Эволюция японской женственности в картинах укиё-э

Иностранные медиа часто описывают японок как вежливых, скромных и покорных женщин, но многие из них доказывают, что эти ярлыки ошибочны. Так почему же Япония, одна из стран с самым высоким уровнем образования и крупнейшей экономикой, всё ещё воспринимается как государство с гендерным неравенством? В этой статье вы узнаете откуда взялись стереотипы о японках и как они поменялись со временем.

Для начала нужно рассмотреть, чего ожидали от мужчин и женщин в обществе и как на протяжении веков это закреплялось в массовом искусстве. В Японии одним из самых ранних форм СМИ были картины укиё-э – художественное движение, возникшее в период Эдо (1603–1867), в рамках которого художники запечатлевали повседневную жизнь людей в Японии. С возникновением новых печатных технологий, появилась возможность массово производить картины укиё-э, делая их новым средством массовой информации.

Если мы посмотрим на картины укиё-э и примем во внимание их исторический контекст, можно будет понять, как эволюционировало японское представление о женственности.

Знаменитые куртизанки с картин укиё-э

Куртизанки Ёсивара, Китао Масанобу, Япония 1784 год (период Эдо)

Большинство женщин на картинах укиё-э – куртизанки из увеселительных кварталов, но их роль в обществе выходила далеко за рамки сексуальных услуг, которые они предоставляли.

Это были способные, хорошо образованные женщины, которые развлекали клиентов своими актёрскими и музыкальными навыками или утончённой беседой. Бывало и так, что куртизанки приобретали статус знаменитости, и богатые женщины даже копировали их моду.

Наиболее известные навыки куртизанок представлены на картине Китао Масанобу (картина выше). Стоящая женщина и та, что стоит справа от неё – куртизанки (это понятно из их причесок), и стены комнаты украшены примерами их каллиграфии. Эта картина демонстрирует артистичность и утончённость двух женщин, одновременно с этим указывая на их роль в обществе.

В этот период женщине в Европе, работающей в секс-индустрии, было невозможно добиться такого уважаемого статуса знаменитости в обществе. Проститутки в европейском и американском искусстве чаще были музами, хотя их профессия редко была очевидна и ещё реже прославлялась в искусстве. Несмотря на то, что у каждого из нас есть своё представление о том, что считать аморальным, культура нашей страны во многом влияет на это представление.

Исторически во многих западных странах сложилось так, что сексуальная распущенность была чем-то грязным и аморальным. Было бы невозможным считаться уважаемым и авторитетным членом общества и при этом открыто заниматься проституцией.

В то же время в Японии периода Эдо мужчины и женщины спокойно относились к сексуальным утехам и воспринимали их как естественную дань уважения миру вокруг. Именно такая разница в восприятии мира японцами и европейцами стала причиной, почему куртизанки в Японии были уважаемыми людьми в обществе и культуре.

Признание сексуальных удовольствий в Японии периода Эдо

Принятие японцами того, что сексуальные удовольствия – это довольно увлекательный аспект жизни, позволило многим художникам рисовать эротические картины. Такие картины были чрезвычайно детальными, и в Европе того времени их посчитали бы скандальными.

На картине Хокусая выше первым, что бросается в глаза являются бесстыдно большие гениталии. В японском искусстве мужские и женские гениталии встречаются в примерно одинаковом количестве, в то время как в западном искусстве женские гениталии практически не увидишь, несмотря на популярность женской наготы.

Всё потому, что женщины в западном искусстве регулярно были под взглядами мужчин или широкой публики. Часто они были изображены смотрящими прямо на зрителя, и повёрнуты к нему, полностью во власти его желаний, однако гениталии были закрыты, так как показывать всё в деталях считалось уродливым.

На картине Хокусая мы видим, что женщина даже прикрыла глаза, что является наиболее значимой деталью картины. Она не с нами и даже не подозревает о нашем присутствии. Мы наблюдаем момент её эгоистичного удовольствия, что наделяет её большей силой, чем женщин, изображенных на западных картинах.

 

Как вестернизация сформировала сегодняшние предубеждения

Конечно, не все женщины были изображены на картинах укиё-э. В период Эдо существовал ещё один женский идеал, который и сформировал сегодняшний стереотип: примерная жена, которая посвящает своё время детям и мужу и в то же время следит за хозяйством.

Но почему, даже если мы определили существование двух совершенно разных женских идеалов, второй, наиболее скромный, остаётся основой предубеждений о японке?

Во время периода Эдо Япония изолировала себя от внешнего мира, и её культура и убеждения сформировались так, что их можно считать уникальными для этой страны. После периода Эдо страна решила воссоединиться с миром. Во время изоляции в культуре и искусстве произошли колоссальные изменения, однако технологии и военная мощь остались позади всего мира.

Желание модернизироваться и воссоединиться с миром, а также оккупация после Второй мировой войны вынудили Японию вестернизироваться. Частью этого процесса была необходимость выглядеть в глазах Запада цивилизованной и достойной культурой. Этот процесс адаптации к ценностям другой культуры как раз и послужил концом одного из идеалов японской женственности (речь о куртизанках), так как западная культура исторически связывала сексуальную распущенность с вульгарностью.

Несмотря на то, что этот гендерный идеал исчез из современной японской культуры из-за своей связи с сексуальными услугами, он представляет собой гораздо больше, чем проституцию. Куртизанки были известны своим интеллектом, навыками и достижениями, а также восхвалялись за свою женственность. Этот гендерный идеал, который предлагает современные и универсальные позитивные представления о женщине, не должен быть забыт только потому, что не соответствует убеждениям других культур.

Сегодня, как и всегда, многие японки доказывают, что оставшийся стереотип о них неправда, и настало время остальному миру познать разнообразие женских ролей и характеров, которые прославляли в японской культуре веками.

Источник: Tokyo Weekender

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Войти через почту
Регистрация через почту