Музыкальное начало
Слепые и слабовидящие люди занимали особое положение в японском обществе начиная с XIV века, когда появилось знаменитое произведение 平家物語 хэйкэ моногатари «Повесть о доме Тайра». Это был эпический роман о войне между кланами Минамото и Тайра, который читался под звуки бивы (музыкальный инструмент). Все странствующие рассказчики «Повести о доме Тайра» были слепыми и назывались 平家座頭 хэйкэ дзато. Они получили от правительства монополию на публичное исполнение этого романа благодаря «Гильдии слепых».

当道座 тодо:дза означало «Гильдия нашего пути», но в западных источниках именовалась просто «Гильдия слепых». Это была своеобразная группа поддержки для слепых мужчин, которые благодаря членским взносам получали различные льготы от правительства, как, например, право публичного выступления с «Повестью о доме Тайра». У женщин тоже была своя организация 瞽女座 годзэдза «Гильдия слепых женщин», члены которой чаще всего занимались музыкой.
Помимо исполнения романа гильдия подмяла под себя отрасли массажа, акупунктуры и игры на других музыкальных инструментах. А позже в эпоху Эдо (1603 — 1868 гг.) гильдия начала давать деньги в долг богатым купцам и самураям.
Друзья в высших кругах
Во времена Эдо Япония оставалась феодальным государством с жёсткой иерархической системой, но уже начинала подсматривать некоторые капиталистические методы у Запада. И то, что гильдии слепых разрешили давать ссуды, было чудом.
Ещё со времён выступлений с «Повестью о доме Тайра» слепые рассказчики были так или иначе связаны с императорским двором и влиятельными семьями. Изначально они пользовались покровительством клана Минамото, а позже заручились поддержкой аристократического клана Кого. Гильдия также любила распространять легенды о том, что хэйкэ дзато обучались игре на биве у слепого принца ещё в IX веке и передавали эти знания из уст в уста.
В эпоху Эдо Японией правил сёгунат Токугава. Технически сёгунат подчинялся императору, но в то время правитель был подставным лицом, не имевшим реальной власти. Гильдия слепых имела хорошие отношения с сёгунатом и освобождалась от кастового разделения, что позволяло ей давать ссуды.
Чиновники Эдо (современный Токио) курировали все гражданские споры в городе, в том числе и невыплаченные ссуды. В те времена Эдо был одним из крупнейших городов мира, и судебная система была перегружена. Поэтому иногда из-за недостатка времени чиновники отправляли истцов самих решать споры в частном порядке. Если самурай должен был денег торговцу, то сам торговец не мог выбить деньги, и долг автоматически прощался. С гильдией слепых такая тактика не работала, и невыплаченные ссуды всегда возвращались в её казну. Когда другие ростовщики прознали об этом, они начали давать ссуды через гильдию в качестве страховки. За это тододза взимали плату.
Ненависть к слепым ростовщикам
Со временем гильдия заработала столько денег, что некоторым слоям общества это очень не понравилось. Эдо иногда захлёстывали движения, желающие поставить на место тех, кто не осознавал своё положение в иерархической структуре общества. Правительство в свою очередь шло на поводу у самураев и расправлялось с теми, кто становился богаче.

Однажды самурай взял у гильдии в долг большую сумму денег, а когда пришёл срок выплаты, он сбежал из города. В итоге гильдию обвинили в том, что она забрала честь у самурая. В это же время по Эдо начали распространяться «медицинские» тексты, в которых говорилось, что слепота является результатом аморального поведения.
В конце XVIII века гильдия была расформирована, а её участники арестованы, оштрафованы, изгнаны, а некоторые даже казнены.
Наследие гильдии слепых
Несмотря на то, что гильдии больше нет, её наследие живёт благодаря национальной ассоциации иглотерапевтов. Сегодня около 30% из 90 тысяч лицензированных специалистов по акупунктуре в Японии являются слепыми или слабовидящими.
Конечно, сейчас люди с проблемами со зрением имеют доступ ко многим профессиям и даже особо активны в сельскохозяйственном секторе. Но многие следуют традиции профессии, которая много веков назад давала слепым преимущества в мире, где их хоть и не называли хининами «нелюдьми», но зачастую считали таковыми.
Источник: Tokyo Weekender