С каждым оторванным листом календаря в декабре ощущается приближение Нового года. Семьи собираются, чтобы украсить дом к предстоящему празднику, наряжают ёлку и составляют список продуктов для любимых новогодних блюд. В России с этим временем ассоциируется сразу несколько фильмов, которые отпечатались в памяти людей как «фильмы для Нового года». А что же в Японии?
На конец года в Японии выпадает сразу два крупных праздника: Рождество и Новый год. Оба являются важными, но Рождество – это коммерческий западный праздник, когда парочки любуются городскими иллюминациями, а люди с большим удовольствием едят курочку из KFC и особые торты. Но именно на тему Рождества в Японии существует довольно много фильмов, которые сами японцы смотрят, чтобы почувствовать праздничную атмосферу.
С Новым годом же, судя по словам самих японцев и различным «топ-10 новогодних фильмов для поднятия настроения», у японцев редко ассоциируются какие-то именно японские фильмы. Похоже, на Новый год японцы скорее посмотрят «Шоу Трумана», «Дневник Бриджет Джонс» или даже «Космическую одиссею 2001 года», а некоторые просто идут в кинотеатр на любую новинку, объясняя это тем, что важен не фильм, а эмоции и воспоминания, которые останутся после похода в кино с друзьями или родными. Поэтому мы рассмотрим именно фильмы о Рождестве.
Как можно догадаться, рождественские фильмы в Японии не имеют никакой связи с христианством, но что удивительно, они почти никогда не связаны даже с Санта-Клаусом! Если на Западе семьи собираются вместе и смотрят добрые фильмы о бородатом старике и его эльфах, то японцы лежат в обнимку с любимым человеком и смотрят романтические мелодрамы. Однако и японцев, и жителей западных стран объединяет вера в рождественское чудо – в этот праздник обязательно побеждает добро.
Так что если вам захочется испытать на себе японское Рождество без путешествия в постоянно открывающую-закрывающую свои границы страну, то смело идите в ближайший ресторан KFC за ведром куриных крылышек, по пути обратно прикупите тортик, а дома устраивайтесь поудобнее и включите одну из следующих картин.
«Любовь и магия чудесного Дэбикуро-куна» (MIRACLE デビクロくんの恋と魔法), 2014 г.
Хикари – молодой мечтатель с нежной душой, желающий создавать собственную мангу. Однажды он встречается с кореянкой Соён, которая поразительно похожа на героиню одного из комиксов Хикари. Впечатлённый красотой новой знакомой, юный мангака не замечает любви своей подруги детства Анны. Любовный треугольник превращается в квадрат, когда Хикари встречается со своим университетским приятелем, мангакой Китаямой.
Очаровательная и предсказуемая романтика фильма разбавлена волшебными эпизодами анимации, где загадочный персонаж Дьявол-Клаус, тоже один из героев манги Хикари, комментирует события картины и даже даёт зрителю советы.
«Любовь и магия чудесного Дэбикуро-куна» – это увлекательно старомодный фильм, который даёт зрителю как раз нужное количество задушевной романтики. И хотя каждый сюжетный поворот можно угадать уже после представления главных персонажей, трогательный сюжет и приятная развязка делают эту картину отличным выбором, если любовные переживания вам по душе.
«Пока не вернётся свет» (大停電の夜に), 2005 г.
Наблюдая за заснеженным небом Токио, 14-летний Сёта замечает женщину по имени Майко, спрыгивающую с крыши близлежащей больницы. Обеспокоенный, Сёта спешит ей на помощь. В той же больнице другой герой, Саэки, навещает своего умирающего отца. На смертном одре отец признаётся сыну в двух вещах: Саэки на самом деле является внебрачным ребёнком, а его якобы мёртвая мать жива и находится в Токио.
У Саэки есть собственные семейные проблемы: его жена готовит документы о разводе, а любовница Мисудзу не хочет расставаться с ним. Она договаривается о встрече с Саэки в их обычном отеле, где Донг-Донг, китаец-швейцар, заканчивает свою рабочую смену. Сегодня на ночном рейсе он должен полететь в Шанхай, чтобы провести Рождество с любимой.
В другом месте беременная Рэйко узнаёт о возвращении своего бывшего любовника, который только что вышел из тюрьмы после шестилетнего срока. И, наконец, Синъити, одинокий хозяин джаз-бара, напрасно ждёт свою бывшую девушку, которая уже вышла замуж. За грустным Синъити с любовью наблюдает Нодзоми, владелица магазина свечей с той же улицы.
Внезапно на Токио падает спутник, прерывая подачу электричества в город. Неожиданная темнота даёт героям отдохнуть от привычной занятой жизни, и постепенно они раскрывают зрителю свои сокровенные чувства. Как это часто бывает в японских произведениях, фильм наполнен эмоциями, скрытыми за спокойным повествованием. «Пока не вернётся свет» – это возможность заглянуть в жизнь обычных жителей Токио и убедиться в том, что в конце концов всё обязательно получится.
«Однажды в Токио» (東京ゴッドファーザーズ), 2003 г.
Гин – пьяница, склонный к приступам гнева и печали. Миюки – мятежная девочка-подросток, сбежавшая из дома. Хана – трансвестит, отчаянно нуждающийся в любви и общении. Связанная случаем и нуждой, эта разношёрстная троица бездомных жила на улицах Токио, однако в канун Рождества их жизнь изменилась навсегда из-за неожиданной находки.
В преддверии праздника Гин, Миюки и Хана роются в куче мусора в поисках подарков и натыкаются на брошенного ребёнка. Вид младенца, лежащего в мусоре в холодную зимнюю ночь взывает к «материнским» инстинктам Ханы, и он настаивает на том, что троица должна найти биологическую мать ребенка. Назвав малышку Киёко (что означает «чистый ребёнок»), они начинают поиски, используя подсказки, оставленные рядом с ней: таинственный ключ и единственную записку. Но вскоре их планы рушатся, поскольку они попадают в череду беспрецедентных событий.
Редко когда можно найти японский рождественский фильм о семье, но эта картина Кона Сатоси идёт вразрез с обычаями, хотя и в довольно своеобразной манере. «Однажды в Токио» – это не беззаботная картина, так как сцены жестокости реалистично отображают бездомную жизнь, однако это и не тяжёлая драма. Кон Сатоси известен своим сюрреалистичным полётом фантазии и психоделическими сюжетами, но здесь повествование основано на реальности с небольшой щепоткой невероятных совпадений, которые поддерживают атмосферу рождественского чуда.
«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (戦場のメリークリスマス), 1983 г.
1942 год, разгар Второй мировой войны. В японском лагере для военнопленных подполковник Джон Лоуренс является связующим звеном между британскими офицерами в плену и командиром лагеря, капитаном Ёноем. Ёной свято чтит кодекс бусидо и является примером настоящего японского офицера того времени, однако его жизненные и моральные принципы начинают ломаться, когда в лагерь привозят майора Джека Селлерса. Ёной становится одержим новым пленным, одновременно испытывая интерес, желание понять и полное отрицание.
Хотя конфликт между Ёноем и Селлерсем является самой яркой сюжетной линией, на протяжении всего фильма мы видим, что японские солдаты и офицеры находятся в похожем конфликте. Кто-то ненавидит противоположную сторону, кто-то просто старается выжить, а кто-то стремится понять. Зная японский язык, Лоуренс чаще всего общается с суровым сержантом Харой, и между ними завязывается своеобразная дружба, преодолевающая все культурные различия.
«Мистер Лоуренс» является совместным японо-британским проектом, и в его актёрский состав входят такие известные люди как Дэвид Боуи, Китано Такэси, Сакамото Рюити и Том Конти. Подобная смесь военной драмы и актёрского таланта привела к созданию по-настоящему серьёзного фильма, который заставляет задуматься о ценности человеческих отношений.
Из всех представленных фильмов «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» является наименее рождественским, однако это не делает его хуже. Наоборот, по мнению автора статьи, этот фильм – лучший из данной подборки. Если вам надоели типичные праздничные фильмы и вы готовы посмотреть серьёзную картину, обязательно посмотрите «Мистера Лоуренса», но будьте готовы к сценам насилия. Мы, в свою очередь, гарантируем, что основная музыкальная тема фильма за авторством самого Сакамото ещё долго будет играть у вас в голове.
Хотя Рождество и было в некотором смысле навязано японскому обществу, японцы не были бы японцами, если бы не смогли адаптировать элемент чужой культуры под себя. Так и японские фильмы о Рождестве могут быть как и привычными Западу, так и с элементами японского мировоззрения, что делает их до удивления самобытными – и оттого ещё более привлекательными.