История сямисэна
Среди японских традиционных инструментов сямисэн считается одним из самых молодых. В XIV веке на острова Рюкю попал китайский щипковый инструмент саньсянь, название которого записывается как 三弦, буквально «три струны». На Рюкю он стал известен под названием сансин (三線, также «три струны»), и лишь потом, XVI веке, он приехал в Японию, став там сямисэном.
Считается, что большую роль в превращении сансина в сямисэн сыграли странствующие монахи-сказители бива-хоси, а также члены Гильдии слепых Тододза – именно они первыми взяли в руки новый инструмент. Они добавили выразительность и глубину звука бивы (распространённого струнного инструмента, на котором и играли бива-хоси) к сямисэну, и он стал так популярен в городской среде, что быстро вытеснил даже саму биву.
Благодаря тому, что с его помощью можно было выразить широкий спектр эмоций, сямисэн легко вошёл во множество музыкальных жанров. Его использовали в кабуки и народных песнях, а также он стал неотъемлемым атрибутом гейш. Он также вошёл в санкёку – ансамбль из кото, сямисэна и кокю (а в эпоху Мэйдзи к нему прибавился и сякухати).
Из-за прочных ассоциаций со странствующими музыкантами, гейшами и торговцами музыка для сямисэна считалась «низкой» и «распутной». Впрочем, это никак не сказалось на её популярности – простые горожане явно были от неё без ума. Наравне с флейтой, барабанами тайко и колокольчиками сямисэн был одним из музыкальных инструментов, легко доступных простому народу. В годы Бунсэй (1818–1830 гг.) директор голландского торгового дома писал, что среди всех традиционных инструментов сямисэн – самый распространённый.
Устройство
Сямисэн – трёхструнный щипковый инструмент. Струны делаются из шёлка или нейлона, а на грифе нет ладов, поэтому считается, что музыкант должен обладать хорошим слухом, чтобы воспроизводить нужные ноты. Играют на сямисэне обычно с помощью специального плектра (или медиатора), который исторически достался ему от бивы.
Деревянный корпус предков сямисэна – саньсяня и сансина – обтягивали змеиной кожей, однако в Японии не водилось таких крупных змей, чья кожа подошла бы для инструментов. Поэтому местные мастера нашли более распространённый и доступный материал – кошачью кожу. Она и сегодня считается самой подходящей для сямисэнов, так как благодаря её тонкости звук получается лучше.
Также используют собачью кожу, хотя и отмечают, что звук из-за неё получается более грубым. В настоящее время кожа животных в основном импортируется из-за границы, и цена на неё немаленькая. Также используют кожу овец и даже кенгуру. Существуют и искусственные аналоги, однако их используют нечасто, опять же, из-за того, что они портят звук. Кроме того, они довольно уязвимы к теплу по сравнению с натуральной кожей и быстрее приходят в негодность, да и стоят дороже, чем собачья кожа.
В разных жанрах также используются разные виды сямисэна. Чаще всего они отличаются толщиной грифа, однако разница может состоять также в толщине струн, величине корпуса и других параметрах.
Одним из самых популярных видов сямисэна является цугару-сямисэн, названный так в честь региона Цугару на севере острова Хонсю, где он и появился. На цугару-сямисэне исполняют популярную музыку, для которой характерны высокий темп и импровизация.
Сямисэн сегодня
После Второй мировой войны сямисэн потерял статус «низкого» инструмента, и выросло количество музыкантов, играющих на нём. Японцы вновь принялись экспериментировать с сямисэном, смешивая традиционную музыку с западной. Один из самых известных примеров – современная группа Wagakki Band, которая сочетает традиционные японские инструменты с западными электронными. Сямисэн, конечно же, занимает не последнее место в творчестве музыкантов.
На сямисэне сегодня вообще можно играть буквально что угодно. Это доказывают и многочисленные каверы на современные песни и даже опенинги аниме.
И, конечно же, инструмент активно распространяется по миру: японские музыканты ездят по другим странам, демонстрируя своё мастерство, и иностранные музыканты тоже не остаются равнодушны к сямисэну.