В ожидании чуда: рождественские фильмы Японии

С каждым оторванным листом календаря в декабре ощущается приближение Нового года. Семьи собираются, чтобы украсить дом к предстоящему празднику, наряжают ёлку и составляют список продуктов для любимых новогодних блюд. В России с этим временем ассоциируется сразу несколько фильмов, которые отпечатались в памяти людей как «фильмы для Нового года». А что же в Японии?

На конец года в Японии выпадает сразу два крупных праздника: Рождество и Новый год. Оба являются важными, но Рождество – это коммерческий западный праздник, когда парочки любуются городскими иллюминациями, а люди с большим удовольствием едят курочку из KFC и особые торты. Но именно на тему Рождества в Японии существует довольно много фильмов, которые сами японцы смотрят, чтобы почувствовать праздничную атмосферу.

С Новым годом же, судя по словам самих японцев и различным «топ-10 новогодних фильмов для поднятия настроения», у японцев редко ассоциируются какие-то именно японские фильмы. Похоже, на Новый год японцы скорее посмотрят «Шоу Трумана», «Дневник Бриджет Джонс» или даже «Космическую одиссею 2001 года», а некоторые просто идут в кинотеатр на любую новинку, объясняя это тем, что важен не фильм, а эмоции и воспоминания, которые останутся после похода в кино с друзьями или родными. Поэтому мы рассмотрим именно фильмы о Рождестве.

Как можно догадаться, рождественские фильмы в Японии не имеют никакой связи с христианством, но что удивительно, они почти никогда не связаны даже с Санта-Клаусом! Если на Западе семьи собираются вместе и смотрят добрые фильмы о бородатом старике и его эльфах, то японцы лежат в обнимку с любимым человеком и смотрят романтические мелодрамы. Однако и японцев, и жителей западных стран объединяет вера в рождественское чудо – в этот праздник обязательно побеждает добро.

Так что если вам захочется испытать на себе японское Рождество без путешествия в постоянно открывающую-закрывающую свои границы страну, то смело идите в ближайший ресторан KFC за ведром куриных крылышек, по пути обратно прикупите тортик, а дома устраивайтесь поудобнее и включите одну из следующих картин.

«Любовь и магия чудесного Дэбикуро-куна» (MIRACLE デビクロくんの恋と魔法), 2014 г.

Очень японская романтическая мелодрама

Хикари – молодой мечтатель с нежной душой, желающий создавать собственную мангу. Однажды он встречается с кореянкой Соён, которая поразительно похожа на героиню одного из комиксов Хикари. Впечатлённый красотой новой знакомой, юный мангака не замечает любви своей подруги детства Анны. Любовный треугольник превращается в квадрат, когда Хикари встречается со своим университетским приятелем, мангакой Китаямой.

Очаровательная и предсказуемая романтика фильма разбавлена волшебными эпизодами анимации, где загадочный персонаж Дьявол-Клаус, тоже один из героев манги Хикари, комментирует события картины и даже даёт зрителю советы.

«Любовь и магия чудесного Дэбикуро-куна» – это увлекательно старомодный фильм, который даёт зрителю как раз нужное количество задушевной романтики. И хотя каждый сюжетный поворот можно угадать уже после представления главных персонажей, трогательный сюжет и приятная развязка делают эту картину отличным выбором, если любовные переживания вам по душе.

«Пока не вернётся свет» (大停電の夜に), 2005 г.

Что произойдёт, если на Рождественский Сочельник во всём Токио отключится свет?

Наблюдая за заснеженным небом Токио, 14-летний Сёта замечает женщину по имени Майко, спрыгивающую с крыши близлежащей больницы. Обеспокоенный, Сёта спешит ей на помощь. В той же больнице другой герой, Саэки, навещает своего умирающего отца. На смертном одре отец признаётся сыну в двух вещах: Саэки на самом деле является внебрачным ребёнком, а его якобы мёртвая мать жива и находится в Токио.

У Саэки есть собственные семейные проблемы: его жена готовит документы о разводе, а любовница Мисудзу не хочет расставаться с ним. Она договаривается о встрече с Саэки в их обычном отеле, где Донг-Донг, китаец-швейцар, заканчивает свою рабочую смену. Сегодня на ночном рейсе он должен полететь в Шанхай, чтобы провести Рождество с любимой.

В другом месте беременная Рэйко узнаёт о возвращении своего бывшего любовника, который только что вышел из тюрьмы после шестилетнего срока. И, наконец, Синъити, одинокий хозяин джаз-бара, напрасно ждёт свою бывшую девушку, которая уже вышла замуж. За грустным Синъити с любовью наблюдает Нодзоми, владелица магазина свечей с той же улицы.

Внезапно на Токио падает спутник, прерывая подачу электричества в город. Неожиданная темнота даёт героям отдохнуть от привычной занятой жизни, и постепенно они раскрывают зрителю свои сокровенные чувства. Как это часто бывает в японских произведениях, фильм наполнен эмоциями, скрытыми за спокойным повествованием. «Пока не вернётся свет» – это возможность заглянуть в жизнь обычных жителей Токио и убедиться в том, что в конце концов всё обязательно получится.

«Однажды в Токио» (東京ゴッドファーザーズ), 2003 г.

Классика рождественского аниме

Гин – пьяница, склонный к приступам гнева и печали. Миюки – мятежная девочка-подросток, сбежавшая из дома. Хана – трансвестит, отчаянно нуждающийся в любви и общении. Связанная случаем и нуждой, эта разношёрстная троица бездомных жила на улицах Токио, однако в канун Рождества их жизнь изменилась навсегда из-за неожиданной находки.

В преддверии праздника Гин, Миюки и Хана роются в куче мусора в поисках подарков и натыкаются на брошенного ребёнка. Вид младенца, лежащего в мусоре в холодную зимнюю ночь взывает к «материнским» инстинктам Ханы, и он настаивает на том, что троица должна найти биологическую мать ребенка. Назвав малышку Киёко (что означает «чистый ребёнок»), они начинают поиски, используя подсказки, оставленные рядом с ней: таинственный ключ и единственную записку. Но вскоре их планы рушатся, поскольку они попадают в череду беспрецедентных событий.

Редко когда можно найти японский рождественский фильм о семье, но эта картина Кона Сатоси идёт вразрез с обычаями, хотя и в довольно своеобразной манере. «Однажды в Токио» – это не беззаботная картина, так как сцены жестокости реалистично отображают бездомную жизнь, однако это и не тяжёлая драма. Кон Сатоси известен своим сюрреалистичным полётом фантазии и психоделическими сюжетами, но здесь повествование основано на реальности с небольшой щепоткой невероятных совпадений, которые поддерживают атмосферу рождественского чуда.

«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (戦場のメリークリスマス), 1983 г.

Мы можем понять друг друга, даже несмотря на наши различия

1942 год, разгар Второй мировой войны. В японском лагере для военнопленных подполковник Джон Лоуренс является связующим звеном между британскими офицерами в плену и командиром лагеря, капитаном Ёноем. Ёной свято чтит кодекс бусидо и является примером настоящего японского офицера того времени, однако его жизненные и моральные принципы начинают ломаться, когда в лагерь привозят майора Джека Селлерса. Ёной становится одержим новым пленным, одновременно испытывая интерес, желание понять и полное отрицание.

Хотя конфликт между Ёноем и Селлерсем является самой яркой сюжетной линией, на протяжении всего фильма мы видим, что японские солдаты и офицеры находятся в похожем конфликте. Кто-то ненавидит противоположную сторону, кто-то просто старается выжить, а кто-то стремится понять. Зная японский язык, Лоуренс чаще всего общается с суровым сержантом Харой, и между ними завязывается своеобразная дружба, преодолевающая все культурные различия.

«Мистер Лоуренс» является совместным японо-британским проектом, и в его актёрский состав входят такие известные люди как Дэвид Боуи, Китано Такэси, Сакамото Рюити и Том Конти. Подобная смесь военной драмы и актёрского таланта привела к созданию по-настоящему серьёзного фильма, который заставляет задуматься о ценности человеческих отношений.

Из всех представленных фильмов «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» является наименее рождественским, однако это не делает его хуже. Наоборот, по мнению автора статьи, этот фильм – лучший из данной подборки. Если вам надоели типичные праздничные фильмы и вы готовы посмотреть серьёзную картину, обязательно посмотрите «Мистера Лоуренса», но будьте готовы к сценам насилия. Мы, в свою очередь, гарантируем, что основная музыкальная тема фильма за авторством самого Сакамото ещё долго будет играть у вас в голове.

Хотя Рождество и было в некотором смысле навязано японскому обществу, японцы не были бы японцами, если бы не смогли адаптировать элемент чужой культуры под себя. Так и японские фильмы о Рождестве могут быть как и привычными Западу, так и с элементами японского мировоззрения, что делает их до удивления самобытными – и оттого ещё более привлекательными.

Источники: GaijinPotキナリノちょい虹.

Рома Jr.
Обычный редактор
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту