим лауреатом Нобелевской премии по литературе, который позже женился на сестре Итами. Писатель упоминает о Итами Дзюдзо в своей книге 1995 года «Исцеляющая семья» и в романе 2000 года «Подмёныш».

Актёрская карьера

Итами решил войти в кино в качестве актёра: в 1960 году он дебютировал в фильме Ginza no dora-neko. За свою актёрскую карьеру Итами снялся в более чем 40 фильмах и работал со многими уважаемыми режиссёрами Японии, такими как Итикава Кон, Осима Нагиса, Синода Масахиро, Куросава Киёси и Тэраяма Сюдзи. 

Итами впервые появился в англоязычном фильме в роли японского полковника в исторической военной драме 1963 года «55 дней в Пекине» с Чарлтоном Хестоном, Авой Гарднер и Дэвидом Нивеном в главных ролях. 

А роль отца-служащего в комедии Мориты Ёсимицу «Семейная игра» 1983 года принесла Итами номинацию на премию Японской киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана. 

 

Режиссура

Через год после выпуска «Семейной игры» Итами представил свой первый полнометражный фильм в качестве режиссёра. «Похороны» – остроумная, трогательная и местами рискованная драма о том, как люди справляются с обязательными похоронными торжествами после смерти члена семьи. Героиню Тидзуко сыграла жена Итами, Миямото Нобуко. Отец Нобуко скончался годом ранее, и трёхдневный похоронный ритуал вдохновил Итами на создание фильма, который получил пять наград Японской киноакадемии.

Его следующий фильм «Одуванчик» не имел такого коммерческого успеха, но произвёл большее впечатление на международную аудиторию. Известный американский актёр и режиссёр Эдвард Нортон даже включил его в пятёрку своих любимых фильмов всех времён и сказал: «Даже трудно сказать, что хорошего есть в этом фильме». 

Перед смертью Итами выпустил ещё восемь фильмов, самым известным из которых была картина «Сборщица налогов» – комедия о налоговом следователе, преследующем хитрого миллионера-уклониста.

Немного о якудза

Итами снова добился успеха в 1992 году с фильмом «Специалистка по минбо» – сатирической комедией о якудза. Действие картины происходит в отеле, кишащем якудза, которые заключают сделки и доставляют неудобства другим постояльцам. Владелец отеля пытается выиграть тендер на проведение международного саммита и предпринимает несколько неудачных попыток выгнать якудза. И тут на экране появляется крутой адвокат, которого играет Миямото Нобуко (супруга Итами), и разоблачает якудза, используя свои знания законов. Фильм был снят таким образом, что когда якудза угрожали героям, их лица занимали большую часть кадра. Но чем больше героиня Миямото рушила их планы, тем меньше становились их лица в кадре. 

Обычно японские фильмы того времени романтизировали якудза, изображая их современными Робин Гудами или самураями. Итами же показал якудза глупыми вымогателями, которые грабили несчастный рабочий класс. Однако больше всего оскорбило синдикат, так это то, что в фильме преступники никогда не воплощали свои угрозы в жизнь. Ради своей репутации якудза не могли допустить такого мнения о себе.

В те времена якудза внушали страх в сердца людей, поэтому после релиза фильма полицейские начали патрулировать местность вокруг дома Итами каждые полчаса, но Итами отмахнулся и сказал прессе: «Я не думаю, что что-то произойдёт».

Через неделю после премьеры на Итами возле его дома напали несколько молодых людей с ножами. Ему оставили порезы на лице, шее и руке. Ему удалось уйти, а мужчины скрылись на чёрном автомобиле. Итами зашёл домой весь в крови и сказал своей жене вызвать скорую помощь.

Во время своего пребывания в больнице после нападения Итами написал письмо общественности: «Нельзя позволять якудза лишать нас свободы с помощью насилия и запугивания, это и есть послание моего фильма. Больше всего в этом инциденте меня беспокоит, что люди могут подумать, что якудза и правда страшные. Было бы обидно, если бы люди впадали в уныние каждый раз, когда общественность начинает выступать против организованной преступности».

Японская полиция арестовала причастных к нападению на режиссёра, но ни они их них не назвал имени заказчика. Каждый из нападавших получил тюремный срок от четырёх до пяти лет. 

Спустя пять лет после выхода фильма «Специалистка по минбо» пошли слухи, что Итами планировал снять фильм о Гото-гуми, организации якудза, основанной Гото Тадамасой, и её отношениях с японским буддийским движением Сокка Гаккай (которая насчитывает 12 миллионов членов по всему миру). По словам журналистов, если бы фильм увидел свет, то у Гото было бы много проблем.

Загадка смерти режиссёра

20 декабря 1997 года Итами был найден мёртвым рядом с местом его работы. Причина смерти – падение с восьмого этажа.

Спустя два дня после смерти режиссёра журнал Flash опубликовал статью о романе режиссёра с 26-летней девушкой. В статье напечатали чёрно-белые фотографии, на которых Итами и женщина шли вместе по улице и обедали во французском ресторане. Журнал сослался на слова некой женщины, рассказавшей, что Итами наслаждается «необычными сексуальными играми» и дал ей крупную сумму денег. Статья готовилась до смерти режиссёра, и журналисты связывались с Итами по этому поводу. Он сказал, что только брал интервью у этой женщины для съёмок фильма, и дал ей ссуду, чтобы помочь с расходами на переезд. 

В предсмертной записке, которая была найдена на рабочем столе Итами, тоже упоминался этот роман и говорилось, что самоубийство – единственный способ очистить своё имя. На экране рабочего компьютера была фотография жены, а в своей заметке он назвал её «лучшей женой, матерью и актрисой Японии». 

В семье Итами никто не верил, что он может свести счёты с жизнью из-за романа, но официально его смерть была признана самоубийством. Итами высмеивал японские традиции, а самоубийство для сохранения чести – это как раз типичное японское поведение. К тому же предсмертная записка была распечатана, а не написана от руки. Тогда и возникла альтернативная версия смерти режиссёра – смерть от рук якудза.

В 2009 году журналист Джей Адельштейн решил покопаться в этом деле для своей книги Tokyo Vice. Он считает, что Итами был убит членом Гото-гуми. По его данным, анонимный источник (а именно бывший член Гото-гуми) сообщил ему, что режиссёра вывели на крышу здания, в котором он работал, приставили пистолет к затылку и сказали: «Либо прыгай, либо снесём тебе голову» – и он прыгнул. Однако это только теория, пускай и убедительная. 

После смерти Итами его жена Миямото оставалась под охраной полиции в течение двадцати лет. В конце фильма «Специалистка по минбо» её героиня вспоминает последние слова отца перед его смертью от рук якудза:

«Все когда-нибудь умрут. И лучше умереть за свои убеждения, чем жить трусом. Помните об этом».

Полина Кисленко
Необычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту