Хосоно Масабуми родился в префектуре Ниигата в 1870 году и в 1896 году окончил университет Хитоцубаси в Токио. Он также окончил курс русского языка в Токийской школе иностранных языков.
Хосоно тогда работал в Министерстве железной дороге Японии, от которого ведёт свою историю современная компания Japan Railways. В 1910 году он первым из компании отправился в заграничную поездку, посетив Россию, Германию и Францию, чтобы перенять опыт строительства железных дорог. Затем он планировал отправиться в Великобританию, а оттуда – в США, после чего должен был вернуться домой. В 1912 году для своего путешествия он выбрал новый корабль «Титаник», предстоящий первый рейс которого широко освещался в СМИ. Хосоно купил билет во второй класс и стал единственным японцем на «Титанике».
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник» столкнулся с айсбергом. На «непотопляемом» лайнере оказалось недостаточно спасательных шлюпок, эвакуация шла в полном хаосе. Хосоно из кают второго класса даже не сумел попасть к спасательным шлюпкам, но в итоге с помощью персонала корабля всё же добрался до них через помещения третьего класса. Во время эвакуации приоритет отдавался женщинам и детям, но мужчины всё же тоже порой оказывались в спасательных шлюпках.
«Пассажиры не кричали и казались спокойными. На спасательные шлюпки в первую очередь сажали женщин и детей. Женщин было много, и все четыре шлюпки по правому борту были заполнены ими. Было и много мужчин, которые пытались сесть в шлюпки, но члены экипажа отказывали им, угрожая пистолетом».
Согласно записям Хосоно, на палубе он помогал одной женщине сесть в шлюпку. И когда та уже была готова к спуску, командир крикнул, что у него есть ещё два места. В ответ на эти слова один из мужчин тут же прыгнул в шлюпку. Моментально отреагировав, японец прыгнул вслед за ним.
«После того, как я помог женщине сесть, командовавший осмотрел шлюпку, которая уже начала спускаться вниз, пересчитал количество пассажиров и крикнул: “Поместится ещё двое!” В тот же момент в шлюпку прыгнул мужчина.
Мне больше ничего не оставалось, кроме как разделить участь корабля, и я был уверен, что больше не встречусь с любимой женой и детьми. Обуреваемый этими грустными мыслями, я увидел, как прыгает этот мужчина, и решил воспользоваться хотя бы этой возможностью. Уверенный, что меня подстрелят, я всё же запрыгнул в опускающуюся шлюпку».
Статья про Масабуми в японском журнале «Мир приключений», июль 1912 год
Из-за того, что экипаж «Титаника» при спасении отдавал предпочтение женщинам и детям, из мужчин спаслось только около 20% пассажиров, и Хосоно был среди них. Однако однозначно назвать это спасение счастьем было нельзя. Многих выживших после крушения мужчин считали трусами за то, что они оказывались в шлюпках, которые должны были наполнять женщины и дети. И если даже высокопоставленных белых мужчин, таких как бизнесмен Джозеф Брюс Исмей, пресса буквально уничтожала, то единственный японец на борту тем более не мог избежать этого.
Один из матросов, в чьей шлюпке был азиат, заявил, что в его шлюпке не могло быть мужчин, если только они не переоделись в женщин. В ходе расследований, которые проводили через несколько десятилетий, выяснили, что в шлюпке этого матроса был китаец, а не японец, но в то время именно Хосоно подвергся сильной критике.
Рассказы о «бесчестном» японце, которого изначально считали счастливчиком, достигли и Японии. На вернувшегося домой Хосоно, у которого после возвращения брали интервью газеты, и там обрушился шквал негатива. В числе критикующих его был Нитобэ Инадзо, просветитель и автор знаменитого трактата «Бусидо».
До конца своей жизни Хосоно Масабуми нёс звание труса, которому бы следовало остаться на тонущем лайнере, а не лезть спасаться вперёд тех, кто был в приоритете. Он умер в 1939 году, и его семья считала, что негативное отношение и общественное порицание сильно сказались на его здоровье и общем благополучии.
Однако съёмки знаменитого фильма «Титаник» 1997 года ознаменовали новый виток исследований того события. Историю Масабуми тоже начали перепроверять, в том числе обнаружили тот факт, что руководивший шлюпкой мужчина перепутал его с китайцем. Его имя было очищено, так как он был просто счастливчиком, который воспользовался единственным шансом, данным ему судьбой. Теперь Хосоно вспоминают не как труса, спасшегося вперёд женщин и детей, но как единственного японца на борту «Титаника», которому к тому же удалось выжить.
У него также есть современный потомок – музыкант и продюсер Хосоно Харуоми. Он стал популярным по всей стране в качестве лидера групп Happy End и Yellow Magic Orchestra, а также написал музыкальную тему к «Навсикае из Долины ветров» Хаяо Миядзаки.