Традиционная японская музыка имеет долгую историю, но при этом остаётся актуальной и сегодня. Её можно услышать в аниме и кинофильмах, в театре, на фестивалях. Что вам больше по душе: энергичные барабаны тайко, поэтичная бива или кроткое кото? Предлагаем выяснить это с помощью нашего краткого путеводителя по японским инструментам — вагакки.
Слово 和楽器 вагакки обозначает традиционные японские музыкальные инструменты, при помощи которых исполняется 和楽 вагаку, или 邦楽 хо:гаку — японская музыка (и, как мы поймём позже, не только она).
Одним из первых инструментов Японии можно назвать колокола дотаку (銅鐸 до:таку), которые в больших количествах находят на археологических стоянках периода Яёй (300 год до н. э. — 300 год н. э.). Достоверно неизвестно, каково было предназначение медных колоколов, чья высота могла достигать метра и более, но есть мнение, что они могли использоваться в качестве ударных инструментов во время ритуальных обрядов, связанных с земледелием.
Следующий этап формирования японской традиционной музыки пришёлся на периоды Асука (538—710 гг.) и Нара (710—794 гг.), когда Япония активно заимствовала достижения соседних стран, в том числе Китая и Кореи, и не могла обойти стороной музыку. В 701 году в Японии даже утвердили специальный государственный орган — придворное музыкальное управление Гагакурё (другое название — Утамахи-но цукаса). Целью этой структуры было надлежащее исполнение музыки при дворе и во время религиозных церемоний, а также обучение молодых музыкантов. В это время в Японию приходят и более привычные нам сегодня инструменты — например, бамбуковые флейты и кото.
Постепенно заимствуя то, что создал мир вокруг них, японцы, тем не менее, принимали в свою культуру только те вещи, которые отвечали их национальному духу. Преимущественно глубже всего в японскую музыкальную традицию проникало созерцательное негромкое звучание, которое и стало основой дальнейшего развития вагаку.
Мир традиционных японских инструментов очень широк, но в этой статье мы постараемся осветить основных его представителей, которых сегодня наиболее часто можно встретить на музыкальной сцене.
Бива
В районе VIII века в Японию завезли китайский инструмент, называющийся пипа. Пипа имела корпус грушевидной формы без отверстий, а играли на ней при помощи большого треугольного плектра (медиатора) бати, напоминающего по форме лист гингко, или пальцев, ногтям при этом могли придавать особую форму. В Японии инструмент обзавёлся двумя резонаторными отверстиями в форме полумесяцев и приличным количеством разновидностей, а также японским прочтением китайского названия — бива (琵琶).
Традиционно музыка, исполняемая на биве, является аккомпанементом к рассказам сказителей. В таком качестве её использовали бива-хоси (琵琶法師), дословно — «монахи с бивой», которые странствовали по Японии по меньшей мере с XIII века. Наиболее прочно «монахи с бивой» ассоциируются с произведением «Повесть о доме Тайра», или «Хэйкэ-моноготари», крупным средневековым текстом, который повествует о войне кланов Тайра и Минамото. Сейчас произведение известно как роман, но первоначально это было устное предание, которое декламировали бива-хоси, аккомпанируя себе на биве. Именно благодаря им «Повесть о доме Тайра» получила такую широкую известность, а за бивой на долгое время закрепился статус классического сопровождения к голосу рассказчика.
Вибрация струн при игре на биве помогает достичь особого дребезжащего звука, высоко ценящегося среди музыкантов, — савари (触り). Таинственное звучание бивы, безусловно, создаёт неповторимый тон для повествований вроде тех, что когда-то рассказывали бива-хоси, но инструмент прекрасно звучит и сам по себе — убедитесь в этом сами.
Сямисэн
Сямисэн (三味線) представляет собой щипковый инструмент с длинным грифом без ладов. Сямисэн — трёхструнный, на что прямо указывает другое его название — сангэн (三絃), означающее «три струны».
Сямисэн — относительно молодой инструмент среди других вагакки, он пришёл в Японию из Китая в XVI веке. Сямисэн долгое время ассоциировался с «низкими» жанрами: первыми к новому инструменты прониклись годзэ (瞽女 «слепые женщины»), слепые исполнительницы и певицы, которые странствовали по городам и играли на улицах на сямисэнах и кокю — родственнике сямисэна, обладающем более пронзительным и печальным звучанием. Сямисэн быстро стал неотъемлемой частью представлений кабуки и бунраку, а со временем перестал ассоциироваться с нищими музыкантами и смог занять своё место как достойный представитель «высокой» музыки Японии.
Состоит сямисэн из двух частей: длинного грифа и корпуса и немного напоминает банджо. Поскольку лады на сямисэне не обозначены, для игры на нём крайне важен хороший слух. Струны сямисэна изготавливаются из шёлка, корпус и гриф выполнены из твёрдых пород древесины, а на корпус натянута кожа. Всё вместе позволяет достичь хорошего резонирования и жужжащего савари, про который мы писали выше. В руках исполнителя инструмент оживает, как и бива, при помощи медиатора бати.
Связь со слепыми музыкантами, которые больше полагались на импровизацию, чем на ноты мелодии, до сих пор проявляется в традициях игры на сямисэне. Среди исполнителей ценится индивидуальность и эмоции момента, вкладываемые в музыку. Резковатое звучание сямисэна в руках умелого музыканта превращается в ритмичную, пронзительную мелодию, в такт которой невольно начинает биться сердце слушателя.
Кото
Кото (箏) — щипковый музыкальный инструмент с 13 струнами (может быть больше в зависимости от вида). Играли на кото сидя на коленях и перебирая струны пальцами — большим, указательным и средним, на которые надевали специальные напальчники.
Если историю сямисэна можно шутливо охарактеризовать как «из грязи в князи», то кото сразу начал свою историю в Японии с выгодной позиции. Придя из Китая в VIII веке, кото стал инструментом императорского двора. Умение играть на кото являлось показателем принадлежности к дворянской культуре, и долгое время этот инструмент был недоступен музыкантам из народа. Считается, что в XVII веке кото в народ принёс музыкант из Киото, который научился играть на кото у одного из музыкантов японского двора (по другой версии — у монаха). Благодаря ему кото стал доступен и другим людям из народа, а музыкант, Яцухаси Кэнгё, стал основоположником современной игры на кото.
В Японии принято сравнивать кото с благородным драконом. Верхняя часть кото (дека) носит название 竜甲 рю:ко: «панцирь дракона», а нижняя 竜腹 рю:фуку — «живот дракона».
Кото — очень многосторонний инструмент. Его объёмное звучание может выразить целую гамму чувств, меняя настроение музыки с тревожного на мечтательное благодаря паре чётких движений пальцев исполнителя.
Сякухати
Сякухати (尺八) — открытая бамбуковая флейта, которая, как и большая часть других вагакки, о которых мы говорим в этой статьей, была заимствована японцами из Китая в VIII веке.
Сякухати — инструмент, в прошлом прочно связанный с духовными практиками. Сякухати был важным атрибутом монахов комусо (虚無僧 «монахи пустоты») из школы дзэн-буддизма Фукэ. Монахи комусо скрывали свои головы под массивными соломенными шляпами, напоминающими корзины, и практиковали суйдзэн (吹禅) — вид медитации, который представлял собой игру на сякухати. Монахи верили, что от уровня мастерства монаха как музыканта зависит степень его просветлённости.
Конструкция флейты может показаться очень простой, но даже на то, чтобы просто суметь извлечь из сякухати звук, могут уйти месяцы. Особенность этого музыкального инструмента состоит в том, что в игре на нём очень сложно выделить какую-либо систему или механизм — нужен индивидуальный подход. Возможно, именно поэтому монахи комусо считали умение играть на сякухати столь ценным.
Задумчивое и немного печальное звучание сякухати можно сравнить с ветром, нарастающим и стихающим по воле музыканта. Современные исполнители используют многогранность и диапазон сякухати, включая её, например, в джазовые композиции.
Тайко
Сложно сказать точно, когда барабаны тайко (太鼓) появились в Японии, но археологические находки говорят о том, что в VI веке тайко уже были распространённой вещью. Тогда они использовались в обрядах и для передачи информации. В эпоху Сэнгоку, или Эпоху воюющих провинций (1467—1603 гг., встречаются и другие датировки), военачальники могли использовать тайко, чтобы руководить своими армиями. Как важный музыкальный инструмент японские барабаны входили в ансамбли, выступающие при дворе, и были частью аккомпанемента к пьесам театра Но. Иными словами, тайко имел очень широкую сферу применения. Сегодня его можно услышать во время фестивалей и празднеств.
Помимо названия «тайко» можно встретить и слово «вадайко». И тайко, и вадайко — названия обобщающие. Есть множество видов японских барабанов, которые различаются размерами и возможностью регулировать звучание. Объединяет их все корпус, который выдалбливают из цельного куска древесины, и палочки, называющиеся так же, как и плектры для игры на биве и сямисэне — бати.
Тайко как современный инструмент получил второе дыхание во 50-е года XX века, когда был сформирован первый ансамбль тайко. Помимо безупречного звучания и ритма отличительными чертами выступлений ансамблей тайко являются динамичность и хореография: музыканты не просто играю, они устраивают настоящее танцевальное шоу. Мощность звука, невероятная выверенность движений и синхронность — вот что характеризует современную игру на тайко.
Традиционные инструменты на большой сцене сегодня?
Ярким примером сочетания традиционного и современного звучания в музыке является группа с говорящим названием Wagakki Band (和楽器バンド), объединяющая характерные японские инструменты и рок-обработку. На одной сцене встречаются сямисэн, кото, сякухати и гитары, создавая очень специфическое и вместе с тем притягательное звучание. Группа начинала с каверов на песни Vocaloid (разумеется, не забывая привносить в них свой уникальный стиль), но уже через несколько лет выступила с музыкой собственного сочинения в святая святых японских музыкантов — концертном зале Будокан. Пожалуй, миллионы просмотров у клипов группы на Youtube говорят сами за себя — сочетание традиционного восточного звучания и современных жанров оказалось крайне успешным и запало в сердца многим.
Смело можно сказать, что забывать японские народные инструменты пока рановато. Возможно, уходят в прошлое традиции, когда-то окружавшие их, но сами вагакки остаются, пусть и в новом амплуа, как часть современной музыкальной сцены Японии.
Источники: Tokyo Weekender;
У Ген-Ир «История музыки Японии в контексте музыкальной культуры Дальнего Востока»