Японский эмбиент: колыбельные для разума

Если вы часто и подолгу ищете, что бы поставить на фон, пока учитесь или работаете, а lo-fi подборки уже заслушаны до дыр, то предлагаем познакомиться с эмбиент-музыкой. Минималистичная, мечтательная, подталкивающая к раздумьям – это музыка, которая не отвлекает внимание на себя, но скорее составляет компанию и создаёт идеальную атмосферу, чтобы затеряться в своих мыслях. И особого успеха в создании такого звучания достигли японские музыканты.

Эмбиент (от англ. «окружающий») – это направление в электронной музыке, создающее ненавязчивое, «атмосферное» звучание, призванное не перетянуть на себя всё внимание слушателей, а скорее дополнить окружающее их физическое пространство и изменить его восприятие одной лишь силой звука.

В Японии это направление называют 環境音楽 канкё: онгаку – «музыка окружения». Чаще всего музыку окружения создают при помощи синтезаторов и разнообразных эффектов, но можно сказать, что японцы научились создавать ощущения, родственные ощущением от эмбиента, ещё задолго до появления первых клавишных. Вспомните японские сады, в которых часто есть устройство из бамбуковой трубки, периодически опускающейся под тяжестью воды и создающей при этом специфический ритмичный звук. Его медитативность и строгая периодичность создают почти то же чувство, что и репетитативные мелодии эмбиента, вводящие в некое подобие транса. В японской музыке окружения соединились характерные для японской культуры тяга к минимализму, внимательное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Брайан Ино, считающийся основоположником жанра эмбиент, описал эту музыку так: «Она должна быть способна приспосабливаться к уровню внимания слушателя, не навязывая ничего конкретного, она должна быть настолько же игнорируемой, насколько и интересной».

В неспокойное время неопределённость и тревога заставляют нас искать что-то, что поможет отвлечься – и во многом поэтому интерес к эмбиент-музыке растёт уже не первый год. Эмбиент даёт возможность отдохнуть, расслабиться и скрыться от пугающей реальности, и недавнее повторное открытие японских представителей жанра пришлось как нельзя кстати. Сейчас на YouTube можно без труда отыскать множество записей японского эмбиента 80-х, которые на многие годы были забыты. Многие музыканты, творившие музыку окружения на заре жанра, в своё время не получили широкого признания. Однако сегодня их произведения, задавшие планку для целого жанра, смогли оценить по достоинству люди со всего мира.

Для знакомства с жанром советуем послушать альбом-сборник с прямолинейным названием Kankyō Ongaku: Japanese Ambient, Environmental & New Age Music 1980-1990, составленный музыкантом Спенсером Дораном и выпущенный в 2019 году. Альбом объединил в себе десять разноплановых композиций от десяти японских музыкантов прямиком из 80-90-х, что делает его отличной отправной точкой для погружения в музыку окружения тех лет.

Если вы поняли, что эта музыка вам по душе, то можно копать глубже! Например, познакомиться с творчеством музыканта Юсимуры Хироси, заложившего основы японского эмбиента.

Его альбом Music for 9 Postcards, выпущенный в 1982 году, как никакой другой раскрывает всю суть музыки окружения. Первоначально композиции из альбома были задуманы именно как фоновая музыка для Музея современного искусства Хара в Синагаве, Токио. Минималистичный инструментал, вставки звуков природы и эмоциональность получившихся произведений покорили посетителей музея, и вскоре альбом Юсимуры получил широкое распространение. В примечании к альбому Юсимура написал: «Я буду счастлив, если, когда вы будете слушать этот альбом, окружающий пейзаж предстанет перед вами в несколько ином свете».

Его более поздние работы, например, Green (1986) и Wet Land (1993), – не менее знаковые альбомы в японском эмбиенте. В них Юсимура продолжил создавать диалог между звуками и окружающим пространством, экспериментируя с сочетанием естественных звуков с минималистичным звучанием синтезаторов.

Легендарный японский музыкант Хосоно Харуоми, наиболее известный как участник фолк-группы Happy End и сити-поп коллектива Yellow Magic Orchestra, тоже экспериментировал с эмбиент-звучанием. «Эта музыка оказала на меня очень психологическое, исцеляющее воздействие, стала чем-то вроде транквилизатора, – говорил он о серии альбомов Ambient Брайана Ино. – Это было невероятно освежающе».

После астрономического успеха альбома Yellow Magic Orchestra под названием BGM (что расшифровывается как Back Ground Music) японская розничная сеть Muji обратилась к Хосоно с просьбой написать фоновую музыку для их флагманского магазина. Представители Muji хотели создать звук, который был бы одновременно привлекательным, безмятежным и минималистичным, и Хосоно удовлетворил их пожелания. Он создал для Muji несколько треков, которые транслировали то самое дружелюбное звучание, однако подошёл к написанию музыки экспериментально: успокаивающие перезвоны в композициях переплетаются с прогрессивными фортепианными аккордами. Коллекция из трёх треков Хосоно, написанных для Muji, получила название Watering a Flower. В итоге компания использовала только одну из композиций, однако позднее, в 1984 году, треки Хосоно были выпущены в качестве самостоятельной кассеты и стали настоящей классикой жанра.

Ещё один классический эмбиент-альбом 80-х – Through the Looking Glass 1983 года, созданный Такадой Мидори. Музыкальная карьера Такады развивалась нестандартно: она окончила престижный Токийский университет искусств, играла в берлинском оркестре и была активной участницей европейской музыкальной сцены, а затем вернулась в Японию и увлеклась африканскими ударными инструментами. Така присоединилась к экспериментальной группе Mkwaju Ensemble, созданной в 1979 году по инициативе Хисаиси Дзё, композитора, которому в те годы ещё только предстояло начать своё продолжительное и плодотворное сотрудничество со студией Ghibli.

Группа Mkwaju Ensemble просуществовала совсем недолго, но её уникальное звучание, в котором соединились минимализм, эмбиент и фьюжн, получило своё развитие в сольном творчестве Такады. Альбом Through the Looking Glass был записан Такадой всего за несколько дней. В нём звучат мечтательные маримбы, гонг, колокольчики, погремушки, окарины, имитирующие трели птиц, и перестукивания стаканов из-под кока-колы. Неповторимое звучание альбома возвело работу Такады в культовый статус, однако впервые альбом вышел на CD лишь в 2017 году.

Если Такада в своём сольном альбоме создавала обволакивающее звучание эмбиента, экспериментируя с редкими традиционными инструментами и стаканами от кока-колы, то музыкант Асикава Сатоси успокаивал разум своих слушателей с помощью фортепиано и арфы. Альбом Асикавы под названием Still Way, увидевший свет в 1982 году, стал первым полноформатным релизом музыканта – и последним. Асикава Сатоси трагически погиб на следующий год после выпуска Still Way в возрасте 30 лет.

В примечании к альбому Асикава писал о том, что его музыка «предназначена для непринуждённого прослушивания» и «должна расплываться, как дым, и стать частью окружающей среды». Трогательные минорные мелодии обладают заметным успокаивающим и даже немного усыпляющим эффектом. Мидори Такада тоже участвовала в создание Still Way – в качестве перкуссиониста.

Японские исполнители внесли заметный вклад в эмбиент-музыку, и сегодня их творения продолжают находить новых поклонников. Несмотря на то, что скоро этим композициям исполнится полвека, они всё ещё звучат очень современно и остаются востребованными – ведь человек всегда будет искать что-то, что поможет ему отвлечься от реальности, порой тревожной и пугающей.

 

Источники:

The Sabukaru Guide to Japanese Ambient Music

7 essential Japanese ambient and new age records

How Japanese Ambient Music Became a Thing in America

Kankyō Ongaku: Japanese Ambient, Environmental & New Age Music 1980-1990 (By Mark Richardson)

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту